По В.А. Крутецкому, перестаивается и существо учебной деятельности, интерес к учению более всего основан на содержании учебного материала, его связи с жизнью. Подростку нравятся проблемный характер, эмоциональность изложения, поисковая деятельность на уроке, обучение рациональным мыслительным приемам. Более всего совершенствуется мышление (операции), растет способность к абстрагированию. Подросток склонен анализировать действия при решении задачи.
Идет процесс интеллектуализации восприятия, воображения, памяти. Они становятся плановыми, всесторонними. Часто варьируется личное отношение подростка ко всему.
Л.С.Выготский писал, что игра ребенка перерастает в фантазию подростка.
А сближение воображения с теоретическим мышлением становится импульсом к творчеству. Все процессы уже достаточно произвольны, но при этом на «любимом» уроке подросток сосредоточен, а на «нелюбимом» – рассеян. Речь становится контролируемой, подросток любит говорить красиво, грамотно, умно.
|
|
Учитель должен создавать благоприятные условия в процессе обучения.
Новообразования в интеллектуальной сфере таковы:
1. Развитие теоретического, рефлексивного мышления, операции становятся формально-логическими, умеет оперировать гипотезами, развиваются операции классификации, аналогии, обобщения;
2. Интеллектуализация психических функций – восприятия, памяти;
3. Развитие воображения (II сензитивный период)
Заметно развиваются волевые черты, т.к. подросток ставит цель и может планировать действия. Более устойчивым становятся характер, но нарушение дисциплины и эмоциональные срывы еще возможны.
Бодрость, жизнерадостность, инициативность, импульсивность характера для подростка, особенно развиваются познавательные интересы к разным отраслям знаний, спорту.
Раньше других проявляются музыкальные, художественные и литературные способности, позже математические и технические.
“В стремлении подростка нет ничего устойчивого, окончательного. Центральным новообразованием становится “Я” – концепция”, - считал Л.С. Выготский.