1.Понятие международной конкуренции
Международная конкуренция(International competition ) - конкуренция между компаниями-резидентами разных стран на национальных и мировых рынках.
Успешное ведение бизнеса компанией в международной(глобальной) конкурентной среде предполагает, прежде всего, ее умение и способность адаптироваться к требованиям указанной среды и извлекать из нее выгоды в соответствии со своими целями и задачами.
Эти умения и способности составляют ключевые компетенции компании.
Компетенция- способность правильно применять знания и навыки(ноу-хау) для решения конкретных проблем в данных конкретных ситуациях.
Ключевые компетенции компании:
- компетентность в разработке и осуществлении эффективных конкурентных стратегий;
- способность к осуществлению постоянных инноваций и выполнению всех функций на высоком качественном уровне;
- способность создавать, поддерживать и развивать ответственные, партнерские, доверительные отношения с ее стейкхолдерами (поставщиками, потребителями, инвесторами, местным сообществом, органами власти).
|
|
Указанные ключевые компетенции компании вместе с другими факторами ее конкурентоспособности составляют конкурентные преимущества.
С истема международных конкурентных преимуществ компании состоит из следующих основных элементов:
- «внутрифирменных» ключевых факторов конкурентоспособности (ключевых компетенций);
- способности компании применять свои ключевые конкурентные преимущества глобально (в пространстве межстранового делового взаимодействия);
- конкурентных преимуществ местоположения различных элементов бизнеса компании в разных странах и регионах мира.
Успешная реализация данной системы международных конкурентных преимуществ проявляется в соответствующей устойчивой позиции компании на мировых рынках. Эта позиция составляет международную конкурентоспособность компании.
Конкретные способы практической трансформации компанией своей системы международных конкурентных преимуществ в соответствующую устойчивую конкурентную позицию на мировых рынках являются международными конкурентными стратегиями компании.
Поскольку в функционирующей системе международного бизнеса ведущее место принадлежит компаниям, ведущим бизнес в конкурентной глобальной среде межстранового взаимодействия, то особенности международной конкуренции целесообразно рассматривать и оценивать, используя понятия: «международные конкурентные преимущества компании», «международная конкурентоспособность компании», «международные конкурентные стратегии компании».
Такой подход к анализу международной конкуренции преимущественно воплощен в работах М. Портера- ведущего специалиста в мире по проблемам международной конкуренции. В дальнейшем изложении материала данной темы мы будем опираться на основные идеи, теоретические и методические подходы указанного исследователя.