Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте

По В.А. Крутецкому, перестаивается и существо учебной деятельности, интерес к учению более всего основан на содержании учебного материала, его связи с жизнью. Подростку нравятся проблемный характер, эмоциональность изложения, поисковая деятельность на уроке, обучение рациональным мыслительным приемам. Более всего совершенствуется мышление (операции), растет способность к абстрагированию. Подросток склонен анализировать действия при решении задачи.

Идет процесс интеллектуализации восприятия, воображения, памяти. Они становятся плановыми, всесторонними. Часто варьируется личное отношение подростка ко всему.

Л.С.Выготский писал, что игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

А сближение воображения с теоретическим мышлением становится импульсом к творчеству. Все процессы уже достаточно произвольны, но при этом на «любимом» уроке подросток сосредоточен, а на «нелюбимом» – рассеян. Речь становится контролируемой, подросток любит говорить красиво, грамотно, умно.

Учитель должен создавать благоприятные условия в процессе обучения.

Новообразования в интеллектуальной сфере таковы:

1. Развитие теоретического, рефлексивного мышления, операции становятся формально-логическими, умеет оперировать гипотезами, развиваются операции классификации, аналогии, обобщения;

2. Интеллектуализация психических функций – восприятия, памяти;

3. Развитие воображения (II сензитивный период)

Заметно развиваются волевые черты, т.к. подросток ставит цель и может планировать действия. Более устойчивым становятся характер, но нарушение дисциплины и эмоциональные срывы еще возможны.

Бодрость, жизнерадостность, инициативность, импульсивность характера для подростка, особенно развиваются познавательные интересы к разным отраслям знаний, спорту.

Раньше других проявляются музыкальные, художественные и литературные способности, позже математические и технические.

“В стремлении подростка нет ничего устойчивого, окончательного. Центральным новообразованием становится “Я” – концепция”, - считал Л.С. Выготский.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: