Новые условия организации и ведения бизнеса потребовали не только внедрения новых способов ведения хозяйствования, но и изменения взглядов на содержание основных функций, выполняемых специалистами для обеспечения рентабельной работы организации, в числе которых и комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности.
Изначально анализ (от греч. analisis) представляет собой разложение изучаемого объекта на составные части. Как правило, анализ выступает в единстве с понятием «синтез» (от греч. sinthesis) − соединение ранее разделенных элементов для изучения объекта в целом.
Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленении их на составные части и изучении их во всем многообразии связей и зависимостей.
На рис. 1. дана примерная схема основных видов экономического анализа.
Макроэкономический анализ — это комплексный анализ народного хозяйства страны и мирового в целом.
Микроэкономический анализ - это анализ деятельности основных звеньев народного хозяйства, т.е. организаций, в том числе коммерческих организаций или предприятий.
|
|
Экономический анализ по субъекту проведения можно разделить на внешний, который проводится в интересах государства, потенциальных партнеров, кредиторов, инвесторов и акционеров, как правило, аудиторскими фирмами и на внутренний, проводимый в интересах руководства организации внутренними аналитиками.
Рис.1. Схема основных видов экономического анализа
Теорию экономического анализа будем рассматривать только в рамках анализа деятельности организаций и прежде всего коммерческих предприятий.
Сущность экономического анализа составляет информационно-аналитическое обеспечение принимаемых управленческих решений. Содержание экономического анализа заключается в использовании научных методов для обоснования решений.
Цель экономического анализа – аналитическое обоснование управленческих решений принимаемых руководителями различных уровней.
Предмет экономического анализа функция управления, отражающая технологический этап процесса принятия решений.
Объект экономического анализа - хозяйственная деятельность предприятий.
Основные задачи экономического анализа субъекта хозяйствования:
· Объективная оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
· Изучение влияния объективных и субъективных факторов на результаты хозяйственной деятельности.
· Научное обоснование текущих и перспективных планов.
|
|
· Контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов.
· Поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия.
· Оценка предпринимательских и финансовых рисков и выработка механизмов управления ими.
· Разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов.
Классификация видов экономического анализа:
1. По отраслевому признаку
· отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и т.д.),
· межотраслевой.
2. По признаку времени
· предварительный (перспективный).
- краткосрочный;
- долгосрочный.
· последующий(ретроспективный).
- оперативный;
- итоговый (результативный).
3. По пространственному признаку
· внутрифирменный;
· межфирменный.
Самое последнее достижение в области межфирменного сравнительного анализа — бенчмаркинг. Это система раннего предупреждения о назревающих проблемах, основанная на исследовании достижений науки и практики не только в собственной отрасли, но и в других отраслях.
Понятие бенчмаркинг было введено впервые американскими компаниями в сфере бизнеса в 70-х годах XX века, в частности компаниями Xerox и Ford Motor Co как процесс самооценки и совершенствования своей работы. Сам термин появился в 1972 году в результате исследований маркетингового инструментария в Институте стратегического планирования Кембриджа (США).
Основным принципом бенчмаркинга стал лозунг: если организация хочет стать лучшей, она должна знать, как лидеры в этой сфере деятельности достигают высоких результатов. Бенчмаркинг рассматривается как мощный инструмент повышения качества продукции и предполагает двухэтапный процесс:
- внутренний бенчмаркинг — метод сравнения отдельных операционных действий или функций с подобными и выявление того, что необходимо совершенствовать;
- функциональный (внешний) бенчмаркинг — метод поиска и изучения лучшего опыта в этой области с целью определения возможности его применения.
Бенчмаркинг (от benchmark) — процесс по целенаправленному поиску, оценке, обучению и использованию лучшего опыта организации и производства продукции или оказания услуг на отраслевом, национальном и межнациональном уровне. Бенчмаркинг можно отнести к совокупности управленческих методов.
4. По аспектам исследования
· Финансовый;
· управленческий;
· социально-экономический;
· экономико-статистический;
· маркетинговый;
· инвестиционный;
· экономико-экологический;
· функционально-стоимостный;
· логистический и т.д.
5. По методике изучения объектов
· Качественный;
· Количественный;
· экспресс-анализ;
· фундаментальный;
· маржинальный;
· экономико-математический и др.
6. По субъектам анализа
· внутренний;
· внешний.
7. По степени охвата изучаемых объектов
· сплошной;
· выборочный.
8. По содержанию программы
· комплексный;
· тематический.