Теория и опыт ведения международного бизнеса позволяют выделить следующие принципы, которыми следует руководствоваться при поиске и выборе партнера.
Первый принцип — степень солидности(надежности) потенциального партнера. Под ней подразумеваются количественные показатели деятельности, масштаб операций, степень платеже- и кредитоспособности, а также степень доверия, которую ей оказывают банки, клиенты и другие партнеры.
Наиболее важным компонентом солидности фирмы является степень ее платеже- и кредитоспособности. Это важно знать, прежде всего экспортерам, поскольку иностранный покупатель будет для них выступать в роли плательщика, однако покупателям товаров также весьма полезно быть информированными о финансовом положении их зарубежных поставщиков.
В целом уровень кредитоспособности фирм определяется следующими данными:
• точностью исполнения платежей и сроками оплаты счетов;
• составом банков и других финансовых учреждений, которые ведут дела с компанией;
|
|
• общим объемом финансовых средств компании;
• отсутствием юридических проблем или неоплаченных долгов.
Для оценки солидности фирмы можно привлечь и ряд других показателей, таких, как число занятых (в том числе сотрудников, участвующих в НИОКР), число предприятий и размеры производственных площадей, степень диверсификации фирмы (т.е. сфера деятельности и номенклатура выпускаемой продукции), доля интересующей нас продукции в объеме производства фирмы и отрасли.
Второй принцип - деловая репутация, деловое реноме. Репутация фирмы определяется тщательностью и добросовестностью выполнения обязательств, наличием опыта в определенной сфере бизнеса, стремлением учитывать предложения и пожелания клиентов и контрагента и решать все возникающие сложные ситуации путем переговоров. Деловая репутация фирмы в основном определяется опытом взаимодействия с поставщиками, клиентами, представителями власти и местным сообществом, которым располагает та или иная фирма, ведущая коммерческую деятельность в течение длительного периода.
Третий принцип- учет опыта прошлых сделок. При наличии прочих равных условий коммерсанты и бизнесмены отдают предпочтение при выборе партнера тем фирмам, которые хорошо зарекомендовали себя в прошлом в каких-то конкретных деловых сделках или бизнес-операциях.
Четвертый принцип – положение партнера на данном рынке:
А). является ли он посредником или самостоятельным производителем (потребителем) продукции. Коммерсанты, как правило, стремятся к устранению лишних посреднических звеньев в торговых операциях, с тем, чтобы не уступать им часть прибыли. В то же время посреднические услуги широко используются, если являются объективной необходимостью. В этих случаях фирма столь же тщательным образом подходит к выбору посредника, с которым ей предстоит работать.
|
|
Б). Является ли партнер одновременно поставщиком и потребителем. Торговые фирмы многих стран иногда связывают закупки с одновременной продажей своих товаров. Подобная увязка импортных операций с экспортными имеет значение не только для расширения сбыта, но и для более приемлемого способа оплаты импортных товаров, тем более, если для этого требуется конвертируемая валюта. Поэтому иностранному поставщику, являющемуся одновременно покупателем экспортных товаров, оказывается определенное предпочтение.
Пятый принцип- знание и учет конкурентных преимуществ партнера(контрагента). Во-первых, для того, чтобы эффективно комбинировать их со своими преимуществами и ключевыми компетенциями. Во-вторых, потому, что сегодняшние партнеры(контрагенты) завтра могут превратиться в конкурентов, и наоборот.
Поиск партнера по международному бизнесу имеет ключевое значение для любого способа интернационализации деятельности и во многом определяет успех предпринимателя. К наиболее распространенным способам нахождения потенциальных иностранных партнеров, которые могут быть рекомендованы и российским предпринимателям и фирмам, относятся следующие.
Во-первых, встречное предложение, которое может поступить от самого иностранного партнера, поскольку иностранные бизнесмены и инвесторы, в свою очередь, заняты поиском партнеров в России. В этом случае наиболее быстрым и доступным способом получения информации является Интернет. Зарубежные фирмы либо открывают собственные странички, либо оставляют о себе информацию в специальных базах данных, служащих для установления партнерских связей. Примерами таких сайтов являются:
• www.russiatoday.com • www.russianembassy.org
• www.itaiep.doc.gov/bisnis • www.amcham.ru
Преимуществом данного способа поиска партнера является большая возможность выбора и уверенность в обоюдном желании пойти на контакт, так как обе стороны имеют одну и ту же цель.
Во-вторых, использование формальных и неформальных личных контактов, как с иностранными, так и с российскими бизнесменами, которые были установлены во время различных встреч, презентаций, круглых столов и других публичных мероприятий, а также опыт непосредственной работы с фирмами на рынке. Как правило, такие контакты не часто приводят к желаемому результату, однако являются наиболее достоверными источниками требуемых сведений. Во многом помощь в изучении фирм оказывают сведения и мнения других российских предприятий, которые уже имели деловые контакты с интересующими нас фирмами.
В-третьих, использование услуг специализированных организаций и консультационных служб и фирм, занимающихся изучением иностранных предприятий. Наиболее дорогостоящей и конфиденциальной является информация по фирмам, предоставляемая специализированными информационными агентствами («кредит-бюро») и банками, однако именно она, как правило, наиболее полная и достоверная. Этот способ особенно актуален на этапе выхода на новый рынок или с новым товаром. Поскольку, в любом случае необходимы твердые гарантии надежности будущего партнера, то обращение к услугам профессионалов обеспечит такие гарантии с точки зрения получения реальной информации: о конкурентоспособности иностранного партнера, о его финансовом положении.