Статистика продукции и ее качества

Цель: сформировать представление о статистических методах учета и анализа продукции и ее качества.

Задачи: познакомить студентов с методами учета производства и реализации продукции, анализа ее динамики и качества.

Понятие продукции отрасли

Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, осуществляющих экономическую деятельность в пределах национальной экономики.

Отрасль – группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), для которых характерна общность сферы деятельности, выпускаемой продукции, технологии производства, использования сырья, основных фондов и профессиональных навыков работников.

Деление национальной экономики на отрасли позволяет осуществлять государственное статистическое наблюдение по видам деятельности за развитием экономических процессов в стране, обеспечивать потребности органов государственной власти при решении задач занятости, инвестиционной деятельности и др., готовить статистическую информацию для сопоставления ее на международном уровне.

Отрасль промышленности в соответствии с международным отраслевым классификатором (МСОК) видов экономической деятельности включает следующие виды экономической деятельности:

- горно-добывающая промышленность (раздел «С» МСОК);

- обрабатывающая промышленность (раздел «D» МСОК);

- электроэнергия, газ и водоснабжение (раздел «E» МСОК).

В промышленности основной хозяйственной единицей является предприятие.

Предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект, созданный для организации предпринимательской деятельности, экономическими целями которого являются обеспечение общественных потребностей и извлечение прибыли.

С точки зрения системного подхода промышленное предприятие представляет собой совокупность подразделений - цехов. Промышленное предприятие осуществляет производство, т.е изготовление материальных благ, включая со­пряженные услуги (монтаж, ремонт и т п.) при условии, что они пре­доставляются в секторе производителей товаров.

В задачи статистики производства входит:

— построение системы показателей, характеризующих объем производства, его структуру и динамику,

— изучение основных закономерностей воспроизводства и определяющих его факторов.

Про­дукция – это прямой полезный результат деятельности предприятия любой отрасли, которая может быть измерена в денежном выражении либо в натураль­но-вещественной форме по продуктам, и в денежной форме по услугам, которые трудно или вообще не­возможно выразить в натуральных измерителях.

Виды и составные элементы продукции

Основными элементами продукции являются продукты и услуги.

Продукт – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала исчезают, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (изделия) — это объекты, имеющие вещественную форму и способные удовлетворять те или иные потребности.

Услуга — такой вид деятельности, который не меняет нату­рально-вещественной формы продукта, не добавляет к его перво­начальной стоимости (т.е. к цене как денежному выражению стоимос­ти) определенную сумму, поскольку конечный потребитель про­дукта в ней заинтересован и согласен ее оплатить. Например: перевозка товара; расфасовка товара в тару; ремонт и придание продуктам отдельных улучшенных потреби­тельских свойств; рекламиро­вание товара; организация его продаж с взиманием торговой на­ценки и т.д.

Для промышленной продукции под услугами понимают работы промышленного характера - необходимый элемент создания, восстановления промышленной продукции. К ним относят работы по восстановлению потребительной стоимости, качеств, свойств, утраченных продуктами, ранее произведенными промышленностью (ремонт промышленных изделий), или по их улучшению, доведению до нормы (операции по доработке и доведению до полной готовности изделий, произведенных другими промышленными предприятиями). В стоимость работ промышленного характера не включается стоимость базового продукта, над которым эти работы производятся.

Классификация продукции

Различают следующие категории продукции:

1) продукцию, предназначенную для реализации. Она покидает предприятие для дальнейшей обработки на других предприятиях или поступает конечным потребителям,

2) продукцию, предназначенную для отгрузки. Она покидает местную производственную единицу для дальней­шей обработки на других предприятиях, в других местных произ­водственных единицах того же предприятия или поступает конеч­ным потребителям,

3) продукцию, выпускаемую подразделением местной единицы, спе­циализирующимся на выпуске однородной продукции. Эти подраз­деления иногда называют единицами однородного производства (с точки зрения вида деятельности).

Промышленная продукция группируется по степени готовности и экономическому назначению.

По степени готовности выделяют следующие виды промышленной продукции:

- готовые изделия — это продукты, законченные обработкой или сборкой и подлежащие отпуску на сторону.

- полуфабрикаты — это продукты, которые закончены про­изводством в одном из цехов предприятия, но подлежат даль­нейшему производству в других цехах. Если полуфабрикаты от­пускаются на сторону, т.е. реализуются другим предприятиям, то они относятся к готовой продукции.

- незавершенное производство — это продукция начатая, но не законченная обработкой или сборкой в одном из цехов пред­приятия.

По эко­номическому назначению промышленная продукция делится на:

- группу «А» — производство средств производства (станки, машины, нефть, газ, металл и др.),

- группу «Б» производство предметов потребления (хлеб, одежда, обувь, предметы домашнего обихода и др.).

Соотноше­ние между данными группами относится к основным народнохо­зяйственным пропорциям и существенным образом влияет на отраслевую структуру не только в промышленности, но и на струк­туру всей экономики страны.

Методы учета и измерения продукции

Перечень всех видов выпускаемых предприятием изделий называется номенклатурой.

Однако на каждую позицию номенклатуры может приходиться несколько разновидностей изделия, отличающихся внешним видом, конструкцией другими характеристиками.

Ассортимент продукции представляет собой расширенный (по сравнению с номенклатурой) набор разновидностей определенного изделия, отличающихся технико-экономическими характеристиками.

Исходным методом учета и измерения является натуральный учет – учет в физических единицах измерения (штуках, тоннах, и т.п.). Продукты в их натурально-вещественной форме учитываются предприятиями в периоды их производства по однородным подразделениям. При этом объем произведенной и отгруженной продукции характеризуется как количество конкретных потребительных стоимостей. Такой учет важен для определения размера производства важнейших продуктов на душу населения, рейтинга национальной экономики в производстве того или иного вида продукта.

Дополнением и развитием учета продукции в натуральном выражении является учет в условно-натуральных еди­ницах. Его сущность заключается в том, что количество всех продуктов определенного вида, различающихся технико-экономическими характеристиками, процентным содержанием какого-либо вещества и тому подобными свойствами, выражается в количестве какого-либо одного вида, принимаемого за условную единицу (эталон измерения). С учетом главного потребительского свойства изделия рассчитываются коэффициенты пересчета. После этого количество выпущенных изделий каждого вида умножается на коэффициент пересчета и определяется объем произведенной продукции в условно-натуральных единицах. Это позволяет определить объем произведенной продукции с учетом ее качественных характеристик. Так, производство химических удобрений одного типа может учитываться не только по физи­чес­кому весу отдельных видов удобрений, но и по со­держанию основного питательного вещества в пересчете на его стандартное содержание или на 100%-ное содержание активно действующего начала.

Однако натурального учета продукции недостаточно, т.к. нужно связать результат производственной деятельности предприятия с финансовым результатом. Для этого объем продукции нужно оценить в стоимостном измерении. Кроме того, если продукции является сложной, то ее цикл производства к концу отчетного периода может оказаться незавершенным. Натуральный учет объема произведенной продукции в данном случае не годится, т.к. в одном итоге может быть соединены полуфабрикаты, незавершенное производство, готовые изделия, работы промышленного характера. Наконец, при выпуске очень разнородной продукции общие результаты производства также невозможно представить в натураль­ном выражении. Поэтому необходимо исчислить стоимостные пока­затели продукции. При стоимостном учета натуральный объем по каждому виду продукции умножается на соответствующую цену. Для получения объема по нескольким видам продукции стоимостные показатели отдельных видов суммируются.

Виды цен и тарифов на продукцию

В практике учета и технико-экономических расчетах в статистике предприятий используют следующиевиды цен.

Фактически действовавшие в данном периоде цены, которые, в свою очередь, могут быть договорными (свободными), на основе прямого соглашения продавца и потребителя без ка­ких-либо ограничений; лимитируемыми, если продавец и потре­битель вправе устанавливать цены по соглашению (договору), но не выше установленного предела (такая мера применяется госу­дарством по отношению к монополистам, занимающим на рын­ках товара данного вида доминирующее положение); фиксиро­ванными в тех случаях, когда государство или иной уполномочен­ный орган, контролирующий ценообразование, устанавливает жестко фиксированный уровень цены на тот или иной вид про­дукции (товара, услуги).

Для выбора адекватного ценового соизмерителя (цены, реально зарегистрированной в экономической операции) при описании результатов экономического оборота необходимо учитывать структуру различных видов цен. Структура различных видов цен приведена на схеме 1.

затраты труда (наёмного и предпринимательского) + затраты капитала = факторная стоимость  
  факторная стоимость   + чистые налоги на производство, не связанные с продуктом   =   основная цена  
  основная цена   +   чистые налоги на продукты и импорт   = цена производителя р ы н. ц е н ы
  цена производителя   +   торгово-транспортная наценка   = цена потребителя

Схема 1. Структура цен, используемых при определении объема продукции

Нередко в практике управления деятельностью фирмы воз­никает необходимость оценить динамику объемов производства продукции в целях учета изменений ее физического объема, т.е. с исключением влияния изменения цен в двух сравниваемых пери­одах. В настоящее время такая задача может быть решена только при помощи сопоставимых цен, в которые переоценивают продукцию, произведенную либо в базисном, либо в отчетном периоде.

В связи со значительными изменени­ями уровней цен такие расчеты на основе прямых переоценок на практике производят только за короткие (не более месяца или квартала) периоды времени путем определения средних уровней цен на конкретные виды продукции, действовавших в базисном периоде (такие расчеты можно производить заблаговременно), и оценки в этих ценах тех видов продукции, которые произведены в отчетном периоде. В результате получаем индекс цен (дефлятор): , где q1 – натуральный объем продукции в текущем периоде, p1, p0 – цены в текущем и базисном периодах соответственно, i – определяет вид продукции. Данный индекс цен распространяется затем на всю стоимость фактически произведенной в отчетном периоде продукции, оцененной в дей­ствовавших ценах. За периоды времени больше месяца (квартала) расчет данных динамики фи­зического объема производства определяется цепным методом, т.е. путем перемножения помесячных индексов.

Система показателей объема продукции и объема производства. Показатели динамики продукции и производства

На макроэкономическом уровне (на уровне экономики страны, региона, отрасли) рассчитывают такие показателями, как валовой выпуск (ВВ), промежуточное потребление (ПП), валовая добавленная стоимость (ВДС) и валовой внутренний продукт (ВВП).

Валовой выпуск – это суммарная стоимость в основных ценах всех произведенных товаров и услуг в экономике за год, имеющих рыночный и нерыночный характер.

Промежуточное потребление определяется как стоимость товаров и рыночных услуг, которые трансформируются или полностью потребляются в течение данного периода с целью производства других товаров и услуг. Потребление основного капитала (амортизация) не входит в ПП.

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей экономики как разность между ВВ и ПП в основных ценах и включает в себя потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.

ВДС (в основных ценах) =

= ВВ – ПП – Косвенно измеряемые услуги финансового посредничества


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: