Обследование экономической конъюнктуры рынка учреждениями Федеральной службы государственной статистики

Экономическая конъюнктура - это внешние объективно складывающиеся условия, влияющие на результаты деятельности хозяйствующих субъектов. Говоря словами основателя первого в России Института по изучению народнохозяйственных конъюнктур Николая Дмитриевича Кондратьева (1892 - 1938), "понятие конъюнктуры указывает на стечение обстоятельств, от которых зависит и в которых проявляется успех хозяйственной деятельности".

Начало систематическим исследованиям экономической конъюнктуры было положено в первые десятилетия XX в., когда в условиях экономического роста в передовых странах стал предъявляться спрос на прогнозы развития рынков. Заказчиками прогнозов были хозяйствующие монополистические и олигополистические структуры. В эти же годы зарождается концепция маркетинга как свода правил управления крупными предприятиями, в котором было требование начинать процесс принятия решений с изучения рынка. В маркетинге предпринимательская деятельность приносит результаты в связи с требованиями рынка. Предприятие должно воздействовать на рынок в своих интересах.

Накануне второй мировой войны и после нее исследования экономической конъюнктуры использовались на систематической основе правительствами все большего числа стран для формирования экономической и научно-технической политики, а также для отслеживания результативности такой политики и внесения в нее корректив.

Ведущими службами наблюдения за экономической конъюнктурой стали центры экономической науки и статистики. В 1917 г. в США для отслеживания и прогнозирования экономической конъюнктуры был создан Комитет экономических исследований при Гарвардском университете, а с января 1919 г. началась регулярная публикация результатов наблюдения за конъюнктурой в журнале Review of Economic Statistics (ныне Review of Economics & Statistics). В 1921 г. Министерство торговли США с этой же целью учредило журнал Survey of Current Business. Годом ранее в США ведущими университетами при содействии деловых кругов и общественных организаций было основано Национальное бюро экономических исследований (National Bureau of Economic Research - NBER), сыгравшее выдающуюся роль в разработке современной системы статистических показателей и методологии конъюнктурных исследований.

В 1922 г. в Великобритании конъюнктурными исследованиями занялась Экономическая служба Лондонского и Кембриджского университетов, результаты которой публиковались начиная с 1923 г. в журнале Monthly Bulletin. Во Франции с 1923 г. конъюнктурные исследования осуществлялись Статистическим институтом Парижского университета и публиковались в форме Indice du Mouvement Generale des Affaires en France et en Divers Pays. В Италии результаты наблюдений за экономической конъюнктурой систематизировались Падуанским статистическим институтом совместно с Римским статистическим институтом в виде Indici del Movimento Economico Italiano. В Берлине был учрежден Институт конъюнктурных исследований при Государственном статистическом управлении, начавший в 1926 г. публикацию Vierteljahrshefte zur Konjunkturforschung.

В России крупным центром экономических исследований стал Конъюнктурный институт, созданный Николаем Кондратьевым в 1920 г. в Москве. С 1921 г. начал выходить Экономический бюллетень Конъюнктурного института.

По Кондратьеву, конъюнктурные исследования опираются на динамическую теорию, которая "изучает экономические явления в процессе их изменения во времени". Кондратьев разработал теорию, получившую название “больших циклов Кондратьева”.

Учреждения Федеральной службы государственной статистики осуществляют поквартальное обследование экономической конъюнктуры рынка. Анализируемые показатели также являются экспертными оценками соответствующих показателей деятельности, определяемые на основе профессионального мнения руководителя предприятия. Статистическая форма №1 – конъюнктура включает в себя следующие показатели:

Средняя численность работников за предыдущий квартал;

Средний однодневный оборот предприятия;

Объем складских запасов при этом используются следующие градации: нормальный уровень, выше/ниже нормального уровня;

Изменение оборота розничной торговли; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

Изменение объема продаж; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

Изменение торговой наценки; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

Изменение ассортимента товаров; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

Конкурентоспособность организации; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

Складские площади; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

Инвестиции на расширение деятельности, ремонт, модернизацию; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

Обеспеченность собственными ресурсами; при этом используются следующие градации: без изменений, увеличение/уменьшение;

Прибыль (без изменений, увеличение/уменьшение);

Оценка изменения цен (без изменений, увеличение теми же темпами/большими темпами/меньшими темпами, уменьшение);

Поставщики товаров для организации (20% / 20-40% / 41-70% / свыше 70%);

Факторы, ограничивающие деятельность организации (низкий платежеспособный спрос, недостаточный ассортимент, недостаток финансовых средств, высокий % коммерческого кредита, сложность получения кредита, высокий уровень налогов, высокая арендная плата, высокие транспортные расходы, недостаток торговых/складских помещений, высокая конкуренция);

Оценка общей экономической ситуации в организации (благоприятная / удовлетворительная / неблагоприятная / тенденция изменения);

Средний уровень торговой наценки в организации / достаточный для возмещения издержек обращения и получения необходимой прибыли (%);

Удельный вес товаров, проданных в кредит / по заказам / компьютерные сети.

Макроэкономические оценки рыночной конъюнктуры экономики опираются на макроэкономические показатели и индексы, например, Main Economic Indicators. К ним относятся макроэкономические показатели:

- производства и продаж;

- комбинированные опережающие индикаторы;

- обзор тенденций хозяйственной деятельности;

- индекс потребительских цен;

- занятость;

- международная торговля;

- платежный баланс;

- денежные агрегаты;

- процентные ставки и др.

Вопросы для самопроверки.

1. Какой источник информации для анализа экономической конъюнктуры и деловой активности вы можете назвать?

2. Что такое экономическая конъюнктура?

3. Какие показатели деловой активности предприятий учтены в материалах статистического наблюдения?

4. Какие альтернативные формы анализа деловой активности предприятий и организаций вы знаете?

5. Какие международные институты занимаются отслеживанием экономической конъюнктуры?

6. Назовите показатели, характеризующие экономическую конъюнктуру.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: