Общение в жизни старшеклассников

Стремление к самостоятельности не исключает потребности в общении со взрослыми. По данным А.В.Мудрика, 2/3 юношей указывает на необходимость в общении со взрослыми, сохраняя потребность в общении со сверстниками, поэтому в свои секреты и любимые занятия юноши посвящают узкий круг друзей, реже родителей, еще реже – учителей.

Современные психологи ставят вопрос о так называемых «автономиях выросших детей» (по А.В.Петровскому):

1. Поведенческая автономия юношей (потребность и право решать личные вопросы);

2. Эмоциональная автономия (потребность и право иметь личные привязанности, не зависимые от мнения родителей);

3. Моральная и ценная автономия (право на собственную мораль);

Первая автономия проявляется в том, что большинство юношей проводят свободное время вне дома, вторая – в том, что родители не всегда в состоянии оценить перемены в детях, они не всерьез воспринимают переживания детей. Выяснено, что мать в этот период более близкий человек, чем отец. Третья может вливаться в конфликты из-за попытки юноши изменить внешность, атрибуты и черты личности.

Общность коренных жизненных задач облегчает решение проблем «отцов и детей».

И.Ю. Кулагина приводит данные, по которым 70 % юношей хотели бы быть такими людьми, как их родители, а 10 % только в чем-то походить на них.

Ранняя юность – это самый коллективный возраст; самое главное – быть принятым сверстниками и чувствовать себя нужным им. Довольно частое явление для юношей – неудовлетворенность своим групповым статусом. Например, каждый думает, что он может быть лучше, а он лишь шут в компании.

Увеличивается число групп, в которые входит юноша. Его положение осложняется разными требованиями разных групп, в которые он входит.

Все поведение подростков делится на нормальное и девиантное. К этому ведет дезадаптация, потребность в риске, агрессивность приводит к отклонениям от нормы.

Исследователь А.А. Александров в 1988 г. в своей работе называет два фрустрационных типа делинкветности (асоциальное поведение):

1. Агрессивно-защитная делинквентность;

2. Оппозиционная делинкветность.

Первая формируется при обстановке эмоционального отвержения в родной семье; а вторая – при воспитании “кумира” в семье.

Школа не исчерпывает всей жизни юноши, поэтому он часто вливается в стихийные уличные компании, а это может привести к делинквентному поведению.

Резко усиливается потребность в интимной дружбе, где на первом плане – интимность, эмоциональное тепло, искренность. Л.Н. Толстой считал дружбу “символичным рубежом, отделяющим юность от отрочества”.

Очень противоречиво самосознание юноши: постоянное желание излить душу другу, но смотрит на друга как на 2-ое собственное “я”, такая потребность характерна только для юности.

У девочек потребность в интимном друге возникает раньше, чем у юношей, но индивидуальное различие состоит в том, что одни считают, что настоящий друг должен быть один, а другие – что два, три друга лучше.

Дружба бескомпромиссна и требовательна, но велика жажда самораскрытия.

И.С. Кон в “Психологии ранней юности” пишет: “Мальчик не любит женщину, к которой его влечет; и его не влечет к женщине, которую он любит”.

Часто юноши грубы, их цель – эмоциональное общение – выражается в интонациях, настроениях.

В 15-16 лет дружба – это важное средство общения, и, несмотря на высший уровень требований друг к другу, партнеры идеализируют друг друга.

У девочек больше, чем у юношей, потребность в смешанной дружбе. Но, в целом, чаще 17-летки дружат со сверстниками своего пола.

Возможности взаимопонимания между девушкой и юношей затрудняются темпами созревания полов; у юношей раньше начинается чувственно эротическое влечение, у девушек потребность – в ласке и прикосновении. А потребность в духовной близости раньше возникает у девушек.

Воспитание не должно сводиться к системе запретов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: