Экономический анализ как наука и практика

Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.

Изначально анализ (от греч. analisis) представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части. Как правило, анализ выступает в единстве с понятием «синтез» (от греч. sinthesis) − соединение ранее разделенных элементов для изучения объекта в целом.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.

На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.

Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.

Микроэкономический анализ - это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.

Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.


 
 


Рис.1. Схема основных видов экономического анализа


Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.

Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.

Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.

Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.

Объект экономического анализа - хозяйственная деятельность предприятий.

Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:

· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.

· Научное обоснование текущих и перспективных планов.

· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.

· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.

· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.

· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.

Классификация видов экономического анализа:

1. По отраслевому признаку

· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),

· межотраслевой.

2. По признаку времени

· предварительный (перспективный).

- краткосрочный;

- долгосрочный.

· последующий(ретроспективный).

- оперативный;

- итоговый (результативный).

3. По пространственному признаку

· внутрифирменный;

· межфирменный.

Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.

Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).

Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:

- внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;

- функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.

Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.

4. По аспектам исследования

· Финансовый;

· управленческий;

· социально-экономический;

· экономико-статистический;

· маркетинговый;

· инвестиционный;

· экономико-экологический;

· функционально-стоимостный;

· логистический и т.д.

5. По методике изучения объектов

· Качественный;

· Количественный;

· экспресс-анализ;

· фундаментальный;

· маржинальный;

· экономико-математический и др.

6. По субъектам анализа

· внутренний;

· внешний.

7. По степени охвата изучаемых объектов

· сплошной;

· выборочный.

8. По содержанию программы

· комплексный;

· тематический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: