Широкое использование посредников в международной торговле и рассмотренные нами особенности ее современных форм позволяют определить и соответствующие методы ведения между народной торговли. 1.4.1.Биржевая и аукционная торговля
Товарная биржа - собой постоянно действующий рынок товаров, обладающих качественной однородностью и взаимозаменяемостью, что позволяет вести торговлю без предъявления и осмотра товара по образцам и согласно установленным стандартам.
К таким товарам относятся массовые сырьевые и продовольственные товары: медь, олово, свинец, цинк, алюминий, никель, другие цветные и редкоземельные металлы; пшеница, рожь, другие зерновые и зернобобовые; каучук, хлопок, джут, шерсть, пряжа, шелк, оливковое и растительное масло, сахар, кофе, какао, текстильное сырье, нефть и нефтепродукты и др. Всего — около 70 товаров международной торговли.
Важнейшие биржи сосредоточены в крупнейших торговых центрах — в Амстердаме, Антверпене, Гамбурге, Иокогаме, Виннипеге, Лондоне, Нью-Йорке, Париже, Сингапуре, Сиднее, Токио, Чикаго и др.
Биржи различаются по организационно-правовому принципу — публичные и частные.
Публичные биржи организуются на основе специального законодательства о биржах с участием органов государственного управления. Их деятельность носит открытый, публичный характер с точки зрения возможности участия любых предпринимателей и отчетности о своей деятельности. Члены биржи и любые предприниматели платят бирже установленные суммы за участие в операциях и установленный процент от стоимости совершенных сделок. Публичные биржи носят региональный характер и распространены в европейских странах
Частные биржи организуются обычно в форме закрытых акционерных обществ с ограниченным числом членов, обладающих биржевыми сертификатами. Каждый член должен быть владельцем по крайней мере одного такого сертификата, который дает право на заключение биржевых сделок. Биржа от своего имени никаких сделок не заключает; эти операции осуществляют ее члены через своих профессиональных посредников-брокеров. Нечлены биржи не могут заключать сделки самостоятельно, а только через брокеров. Члены биржи не получают дивидендов, но пользуются информационными и другими услугами биржи, отчисляя в ее пользу процент от сделок. Члены биржи получают вознаграждение от своих клиентов за выполнение поручений по совершению операций с реальным товаром или операций спекулятивного характера. Члены биржи могут также сами совершать спекулятивные операции за свой счет.
Организация работы товарной биржи направлена на обеспечение ее членов комплексом необходимых услуг, в том числе оперативной международной связью, помещениями, ценовой и другой информацией, созданием специальных комитетов.
Специальные комитетыбиржи:
- ведут учет и оформление сделок, фиксируют биржевые цены, публикуют котировки высоких, низких и средних цен, а также цен спроса и предложения, открытия и закрытия биржевого дня;
- разрабатывают типовые контракты;
- анализируют состояние товарных рынков и совершенствуют процедуры торгов.
Деятельностью специальных комитетов руководит биржевой совет как высший орган управления. Совет возглавляет президент, избираемый его членами.
Местом совершения сделок является операционный зал со специально обозначенным участком, который называется кольцом (ring) или ямой (pit). В строго отведенное время биржевой сессии в кольце собираются непосредственные участники торга — брокеры, которые обмениваются предложениями и контрпредложениями на различные позиции товара на условиях типовых контрактов данной биржи. Работа брокеров в кольце построена на взаимном доверии и требует высокой квалификации.
Биржевые товары строго стандартизированы. Продается и покупается не определенная партия товара, а биржевой контракт, содержащий строго определенное количество товара данных сорта, типа, марки. Количество товара в каждом контракте строго определено в зависимости от вида товара.
Например, по сахару — 50 т; кофе, натуральному каучуку — 5 т; какао-бобам — 10 т; меди, свинцу, цинку – 25 т. Таким о6разом, для закупки 100 т меди брокер заключит 4 контракта.
Качество товара устанавливается на основе базисного сорта. Отклонение от базисного сорта учитывается строго установленной скидкой (дисконтом) за более низкое качество и надбавкой (премией) за более высокое качество.
Срок поставки устанавливается длительностью позиции.
Например, стандартный контракт Лондонской биржи по каучуку может быть заключен на каждый последующий месяц, на медь, цинк, олово, свинец — на каждую трехмесячную позицию. Поэтому для закупки 100 т меди со сроком поставки через 6 месяцев брокер заключит 4 контракта по две позиции каждый.
В поручении брокеру указываются количество контрактов на покупку или продажу товара, число позиций, минимальная, определенная или максимальная цена. Поручение клиента брокеру оформляется соглашением с внесением гарантийного задатка в размере 2—10% предполагаемой суммы.
Биржевые операции преследуют три основные цели:
- покупка и продажа реального товара;
- проведение спекулятивных (фьючерсных) сделок;
- осуществление страхования (хеджирования) сделок от возможного изменения цен.
А).Сделки с реальным товаром заключаются на условиях с немедленной поставкой (спот) или с отсрочкой поставки товара (форвард).
Сделки на реальный товар с немедленной поставкой заключаются по ценам на момент их совершения. Продавец, заключивший сделку спот, в течение двух недель обязан поставить товар на аккредитованный биржей склад. После поставки он получает складское свидетельство (варрант), предъявляет его в расчетную палату биржи и получает стоимость проданного товара в соответствии с сортом качества, указанным в складском свидетельстве. Покупатель реального товара предъявляет контракт в расчетную палату, оплачивает стоимость товара в соответствии с сортом качества, указанным в складском свидетельстве, получает в палате это свидетельство. Он может забрать товар со склада против складского свидетельства.
Сделки на реальный товар с отсрочкой поставки заключаются по ценам на момент их совершения с учетом прогнозируемой биржей динамикой изменения цен за период отсрочки. Если ожидается повышение цен, то они увеличиваются на прогнозируемую премию, если снижение -уменьшаются на прогнозируемую скидку. Поставка товара на склад, оплата стоимости и получение со склада происходят так же, как это описано выше для случая с немедленной поставкой. Разница заключается в том, что если товар получают со склада с отсрочкой, то расходы на хранение несет продавец.
Б).Срочные, или фьючерсные, сделки носят спекулятивный характер. Они совершаются с целью получения дохода от купли-продажи биржевых кон-трактов вследствие разницы между ценой в день заключения и ценой в день исполнения контракта. Различают два способа спекулятивной игры: на повышение или на понижение цены.
• Длинные фьючерсные сделки
Сделки, начинающиеся с покупки контракта с надеждой на повышение цены, называются длинными, а биржевые спекулянты, которые играют на повышение цен, — «быками».
Например, спекулянт, проанализировав рынок меди, рассчитывает на повышение цены на медь. Он дает поручение брокеру купить 4 фьючерсных контракта (100 т) по цене 960 ф.ст. за тонну. Фьючерсные контракты регистрируются в расчетной палате. Далее спекулянт следит за котировками биржи. Если цена выросла до 990 ф.ст., то он поручит брокеру ликвидировать контракты путем обратной продажи этих контрактов, т.е. совершить обратную (офсетную) операцию, но по цене 990 ф.ст.
Предъявив контракты в расчетную палату, спекулянт получит разницу, равную 3000 ф.ст., из которой он заплатит вознаграждение брокеру (0,01—0,02%).
Риск у биржевого «быка» появляется в том случае, если цены не выросли, а упали, например, до 940 ф.ст. В этом случае он все равно вынужден «ликвидировать» контракты обратной продажей, хотя потеряет на этом 20 ф.ст. за тонну, т.е. 2000 ф.ст., из которых вновь заплатит брокеру вознаграждение. Если же биржевой «бык» не продаст контракты, то он рискует еще больше, так как он обязан будет уплатить в расчетную палату стоимость купленных контрактов (96 000 ф.ст.) и забрать 100 т меди со склада. А это ему не нужно, ведь он просто спекулянт, играющий на разнице при повышении цен.
• Короткие фьючерсные сделки
Сделки, начинающиеся с покупки контракта с надеждой на понижение цены, называются короткими, а биржевые спекулянты, которые играют на понижение цен, «медведями».
Например, спекулянт рассчитывает на понижение цен на медь. Тогда он дает поручение брокеру 4 фьючерсных контракта (100 т) по цене 960 ф.ст. за тонну и затем совершить обратную сделку -купить 4 контракта по цене 940 ф.ст. Предъявив контракты в расчетную палату, биржевой «медведь» получит разницу в 2000 ф.ст.
Если при осуществлении короткой сделки «медведь» ошибся в тенденции цены, и она возросла, то он все равно вынужден выбирать меньшее из двух зол: совершить обратную покупку контрактов и потерять намеченную положительную разницу цен (2000 ф.ст.) или уплатить сумму 96000 ф.ст., равную стоимости 100 т меди, и забрать товар со склада. Конечно, спекулянт предпочтет первый вариант.
Следует заметить, что биржа не проигрывает никогда, поскольку она строго контролирует, чтобы число фьючерсных контрактов и количество покупателей, совершающих длинные сделки, соответствовало количеству контрактов и продавцов, совершающих короткие сделки независимо от повышения или понижения цен. Для уменьшения рисков деятельности как «быки», так и «медведи» имеют право совершать досрочные офсетные операции в случае неблагоприятной, по их мнению, наметившейся тенденции изменения цен.
В).Операции хеджирования (страхования) применяются на бирже реального товара для сделок с отсрочкой поставки. Цель хеджирования заключается в том, чтобы продавцу или покупателю реального товара избежать возможных потерь от непредвиденного изменения цен в течение срока поставки товара.
Фирма, покупающая реальный товар на срок на дату заключения сделки, одновременно дает поручение брокеру купить на бирже фьючерсные контракты на дату поставки товара. После приемки товара осуществляется обратная продажа фьючерсных контрактов. Если от изменения цен покупатель теряет разницу в цене как покупатель реального товара, то, хеджируя сделку путем покупки фьючерсных контрактов и продажи этих контрактов на дату поставки товара, покупатель возвращает потерянную разницу в цене.
Поэтому покупатель реального товара компенсирует потери от неблагоприятного изменения цен, осуществляя хеджирование продажей контрактов на бирже (selling hedge), а продавец реального товара — хеджирование покупкой (buying hedge).
Следует обратить внимание, что каждое поручение брокеру сопровождается выплатой ему вознаграждения, но оно несоизмеримо меньше, чем возможные незастрахованные потери от изменения цен на реальный товар. Поэтому хеджирование контрактов на бирже в качестве страхующего инструмента стремительно развивается и зачастую превышает биржевой оборот реального товара. Например, на Лондонской бирже цветных металлов эти сделки превысили половину всего оборота биржи.
Аукционы- исторически наиболее известная форма организации международной торговли, которая появивилась гораздо раньше товарных и тем более фондовых бирж. Однако они успешно сохраняют свое предназначение, выполняя роль периодически действующих центров торговли для товаров с индивидуальными потребительскими свойствами.
В настоящее время аукционы играют важную роль в торговле чаем (70% объема продаж на мировом рынке), пушно-меховым сырьем (80%), шерстью мытой и немытой (55%), а также лошадьми, щетиной, рыбой, табаком, овощами, фруктами, цветами, вином, кофе и другими товарами растительного и животного происхождения, скоропортящимися товарами.
Аукционы по масштабу охвата делятся на национальные и международные. Многие аукционы широко известны своими традиционными товарами: чай — Сингапур, Калькутта; шерсть — Кейптаун, Лондон, Веллингтон; пушнина — Монреаль, Осло, Санкт-Петербург; лошади — Довиль (Франция), Лондон, Москва; цветы — Амстердами т.д.
Аукционы представляют собой коммерческие организации, располагающие для торговли специализированным оборудованием, помещениями и высококвалифицированными кадрами. В основном это паевые общества или крупные торговые компании, монополизировавшие тот или иной вид товара. Они скупают за свой счет товары у производителей, поставщиков, диктуя закупочные цены, а также принимают на перепродажу товар и от независимых производителей на комиссионных условиях. Крупные аукционы имеют собственные производства по доработке сырьевых товаров (например, по выделке скупаемых у заготовителей кожевенного сырья, шкурок пушного зверя).
Организация аукционных торгов имеет четыре стадии:
- подготовка аукциона,
- предварительный осмотр товаров,
- аукционный торг,
- оформление и исполнение аукционной сделки.
• Подготовка аукциона начинается за 2—3 месяца до проведения торга. Вначале товары сортируют, подбирают по возможно более однородным качественным признакам, т. е. формируют лоты.
Например, лот соболя может содержать 50 шкурок. Из каждого лота берется образец для выставления в демонстрационном зале.
Затем подготавливается каталог с указанием всех лотов, условий аукционной продажи, места, даты проведения торга. На этапе подготовки также производятся оповещение покупателей, реклама, рассылка каталога и брошюр.
• Предварительный осмотр товаров покупателями обычно начинается за 10 дней до открытия торгов. Он является обязательным условием дальнейшего участия в торгах, так как позволяет покупателю познакомиться с индивидуальными свойствами товара, а организаторам торга дает возможность не принимать претензии по качеству (кроме скрытых дефектов) после окончательной продажи товара.
• Аукционный торг является главной стадией. Он открывается точно в назначенное время и ведется опытным аукционистом, которому помогают ассистенты. Аукционист имеет право снимать с торга любой непроданный лот без объяснения причин.
Существует два основных метода ведения торга.
Аукцион с повышением цен является широко распространенным, так как он четко выявляет принцип аукциона — выигрывает тот, кто предложил наивысшую цену. Аукцион с повышением цен может проводиться гласно и негласно.
При гласном способе аукционист объявляет порядок очередного лота (партии), который одновременно показывается на специальном табло. Аукционист называет начальную продажную цену и спрашивает: «Кто больше?». Покупатели повышают цену каждый раз на стандартную величину не ниже минимальной надбавки, указанной в условиях проведения торга, составляющую обычно от 1 до 2,5% первоначальной цены.
Если очередного повышения цены покупатель не предлагает, аукционист после троекратного вопроса «Кто больше?» ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложившему наивысшую цену. При этом ассистенты фиксируют цену и конкретного покупателя.
При негласном (немом) способе представители покупателей после объявления начальной цены подают условные знаки (обычно движением рук, карандаша, кивком головы, выкриком) о своем согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет цену, не называя покупателя. Если на троекратный вопрос «Кто больше?» никто не подает условный знак, товар покупает тот, кто подал условный знак последним. Негласное проведение аукционного торга позволяет сохранить в тайне имя покупателя. Такой порядок аукционного торга нередко применяется при продаже предметов искусства, антиквариата, исторических документов, мемуаров, фамильных реликвий знаменитых людей и т. п. (аукционы «Сотби», «Кристи»).
Аукцион с понижением цен проводится с постепенным понижением первоначально объявленной цены на заранее определенные скидки. Понижательный способ назначения цены в международной торговле называют голландским.
Аукционист назначает наивысшую (максимальную) цену, которая загорается на специальном табло, установленном в аукционном зале, и снижает ее до тех пор, пока один из участников торга не выразит желание совершить сделку нажатием кнопки, в результате которого останавливается движущаяся стрелка, и на циферблате появляется номер покупателя, нажавшего кнопку. Аукционист фиксирует номер покупателя, гасит циферблат и переходит к продаже следующего лота. Применяя такие электронные устройства, аукционист значительно (в 2 раза) ускоряет темп ведения торгов.Такая система торга широко применяется при продаже скоропортящихся товаров, овощей, фруктов, рыбы. В Голландии благодаря этой системе ежегодно проводятся 150 аукционов.
Заключительная стадия аукциона- оформление аукционной сделки и сдача товара покупателю осуществляется администрацией на основании официальных записей, сделанных ассистентами аукциониста. Продавцы товаров (комитенты) и покупатели подписывают типовые контракты, разработанные администрацией аукциона. Покупатель, подписывая контракт, оплачивает его. Оплата обычно производится по частям: '/3 - при подписании контракта, 2/3 — по получении товара или после его отгрузки, но не позднее установленного срока.