Чем больше развито самосознание у юноши, тем больше шансов на адекватность восприятия мира, глубокую и устойчивую дружбу.
Новообразованиями юности являются: стремление к профессиональному самоопределению; формирование мировоззрения.
В юности расширяется сфера интересов и запросов, постепенно происходит сокращение различия в уровне и диапазоне развития интересов девушек и юношей.
Возникают тенденции к практицизму, техницизму, недооценке гуманитарной культуры, искусства, литературы.
Задача современного образования – его гуманизация. В ранней юности развивается социальная активность: юноши не просто интересуются событиями окружающего мира, но сами хотят быть участниками (Афганистан, Югославия, Чечня).
У нынешнего поколения – более позднее наступление социальной зрелости, чем у предыдущего.
Средством самоутверждения становится тяга к труду, приносящему пользу и финансовую компенсацию. Но не все подростки любят мыть пол, посуду. В юности возникает жажда “больших денег”, но, к сожалению, не все умеют увидеть результат большого дела в малом: у юношей быстро гаснет энтузиазм, если результатов его труда нет, здесь и сейчас.
|
|
Сегодня часто воспитанием задерживают взросление юношей, поэтому к 40 годам говорят о «молодом поэте», например, а это закрепляет инфантилизм, безответственность.
Вредна и гипер-, и гипоопека – это ведет к делинкветному поведению.
Ранняя юность - решающий возраст для формирования мировоззрения, очень сильно желание понять этот мир и выразить к нему свое отношение. Первый показатель становления мировоззрения – рост познавательного интереса к законам природы, общества и человеческого бытия. Центральный вопрос мировоззрения – о смысле жизни, о том, каким содержанием нужно заполнить жизнь, а так как готового ответа на этот вопрос нет, то юность – это время поисков. Юноши строят планы в сфере самоопределения: по поводу своего морального облика, стиля жизни, уровня притязаний и главное – рода профессиональных занятий. Самое трудное для юношей – правильно выбрать профессию.
По И.Ю. Кулагиной, факторы выбора профессии в юности (в 80-е гг. XX в.) таковы:
1. Престижность, т.е. социальная ценность;
2. Качества личности, присущие представителю данной профессии;
3. Материальный фактор – возможность много заработать в будущем.
Перечисленные новообразования ранней юности – залог проявления психических особенностей следующего возрастного этапа.
РАЗДЕЛ V. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ