Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых в обществе для развития человека.Специально организованная образовательная система – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую систему образования, посредством чего и идет управление развитием человека.
Педагогическая психология специально эту проблему не рассматривает, но изучает педагогическую деятельность и учение в рамках этой системы.
Образовательная деятельность понимается как единство преподавания (деятельности педагога) и учения (деятельности обучаемого). Субъектом в этой системе могут быть как ученик, так и педагог (взаимосвязь).
Образование как система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами.
Системообразующей составляющей образования как системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует общество в данный момент своего развития.
|
|
Образование как система рассматривается в 3-х измерениях:
1) социальный масштаб рассмотрения (т.е. образование в мире, в стране, в регионе),
2) ступень образования,
3) профиль образования (специализированное и общее).
Если характеризовать образование как систему по этим трем измерениями, то образование как система может быть светской, клерикальной, государственной, частной, муниципальной, федеральной.
Образование может рассматриваться в разных смысловых плоскостях:
1. Образование как система имеет определенную структуру и иерархию ее элементов в виде научных и учебных заведений разного типа (дошкольное, школьное, высшее).
2. Образование как процесс предполагает протяженность во времени, разницу между исходным и конечным состояниями участников этого процесса; технологичность, обеспечивающую изменения, преобразования.
3. Образование как результат свидетельствует об окончании учебного заведения и удостоверении этого факта сертификатом.
Формы учебных заведений: гимназии, лицеи, средние школы, институты, университеты, академии.
Формы обучения: урок, лекции, семинар, лабораторные занятие.
Формы контроля: опрос, зачет, экзамен.
Они имеют преемственность уровней, характеризуются направленностью и управляемостью.
Образование как система имеет качественные и количественные характеристики.
Образование как система определяется функциональным развитием.
В последнее время система образования оценивает результаты своей деятельности только по выходу (он представлен стандартом, не зависящим от форм обучения). Также образовательная система все чаще переходит от контактного к дистантному типу обучения (обучение с помощью либо дистантных средств, либо специальных учебных пособий на базе программированного обучения).
|
|
Что касается образования как процесса, следует учитывать, что оно не прекращается в течение всей жизни человека, хотя и изменяется по целям, содержанию и формам.
Развитие образования как процесса предполагает:
1) разграничение 2-х его сторон – обучение и воспитание,
2) со стороны обучающего образовательный процесс всегда это единство обучения и воспитания,
3) процесс воспитательного обучения для ученика включает освоение знаний, решение познавательных задач и личностное совершенствование.
Образование как результат может развиваться в 2 планах:
1) в плане образа того результата, который должен быть получен образовательной системой в виде некоего стандарта;
2) если человек, прошел обучение в определенной образовательной системе, то опыт результатов этого образования будет общим и профессиональным образованием.
Основные тенденции современного образования по А.А. Вербицкому таковы:
1) осознание каждого уровня образования как составных частей системы непрерывного образования (эта тенденция способствует решению проблемы преемственности проблем образования);
2) индустриализация обучения, т.е. усиление интеллектуальной деятельности через компьютеризацию;
3) переход от информативных форм к активным методам и формам обучения (проблемное обучение, самостоятельные науки и поиск).
Существуют еще некоторые тенденции, базирующиеся на таких принципах, как:
1) интеграция школы и других институтов образования (тенденция преемственности);
2) принцип гуманизма и внимания к личности;
3) принцип индивидуализации и создание условий проявления способности ученика и др.
Понятно, что принципы и тенденции развития системы образования воплощаются в специальных теориях обучения.