ВДС (в рыночных ценах)

= ВДС (в основных ценах) + ЧНП + ЧНИ,

где ЧНП – чистые налоги на продукты. Они включают платежи, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции (услуг),

ЧНИ – чистые налоги на импортируемые товары и услуги, т.е. налоги за вычетом субсидий (текущих некомпенсируемых выплат из федерального бюджета предприятиям при условии производства ими определенного вида продукции или услуг).

Стоимость чистой продукции – это стоимость валовой продукции за вычетом потребления основного капитала.

Долей чистой продукции является отношение стоимости чистой продукции к стоимости валового выпуска. Эта доля особенно высока в добывающих отраслях (например, около 70 процентов в горно-добывающей промышленности) и снижается по мере приближения со­ответствующей отрасли к конечному потребителю.

Обобщающим показателем, характеризующим потенциальные возможности предприятия, является его производственная мощность — способ­ность имеющихся у него средств труда (машин, оборудования, аг­регатов, установок, производственных площадей) к максимально возможному выпуску продукции, добыче или переработке сырья в год (сутки, смену). В общем виде производственную мощность можно определить как максимально возможный выпуск продук­ции в соответствующую единицу времени при условии эффек­тивного использования оборудования и площадей.

Производственная мощность определяется по номенклатуре выпускаемой продукции, учитывающей профиль фирмы. В условиях, когда деятельность фирмы должна быть ориенти­рована на удовлетворение спроса на ту или иную продукцию, учет требований потребителей, планируемую мощность надо оп­ределять исходя их портфеля заказов.

Для правильного расчета производственной мощности необ­ходимо располагать информацией об использовании установлен­ного оборудования (все наличное оборудование, числящееся на ба­лансе предприятия, делится на установленное и неустановленное).

На микроэкономическом уровне (уровне предприятия) рассчитывают такие показатели, как:

Валовой оборот предприятия (ВО) – это общий объем продукции, произведенной за отчетный период всеми промышленно-производственными подразделениями, независимо от того, потреблена ли данная продукция в этом же периоде в других цехах, оставлена ли она для использования в следующем периоде или отпущена на сторону.

Внутрипроизводственный оборот (ВПО) - это общая сто­имость потребленных в данном периоде в пределах фирмы по­луфабрикатов и услуг.

Валовой оборот определяется как сумма следующих элементов:

– стоимости готовых изделий, выработанных в отчетном периоде всеми цехами предприятия (как из своего сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчика);

– стоимости работ по модернизации или реконструкции собственного оборудования и транспортных средств;

– изменения остатков незавершенного производства;

– стоимости произведенных в отчетном периоде полуфабрикатов, инструментов, приспособлений;

– стоимости работ промышленного характера, выполненных по заказам со стороны или для непромышленных подразделений своего предприятия:

ВО = ГП + ПФ ± Ионзп,

где ГП — готовая продукция;

ПФ — полуфабрикаты;

Ионзп изменение остатков незавершенного производства.

Валовая (произведенная) продукция (ВП) представляет собой стоимость продукции всех промышленно-производственных цехов за вычетом ВПО. Валовая продукция может рассчитываться двумя способами:

- исходя из ВО, заводским методом: ВП = ВО – ВПО,

- на основе поэлементного подсчета, когда все входящие в нее элементы суммируются:

ВП = ГП + ПФс ± ПФз ± Ионзп,

где ПФс — полуфабрикаты, отпущенные сторонним потре­би­­те­лям;

ПФз — запасы полуфабрикатов на межцеховых складах;

Ионзп изменение остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственной выработки.

Объем валовой продукции (работ, услуг) определяется в отпускных ценах предприятий без налога на добавленную стоимость и акциза.

Товарная продукция (ТП) охватывает стоимость только той части произведенной в отчетном периоде продукции, которая отпущена или предназначена к отпуску на сторону. ТП исчисляется в текущих оптовых ценах пред­приятия, при этом в нее включается только стоимость выработки изделия без стоимости материалов заказчика. Товарная продукция равна валовой за вычетом:

— изменения остатков полуфабрикатов собственного изготовления и продукции вспомогательных производств,

— изменения остатков незавершенного производства;

— стоимости сырья и материалов заказчика, не оплаченных производителем готовой продукции:

ТП = ГП + ПФ + РПх-ра + ПВц + Спсмз,

где РПх-ра работы промышленного характера, выполнен­ные на сторону, включая ремонт и использование транспорт­ных средств;

ПВц — стоимость продукции вспомогательных цехов, отпущен­ной на сторону или своему капитальному строитель­ству;

Спсмз стоимость переработки сырья и материала заказчи­ка.

Отгруженная продукция (ОП) -продукция, фактически отгруженная в отчетном периоде потребителям (включая продукцию, сданную по акту заказчикам на месте), выполненные работы и услуги, принятые заказчиком.

Реализованная продукция (РП) - продукция, оплаченная покупателем в отчетном периоде, независимо от времени ее производства. РП равна товарной продукции за вычетом:

— изменения остатков неотгруженной товарной продукции,

— изменения остатков отгруженной, но не оплаченной поку­пателем продукции:

РП = ТП + Огпнг – Огпкг,

где Oгпнг — остатки готовой продукции на начало года;

Огпкг остатки готовой продукции на конец года.

Между показателями объема произведенной, отгуженной и реализованной продукции существует следующая зависимость:

ОП=ПП∙ = ПП∙Ко,

РП=ПП∙ = ПП∙Ко∙Кр,

Где Ко – коэффициент отгрузки, Кр- коэффициент реализации.

Коэффициент отгрузки показывает, сколько денежных единиц отгруженной продукции приходится на единицу стоимости произведенной продукции, а коэффициент реализации – выручку от реализации на единицу стоимости отгруженной продукции. Данные коэффициенты в определенной степени характеризуют ситуацию, складывающуюся на рынке с тем или иным товаром, а также эффективность службы работы маркетинга.

Функциональная связь между показателями позволяет с помощью факторного индексного анализа оценить влияние факторов на изменение объема отгруженной или реализованной продукции.

Индекс физического объема промышленной продукции (работ, услуг) — относительный показатель, характеризующий изменение массы произведенной продукции (работ, услуг) в сравниваемых периодах: , где q1 – натуральный объем продукции, произведенной в текущем периоде, p1,p0 – цены за единицу продукции в текущем и базисном периодах соответственно.

Статистический анализ качества продуктов и услуг

Понятие качества продукции и задачи статистики

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением.

Задачи статистики в изучении качества продукции:

- организация и проведение статистического наблюдения за выполнением требований потребителей к качеству товаров и услуг;

- разработка системы показателей для оценки результативности и эффективности системы менеджмента качества;

- разработка статистической методологии измерения и анализа качества процессов, имеющих место в осуществлении деятельности организации.

Система статистических показателей качества

Многообразие видов деятельности (планирование, маркетинговые исследования, работа с поставщиками, анализ и контроль процессов в организации и т.п.) приводит к необходимости применения самых раз­личных характеристик и показателей качества. Их выбор связан с осо­бенностями организации, технологии производства, свойств и назна­чения продуктов и услуг.

Количественная характеристика качества может отражать одно или несколько свойств продукции и учитывать условия ее создания, эксплуатации или потребления. Натуральные показатели качества мо­гут отражать массу, размер, процентное содержание вещества, трудо­емкость изготовления, безотказность в работе и др.

В зависимости от характеризуемых параметров (свойств) различа­ют единичные и комплексные показатели качества.

Качество продукции может быть представлено в натуральных и стоимостных единицах измерения.

Большое значение для комплексной оценки качества сложной продукции имеет выбор эталона качества. Для получения комплекс­ной оценки за эталон качества принимается один из экземпляров продукции. Каче­ство остальных экземпляров выражается в единицах эталонного ка­чества.

Если качество изделия может быть оценено потребителем только по одному параметру, то проблема состоит в выборе этого параметра.

Качество изделий (услуг) может оцениваться и по нескольким па­раметрам с учетом требований потребителей. Например, оценка качества обслуживания авиапассажиров может строиться с учетом того, что требования к качеству исходят из некоторых предпочтений (продолжительность полета, комфортность условий и т.п.)

Основные свойства продукции, ее функции, область применения отражают показатели назначения.

Для многих видов продукции сохраняют свое значение показатели сортности (высший, первый).

В условиях рыночной экономики все большее значение приобретают эстетические показатели качества (внешний вид, форма и др.); эргономические показатели, учитывающие удобство эксплуатации; патентно-правовые показатели (патентная защита, патентная чистота и др.).

Обобщающими показателями качества продукции и качества работы могут быть:

• доля сертифицированной продукции в объеме реализованной (отгруженной) продукции;

• доля новой продукции в объеме реализованной (отгруженной) продукции.

Сводная оценка качества (Ксв) может быть получена путем расчета коэффициента качества В.А.Трапезникова. В этом случае исчисляют коэффициенты качества по каждому параметру (Кi), а затем получают обобщенную оценку по формуле: .

Сводные характеристики уровня и динамики качества могут быть получены путем расчета индекса качества А.Я. Боярского:

где qj1 – фактически выпущенное количество продукции j -го вида (j = 1,2,..., l); pj – цены, принятые в качестве фиксированных при оценке j -го вида продукции; ijk –индивидуальные индексы качества продукции j -го вида (отношение фактического уровня качества к базисному, т.е. ijk = K j1 / K j0).

Для каждого j -го вида продукции или работы могут быть использо­ваны свои специфические показатели качества.

Если индекс качества (Ik)умножить на индекс объема продукции (Iq), то получим динамику изменения объема продукции с учетом изменения ее качества (Iqk):

Обобщающие оценки системы менеджмента качества могут быть получены на основе анализа отклонений от намеченных целей, рей­тинга руководителей. При оценке достижения или недостижения цели выставляется соответствующий балл, определяются положительные и отрицательные от­клонения от намеченных целей и находится интегральная оценка ка­чества.

Статистические методы контроля качества

Несоответствие качества продукции определенным стандартам выявляется непосредственно в процессе производства.

Качество обеспечивает контроль технологического процесса. Выход за пределы до­пустимого диапазона контрольных параметров может привести к вы­пуску бракованной продукции. Отклонения параметров происходят под воздействием случайных факторов. Для контроля качества техно­логических процессов применяются статистические методы. Наибольшее распространение среди них получили:

- гистограммы качества;

- диаграммы Парето;

- контрольные карты.

Контролем качества продукции обычно занимается отдел технического контроля (ОТК) предприятия. Есть различные виды контроля - входной контроль, приемочный контроль (готовой продукции), и контроль при передаче полуфабрикатов и комплектующих из цеха в цех. Кроме сплошного контроля всех изделий подряд применяют выборочный, когда о качестве партии продукции судят по результатам контроля некоторой части - выборки.

контроль - это выборочный контроль на научной основе. Выборочный контроль является единственно возможным в случае разрушающего контроля. Так после проверки качества таких продуктов, как спички, лампочки, патроны, консервы и т.п. они приходят в негодность. Выборочный метод позволяет судить о качестве партии продукции по результатам контроля её части - выборки. Выборочные методы контроля могут применяться и из экономических соображений, когда стоимость контроля высока по сравнению со стоимостью изделия. Например, вряд ли целесообразно визуально проверять качество каждой скрепки в каждой коробке.

Для проведения выборочного контроля необходимо сформировать выборку, выбрать план контроля.

Гистограмма качества – столбиковая диаграмма, характеризующая распределение изделий по величине контрольного параметра. Полученное распределение сравнивают с нормальным (гауссовым), а также с границами допуска (контрольными пределами). На графике гистограммы качества (см. рис.) вертикальными линиями указаны:

- границы допуска (нижняя и верхняя);

- среднее значение;

- стандартное отклонение относительно среднего.

Рис. Пример гистограммы качества.

Диаграмма Парето служит удобным и наглядным способом выделения немногочисленных существенно важных факторов, оказывающих влияние на качество продукции. Исходные данные организуются в виде последовательности значений некоторой переменной – количества событий, отнесенных к соответствующему классу. Данные упорядочиваются (обычно в порядке убывания). Исключение составляет класс «прочие», который всегда следует последним. Результат представляет собой столбиковую диаграмму с наложенной на нее кривой накопленного числа событий. Пример построения диаграммы Парето приведен на рис.

Классификация событий (нежелательных результатов деятельности).

событие Классы / подклассы
Качество продукции Дефекты: Деформации Царапины Трещины Пятна … Поломки Ошибки Отказы Рекламации
Сроки поставки Нехватка запасов Срыв сроков Ошибки в составлении счетов
безопасность Несчастные случаи Трагические ошибки Аварии

Рис. Пример диаграммы Парето.

Контрольные карты представляют собой график изменения во времени значения контрольного параметра с нанесенной центральной линией и двумя пределами допуска (см. рис.). Они являются удобным и наглядным способом выявления необычных отклонений в динамике контрольного параметра.

Рис. Пример контрольной карты

В процессе производства проводятся выборки изделий заданного объема. После этого на специально разлинованной бумаге строятся контрольные карты - диаграммы изменчивости выборочных значений контрольного параметра в этих выборках и рассматривается степень их близости к заданным значениям: центральному (роль которого играет среднее или норматив) и верхнему и нижнему пределам. Если диаграммы обнаруживают:

- наличие тренда выборочных значений;

- выход за пределы выборочных значений;

- сильное рассеяние выборочных значений относительно центральной линии;

- расположение группы последовательных выборочных значений около одной контрольной границы

то считается, что процесс вышел из-под контроля, и предпринимаются необходимые действия для того, чтобы найти причину его разладки. Существует 6 типов контрольных карт:

· (x-R) – карта;

· х - карта;

· pn - карта;

· p - карта;

· с - карта;

· u – карта.

В случае (x-R) – карты строится 2 графика. При этом по горизонтальной оси откладываются номера соответствующих выборок; по вертикальной оси в случае X -карты отложены выборочные средние исследуемых характеристик, а в случае R-карты - размахи соответствующих выборок. Обычно нанесенные на карты отдельные точки соответствуют выборочным значениям и соединяются прямыми линиями.

x- карта замещает (x-R) – карту в тех случаях, когда данные поступают через большие промежутки времени или группирование данных неэффективно. Тогда на карту наносятся сами значения контрольного параметра, а не статистические характеристики.

pn-карта. В контрольных картах этого типа показатель качества представлен числом дефектных изделий или их долей в последовательности выборок фиксированного объема n. Контрольные пределы этой карты рассчитываются на основе биномиального распределения.

P-карта в отличие от pn – карты применяется в случае выборок различного размера. При этом исходные данные организуются в виде последовательности значений двух переменных: размера выборки и числа (доли) дефектных изделий.

C-карта используется, когда управление процессом ведется по числу дефектов в изделиях одинакового размера. Каждое изделие соответствует выборке. Примеры дефектов: царапины на листе стали, утолщения в нити и т.п. При использовании карты этого типа делается предположение, что дефекты контролируемой характеристики продукции встречаются сравнительно редко, при этом контрольные пределы для данного типа карт рассчитываются на основе свойств распределения Пуассона (распределения редких событий).

U-карта в отличие от с-карты применяется к изделиям разного размера. В этом случае исходные данные организуются в виде последовательности значений двух переменных: размера изделия и числа дефектов на изделии.

План статистического контроля – система правил, определяющих методы отбора изделий для проверки и условия, при которых партию следует принять, забраковать или продолжить контроль.

Наибольшее распространение получили следующие виды планов статистического контроля.

1. Одноступенчатый контроль, при котором если фактическое (наблюдаемое) число дефектных изделий в выборке - m заданного объема окажется не больше приемочного числа - c, то партия принимается, иначе бракуется.

2. Двухступенчатый контроль, согласно которому, если среди случайно отобранных изделий оказалось m1 бракованных, причем m1≤c1, то партия принимается, если m1≥d1, то партия бракуется; если с1≤ m1 ≤ d1, то принимается решение о проведении повторного отбора (где с1 и d1- заданные нормативы брака). При повторном отборе определяется число бракованных изделий m2. Если оно не больше приемочного числа с2, то партия принимается, иначе бракуется.

3. Многоступенчатый контроль, алгоритм которого аналогичен двухступенчатому.

4. Последовательный контроль, при котором решение о контролируемой партии принимается после оценки качества выборок, общее число которых заранее не установлено и определяется в процессе по результатам предыдущих выборок.

Задача выборочного приемочного контроля фактически сводится к статистической проверке гипотезы о том, что доля дефектных изделий q в партии равна допустимой величине, т.е. Н0: q=q0.

Задача правильного выбора плана статистического контроля состоит в том, чтобы сделать ошибки первого и второго рода маловероятными. Напомним, что ошибки первого рода связаны с возможностью ошибочно забраковать партию изделий; ошибки второго рода связаны с возможностью ошибочно пропустить бракованную партию.


Контрольные вопросы

1. Уточните понятие «производство» и раскройте основные задачи статистики производства?

2. В чем различие между продуктом и услугой?

3. В чем измеряется произведенная продукция?

4. В каком случае следует использовать стоимостные пока­затели продукции?

5. Какие группы по степени готовности выделяют в промышленной продукции?

6. Какие группы промышленной продукции выделяют по ее эко­номическому назначению?

7. Какими показателями характеризуется производство продукции за определенный период на макроуровне?

8. Какими показателями характеризуется производство продукции за определенный период на микроуровне?

9. Как измеряют изменение объема продукции во времени?

10. Что характеризует потенциальные возможности предприятия? В каких условиях оценивается этот показатель?

11. Какие виды цен используют в статистике предприятий?

12. Для чего используют индекс-дефлятор?

13. Из чего складывается объем промышленной продукции?

14. Приведите понятие «качество продукции» и раскройте задачи статистики в изучении качества.

15. Назовите виды показателей качества продукции.

16. Назовите обобщающие показатели качества продукции и работ. Опишите методику их расчета.

17. Почему статистический контроль качества осуществляется на выборочной основе?

18. Что представляет собой гистограмма качества?

19. Что представляет собой диаграмма Парето?

20. Что представляет собой контрольная карта?

21. Перечислите виды контрольных карт и дайте им характеристику.

22. Дайте понятие плана статистического контроля.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: