Франчайзинг

Франчайзинг является особой формой лицензионных соглашений. Франчайзинговые соглашения предусматривают предоставления прав на использования торговой марки или фирменного названия, а также оказание услуг по технической помощи, организации торговли и управлениюбизнесом в целом под данной маркой (брэндом).

В международной практике используется два основных типа франчайзинга:

- товарный;

- бизнес-формат.

При товарном франчайзинге франчайзер по договору франчайза уступает франчайзи право продажи товаров и услуг на строго определенном рынке или определенной территории, а франчайзи, в свою очередь, обязуется пользоваться услугами исключительно у франчайзера за определенную плату.

Бизнес-формат франчайзинг заключается в предоставлении франчайзи со стороны франчайзера целого пакета услуг: передача производства, ноу-хау, обучение, как именно вести это бизнес, накопленный опыт, подтверждение успешных идей (экспериментальных проектов, уже реализованных на практике), анализ мест размещений (оценка имеющихся мест и предложения о новых местах), товарные знаки, знаки обслуживания, фирменное название, постоянное обслуживание и др.

В основе развития франчайзинга лежит объективная потребность расширения бизнеса и взаимная выгодность для партнеров.

Выгоды для франчайзера:

- обеспечивает возможность быстрого расширения бизнеса, представляя собой один из наиболее выгодных способов рыночной экспансии, поскольку позволяет: расширить территориальные границы бизнеса; использовать неинвестиционные формы благодаря аккумулированию инвестиционных ресурсов мелких собственников; экономить на текущих издержках за счет расходов на заработную плату, а также налогов и расходов на социальное страхование, которые уплачивает оператор-франчайзи; освобождаться от предпринимательского риска, который берет на себя франчайзи;

- позволяет осваивать новые рынки, особенно зарубежные, что является более выгодным, чем использование форм торгового представительства, поскольку обычно франчайзиат, действуя под личную ответственность, проявляет большую активность, чем дистрибьютор, либо агент.

Выгоды для франчайзи:

- позволяет начать собственное дело при небольшом стартовом капитале под руководством опытного крупного предпринимателя, обеспечивающего ему обучение ведению дела и определенные стандарты качества предоставляемой продукции и услуг, а также возможность пользоваться известной торговой маркой и уникальным ноу-хау. Франчайзи фактически получает, во-первых, готовое предприятие, а во-вторых, помощь при разработке стратегии маркетинга и рекламы, обучении работников, финансировании;

- принадлежность начинающего предпринимателя к единой франшизной системе и использование признанной торговой марки значительно снижают риски;

- дает возможность утвердиться на труднодоступном для мелкого предпринимателя рынке за счет использования опыта и деловой репутации франчайзера;

- позволяет избежать банкротства, находясь под защитой крупной компании, предоставляющей соответствующие рекомендации по ведению бизнеса и осуществляющей контроль за деятельностью по высоким стандартам качества;

- при недостатке у франчайзи собственных средств франчайзер может выступить в качестве поручителя по векселям при заимствовании средств в банке.

Отрицательные аспекты франчайзинга для франчайзера:

- сложность контроля за деятельностью франчайзи т. к. франчайзиат не является наемным работником франчайзера и он непосредственно им не руководит;

- возможность потерять свое доброе имя и репутацию из-за плохой работы франчайзи;

- возможность возникновения целей франчайзи, противоположных целям франчайзера и его бизнеса.

Отрицательные аспекты франчайзинга для франчайзи:

- контроль со стороны франчайзера, что может оставить мало возможностей франчайзи для самовыражения в своем бизнесе;

- опасность быть скомпрометированным и потерять свою репутацию из-за плохой работы и потери репутации франчайзера или других франчайзи;

- большие затраты на услуги франчайзера. Например, на покупку какого-либо оборудования, которое франчайзи обязан покупать только у франчайзера, в то время как у другого продавца оно может быть намного дешевле.

Франчайзинг пригоден в первую очередь для отраслей, для которых характерна большая доля услуг с персональным обслуживанием (общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм и т. п.). Одним из основных условий для успеха франчайзера является владение брэндом, известной маркой, которая обладает собственной стоимостью, благодаря значительному количеству лояльных потребителей. Поэтому продажу франчайза(франшизы) осуществляет, как правило, известная, обладающая благоприятной деловой репутацией, имеющей соответствующий брэнд фирмой. Позицию франчайзера занимают, как правило, «ветераны» международного бизнеса, а вновь создаваемые фирмы играют роль франчайзи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: