Многоаспектность образования. Образование в контексте культуры

Образование – одна из социологических подструктур общества. Его содержание всегда отображает состояние общества. Сегодня это переход от индустриального общества к постиндустриальному информационному обществу.

Еще Ян Амос Коменский говорил о принципе природосообразности: «Идите по стопам природы, ведь человек ее часть и соответственно природе человеческой обучайте человека». А.Дистервег учил: «Обучай культуросообразно, то есть в контексте культуры».

Культура – это воспроизводящаяся при смене поколений система ценностей, образцов поведения в сознании людей. Типы культуры могут быть соотнесены с характерами обучения.

В этнографии известна позиция Маргарет Мид. Она выделяет 3 типа культуры: 1) постфигуративная культура; 2) кофигуративная культура; 3) префигуративная культура.

1) Дети учатся у своих предков и для них жизнь, прожитая взрослыми, это схема их будущего. Такая культура существовала до начала цивилизации. Сегодня она сохранилась в диаспорах и национальных культурах малых народов.

2) Моделью поведения служит поведение современников, но следование старшим эта культура включает как норму поведения. В чистом виде, это общество, где нет «дедов» и «бабок», то есть в результате кризиса постфигуративной культуры возникает кофигуративная. Образование в Европе и России показывает, что же стоит кофигуративная культура, что образование - не разрыв, а объединение 2 типов культур, оно должно формализоваться в форме сотрудничества между поколениями.

3) Возникает тогда, когда взрослые учатся у своих детей – это отображение сегодняшней культуры, когда считается, что образование дает подготовку детей к восприятию нового, но при этом сохраняются все ценности прошлых цивилизаций.

А.Г. Асмолов вводит понятие “культуры полезности” и “культуры достоинства” (главная ценность – это личность человека, независимо от отклонений). “Культура достоинства” требует новой парадигмы образования, которая должна быть ориентирована на воспитание чувства собственного достоинства и высшего профессионализма. Такая культура, несомненно, потребует коренной реорганизации и изменения содержания образования. В собственных психологических вариантах изучения проблемы культуры и образования она решает как соотношение мира взрослых и мира детей.

А.Б. Орлов приводит несколько идеализированные, по мнению И.А. Зимней, принципы традиционного и гуманистического образования. Таким образом, в истории цивилизации накопились противоречия между стереотипами образования и новыми знаниями о ребенке, а это требует решения вопроса об образовании.

Традиционно образование – это создание человека по образу и подобию. Существуют и светская, и религиозная трактовка понятия образования. В христианстве с понятием образования соотносится понятие образ Божий и образование – это следование образу Божьему. Именно так понимали образование и в Средневековье. А в эпоху Возрождения, когда главную ценность представлял человек, - образование считалось способом создания собственного лика, образа. Сегодня образование включает в себя обучение и воспитание. По Л.Н. Толстому, “… всякое знание действует воспитательно”. Таким образом, можно говорить о многоаспектности образования: как системы, как процесса, как индивидуального или коллективного результата этого процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: