Виды внимания. По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное

По характеру происхождения и по способам осуществления выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Второе развивается на основе первого, поэтому - это разные уровни внимания. И если непроизвольное внимание основано на безусловных рефлексах, то произвольное - на условных.

Непроизвольное внимание - это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенностей как раздражителя. И, прежде всего, важны такие особенности раздражителя, как новизна, контрастность в сравнении с другими раздражителями. Например, не в меру расшумевшиеся на уроке ученики смолкают, услышав первые звуки знакомой мелодии, звучащей с пластинки, поставленной учителем.

Непроизвольное внимание связано с направленностью личности, например, человек, увлекавшийся театром, не пройдет мимо театральной афиши, заметит её.

Преднамеренное или произвольное внимание вызывается не внешними особенностями раздражителя, а осознанными особенностями субъекта. Это активное, волевое внимание.

Произвольное внимание - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности, связанное с постановкой цели и приложением усилий воли для её достижения. Допустим, ученик нехотя решает задачу, вникает в смысл и ставит перед собой цель - найти правильный ответ. На этом этапе возникает произвольное внимание.

Особый, третий вид внимания - послепроизвольное внимание (понятие ввёл психолог Н.Ф.Добрынин).

Послепроизвольное внимание - это сосредоточенность на объекте в силу его ценности для личности. В ходе решения задачи учеником такое внимание возникает на этапе заинтересованности содержанием работы. Послепроизвольное внимание не требует волевых усилий, продуктивная работа продолжается уже в силу интереса и положительных эмоций от успеха.

Существует два критерия различения видов внимания: наличие или отсутствие цели и наличие или отсутствие волевых усилий.

Критерии различения Виды внимания: Цель Воля
непроизвольное внимание - -
произвольное внимание + +
послепроизвольное внимание + -

15.Свойства внимания.

Рассмотрим следующие свойства внимания.

Объем внимания - это количество объектов, которое может быть охвачено вниманием в ограниченный отрезок времени.

Для определения объема внимания группу объектов экспонируют 1/10 секунды. Объем внимания взрослого человека - 4-6 объектов, не связанных между собой, а объем внимания детей - 2-4 объекта. Vвним.= 7 2 (по Г.Миллеру).

Распределение внимания - способность человека одновременно выполнять несколько разнородных операций, одновременно удерживать в центре внимания несколько объектов. Так, учитель на уроке, опрашивая ученика, заполняет журнал и поддерживает дисциплину в классе.

Концентрация внимания - это степень сосредоточенности внимания на объекте, интенсивность внимания. Ф.Н.Гоноболин в книге «Внимание и его воспитание» приводит пример на концентрацию внимания. Древняя Греция, осада Сиракуз, в которых жил Архимед. Ученый сосредоточенно чертил геометрические фигуры на песке во дворе своего дома. Чужеземному солдату, убившему его, Архимед успел крикнуть: «Не трогай моих фигур!»

Устойчивость внимания - это длительность сосредоточения на объекте. Исследования психолога Н.Ф.Добрынина доказывают, что ученики 9-11 лет обладают довольно продолжительной устойчивостью внимания: их внимание более или менее устойчиво может быть привлечено к работе в течение 40 минут. Устойчивость внимания связана с динамическими особенностями внимания, например, с флуктуациями – колебаниями внимания (непроизвольные кратковременные изменения степени интенсивности внимания): слушаем часы - то слышим, то не слышим тиканья.

Переключение внимания - это намеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Многим выдающимся ученым поддерживать внимание удавалось следующим образом: они разнообразили свою работу. Н.П.Бехтерева в одном из своих выступлений отметила, что переключение внимания важнее и существеннее отдыха для человека.

Отвлечение внимания - неосознанный перенос внимания, потеря цели внимания, объекта. У школьников, особенно в младшем школьном возрасте, отвлечение внимания проявляется довольно часто. Учитель должен наблюдать и за чрезмерной подвижностью внимания и за его инертностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: