Понятие конкурентоспособности фирмы. Представление конкуренции в качестве характерной внешней среды, в которой действует экономический субъект/фирма, позволяет рассмотреть конкурентоспособность как способность этого экономического субъекта/фирмы успешно действовать и сохранять себя в экономической среде.
2.1. Отрасль как группа конкурентов и пять конкурентных сил М.Портера.. Рыночную среду отрасли, в которой действует экономический субъект/фирма, М.Портер рассматривает как взаимозависимость и взаимообусловленность пяти конкурентных сил.
В любой отрасли экономики – неважно, национальной или глобальной - суть конкуренции для фирмы выражается пятью силами:
1) угрозой появления в отрасли новых конкурентов,
2) способностью покупателей торговаться (добиваться снижения цен)
3) способностью поставщиков торговаться (добиваться повышения цен на их продукцию)
4) угрозой появления на рынке заменителей продуктов и услуг
5) степенью соперничества между существующими в отрасли конкурентами. [49, с.52-55; 50, с.32-44.].
Следовательно, интенсивность конкуренции, которую испытывает на себе экономический субъекта/фирма в любой отрасли, определяется воздействием на него пяти основных конкурентных сил.
В результате конкурентоспособность фирмы/компании выступает, как ее способность успешно противостоять давлению пяти конкурентным силам. Однако, конкурентоспособность компании не возникает в результате воздействия на нее пяти конкурентных сил конкуренции случайно.
Она является следствием реализации компанией конкурентных стратегий, направленных на формирование и поддержание определенных конкурентных преимуществ.
«Цель стратегии конкурентной борьбы для предприятия, действующего в какой-либо отрасли,- подчеркивает М.Портер- состоит в том, чтобы найти в данной отрасли такую позицию, заняв которую компания сможет наилучшим образом защищаться от действия конкурентных сил или влиять на них с пользой для себя» [50, с.166]. [50, с.44-69].
Таким образом, именно конкурентные преимущества, сформированные в результате успешной реализации конкурентных стратегий, определяют позицию компании в отрасли. Именно эта позиция защищает компанию от воздействия пяти конкурентных сил, что и обеспечивает ее конкурентоспособность.