Образование как система. Тенденции развития современного образования

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека.Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего и идет управление развитием человека.

Педагогическая психология специально эту проблему не рассматривает, но изучает педагогическую деятельность и учение в рамках этой системы.

Образовательная деятельность понимается как единство преподавания (деятельности педагога) и учения (деятельности обучаемого). Субъектом в этой системе могут быть как ученик, так и педагог (взаимосвязь).

Образование как система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами.

Системообразующей составляющей образования как системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует общество в данный момент своего развития.

Образование как система рассматривается в 3-х измерениях:

1) социальный масштаб рассмотрения (т.е. образование в мире, в стране, в регионе),

2) ступень образования,

3) профиль образования (специализированное и общее).

Если характеризовать образование как систему по этим трем измерениями, то образование как система может быть светской, клерикальной, государственной, частной, муниципальной, федеральной.

Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:

1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, школьное, высшее).

2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.

3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.

Формы учебных заведений: гимназии, лицеи, средние школы, институты, университеты, академии.

Формы обучения: урок, лекции, семинар, лабораторные занятие.

Формы контроля: опрос, зачет, экзамен.

Они имеют преемственность уровней, характеризуются направленностью и управляемостью.

Образование как система имеет качественные и количественные характеристики.

Образование как система определяется функциональным развитием.

В последнее время система образования оценивает результаты своей деятельности только по выходу (он представлен стандартом, не зависящим от форм обучения). Также образовательная система все чаще переходит от контактного к дистантному типу обучения (обучение с помощью либо дистантных средств, либо специальных учебных пособий на базе программированного обучения).

Что касается образования как процесса, следует учитывать, что оно не прекращается в течение всей жизни человека, хотя и изменяется по целям, содержанию и формам.

Развитие образования как процесса предполагает:

1) разграничение 2-х его сторон – обучение и воспитание,

2) со стороны обучающего образовательный процесс всегда это единство обучения и воспитания,

3) процесс воспитательного обучения для ученика включает освоение знаний, решение познавательных задач и личностное совершенствование.

Образование как результат может развиваться в 2 планах:

1) в плане образа того результата, который должен быть получен образовательной системой в виде некоего стандарта;

2) если человек, прошел обучение в определенной образовательной системе, то опыт результатов этого образования будет общим и профессиональным образованием.

Основные тенденции современного образования по А.А. Вербицкому таковы:

1) осознание каждого уровня образования как составных частей системы непрерывного образования (эта тенденция способствует решению проблемы преемственности проблем образования);

2) индустриализация обучения, т.е. усиление интеллектуальной деятельности через компьютеризацию;

3) переход от информативных форм к активным методам и формам обучения (проблемное обучение, самостоятельные науки и поиск).

Существуют еще некоторые тенденции, базирующиеся на таких принципах, как:

1) интеграция школы и других институтов образования (тенденция преемственности);

2) принцип гуманизма и внимания к личности;

3) принцип индивидуализации и создание условий проявления способности ученика и др.

Понятно, что принципы и тенденции развития системы образования воплощаются в специальных теориях обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: