Социально-культурные истоки искусства

История цивилизаций характеризуется необычайным богатством и многомерностью созидательной, культуротворческой функции. Искусст­вом, по представлению Аристотеля, является в широком смысле осмыс­ленный и обобщенный опыт, который с древних времен использовался и используется в тех или иных целях - для удовлетворения материальных потребностей (все виды ремесел, медицина, агрикультура) либо для до­суга (например, художественные искусства: музыка, танцы, поэзия). По­добно природе, искусство создает из противоположностей гармониче­ское единство, но в отличие от природы, которая содержит творческое начало в себе самой, источником создания произведений искусства служит деятельность человека или группы людей. Чтобы обеспечить соответствующее содержание и форму произведения искусства, его ав-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красилъников. Социально-культурная деятельност и,

тор (или группа авторов) должны знать эстетические законы, владеть художественными средствами и техническими приемами, а также обладать фантазией.

Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приоб» щения к нравственному и прекрасному, постольку оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально- культурные функции.

Как специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, искусство - один из важнейших способов эстетического освоения мира. Оно несет специфическую функцию удовлетворения эс­тетических потребностей людей путем создания произведений, могущих доставить человеку радость, наслаждение, духовно обогатить его и вме- i сте с тем пробудить в нем художника, способного в конкретной сфере 3 своей деятельности творить по законам красоты. Через эстетическую! функцию искусства проявляется его познавательное значение и осущест-«вляется его идейно-воспитательное воздействие на людей.

Социально-культурная деятельность в том или ином виде искусства? выступает по преимуществу как художественно-творческая деятель-1 ность, как художественное творчество со своими правилами.

Художественная культура, берущая свое начало в искусстве древних.) цивилизаций, прошла сложный, многоступенчатый и длительный путь. Он сопровождался постепенным размежеванием художественного и научного сознания, накоплением великого духовного наследия во всех o6ластях социально-культурной деятельности, утверждением ценности человеческой личности. Все это служило и служит основой исторической преемственности и духовной близости античной и современной! культуры.

В первобытном обществе возникает и развивается протохудожественная или первичная культурная деятельность. Она была представленаразличными видами изобразительного творчества (наскальные изображения, орнамент, скульптура, украшения и др.), театрального и танце­вального искусства (охотничьи маскировка и пляска, пантомима, актерское искусство), использованием основных групп музыкальных инструментов (ударных, духовых, струнных) во время обрядовых действий. Для i первоначальной формы существования искусства характерны его тесная; связь с повседневной трудовой и общественной деятельностью людей, стремление к художественному оформлению всех практических дейст­вий, обрядов, ритуалов.


раздел II Сферы реализации социально-культурной деятельности

Три типа тесно взаимосвязанных друг с другом социально-куль­турных систем обусловили постепенный переход от первобытной куль­туры к античной художественной культуре (культуре Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима):

1.Превращение собирательства даров природы в искусственное разве­
дение плодоносных растений, появление сельскохозяйственного
производства, которое привело людей к оседлому образу жизни не­
большими поселениями, постепенно объединившимися в мощные
государственные образования.

2.Преобразование охоты в приручение диких животных и их разведе­
ние, возникновение скотоводческого кочевого образа жизни, которое
сопровождалось ростом военной активности племен.

3.Профессионализация ремесленного производства и рост производи­
тельности труда, породившие широкий торговый и денежно регули­
руемый обмен, который потребовал концентрации ремесленников и
торговцев в крупных и защищенных городах

Каждая из этих социально-культурных систем сопровождалась раз­витием новых, цивилизованных форм общественного бытия - письмен­ности, профессиональных ремесел, городов и монументальной архитек­туры, профессиональной армии, денежного обращения, государственной власти, зарождением наук и философии, внекультового искусства и др. Первобытная художественная культура постепенно преодолевала свой консерватизм, установки на традиционные художественные стереотипы

Социально-культурная природа искусства (как первоосновы худо­жественной культуры) убедительно подтверждается историческим опы­том древних цивилизаций. Так, например, феномен «греческого чуда» -культурных достижений Древней Греции - объясним не только наличи­ем благоприятных природных факторов (климат, почва, рельеф местно­сти, горы, море), но в большей мере является следствием расцвета антич­ной демократии, торжества идеи о главенстве человеческого разума. Глубочайший гуманизм, основанный на вере в человека, признании за каждым гражданином полиса права на инициативу, неограниченную свободу слова, пронизывает всю социально-культурную деятельность древнегреческого общества.

Являясь социально-культурным продуктом демократии, искусство древних греков и «на миру», и в повседневном быту каждой семьи по­стоянно испытывало благотворное воздействие двух принципиальных в содержательном ааане парадигм - калокагатии и агонистики.


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность I

Одна из них, калокагатия, строилась на объективной необходимости сочетания внешних (физических) и внутренних (духовных) достоинств личности. Она органично дополнялась агонистикой - жившим в крови каждого грека неудержимым стремлением к любым состязаниям почти во всех сферах общественной, социально-культурной жизни. Двуедин-ство обеих парадигм определяло духовный склад нации, социально-культурный образ жизни народа. Наиболее ёмкую и полную свою реа­лизацию эти парадигмы получали в крупнейших по своим масштабам социально-культурных акциях - спортивных (гимнастических), художе­ственных (поэтических и музыкальных) и конных соревнованиях.

В содержании культуры Древнего Востока (Древнего Египта, Асси­рии, Хеттской державы) постепенно меняются главный объект творчест­ва и нравственные ориентиры, возрастает влияние религии и магии, уси­ливается информативное и утилитарное назначение искусства, его спо­собность сохранять и сообщать представления, впечатления, ощущения. Доминирующими видами искусства являются архитектура, росписи и рельефы (Древний Египет), где ведущими становятся принципы ан­самбля на основе пропорциональности, ритмического равновесия и по­рядка, монументальности и декоративности.

Далеко не адекватно выстраивался и социальный статус субъектов, участников как индивидуального, так и коллективного творчества - ре­месленников, живописцев, скульпторов, архитекторов, ученых, поэтов, актеров, музыкантов. Представители этих становившихся массовыми социально-культурных, по существу, профессий, выходя на рынок услуг, вынуждены были заниматься поиском потенциальных заказчиков, по­требителей своей продукции, а также покровителей в лице знатных гра­ждан, крупных торговцев, меценатов. С одной стороны, в общественной феде они воспринимались как талантливые мастера, учителя жизни, а с другой - их занятия наукой, искусством нередко считались «недостой­ными», уделом выходцев из низших слоев.

Социально-культурные функции искусства в различные периоды развития общества отличались большим разнообразием. Например, му­зыка (часто вместе с пением) была обрядовой, развлекательной, культо­вой, сценической, застольной, аккомпанирующей, концертной. Также безгранично велико было число музыкальных инструментов.

Большим социально-культурным смыслом наполнялось и словесно-музыкальное искусство. Благодатной почвой для формирования и разви­тия словесных видов деятельности служили сказки, легенды и мифы. В


Раздел 11. Сферы реализации социально-культурной деятельности

словесном творчестве складывался свой сюжетный язык, который не только явился предтечей будущего художественного повествования, но и способствовал воспитанию, формированию мировоззрения вступавших в активную жизнь поколений.

С древних времен своим утилитарным назначением отличалась ар­хитектура. Этот вид социально-культурной деятельности и раньше, и в наши дни тесно связан с системой жизненных ценностей и практиче­скими нуждами. Архитектура Древнего мира, начиная с египетских пи­рамид, поражает способностью выдерживать любое масштабное увели­чение, поиском лаконичных изобразительных формул, выработкой язы­ка, отвечающего идее пространства, языка экономного графического зна­ка, строгой ясной линии, четкого контура, компактных, предельно обоб­щенных объёмов. Прочность, суровость, простота, монументальность, высокоразвитость утилитарного строительства - вот что характеризует вклад многих поколений зодчих в мировое социально-культурное насле­дие.

Характерным свидетельством созидательной социально-культурной деятельности служит творчество великого итальянского архитектора Джакомо Кваренги (1744-1817), автора сорока дворцов и царских рези­денций в Санкт-Петербурге, а также Странноприимного дома, Гостиного двора, Екатерининского дворца в Москве. Здания, построенные по про­ектам Кваренги, знаменовали эпоху «неоклассицизма» в русской архи­тектуре ХУШ-ХГХ веков. Отголоски творческих идей Кваренги прозву­чали в лучших образцах архитектуры советского и постсоветского пе­риодов, в частности высотных зданий 40-50-х годов XX столетия.

Своей многожанровсегью и массовостью отличались зрелищные искусства - театр, цирковые представления, культовые торжества, цере­монии почитания богов, гонки на колесницах, гладиаторские бои, ярма­рочные балаганы и др.

Результаты социально-культурной деятельности находят отражение в произведениях мастеров декоративно-прикладного искусства: издели­ях из камня и стекла, мозаике, керамике, ювелирных украшениях, посуде из серебра и бронзы, мебели и т.д.

Таким образом, даже фавнительно краткий исторический экскурс свидетельствует о глубоких социальных корнях художественной куль­туры и искусства. На протяжении столетий суть культурной деятельно­сти составляли исторически изменчивые и социально детерминирован­ные способы организации художественной жизни, связанные с произ-


Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность

водством, хранением, потреблением, распространением произведений искусства. Но на каждом этапе истории общества изменялись не только организационные (институциональные) формы этой деятельности, меня­лось и её духовное содержание, творческое видение окружающего мира и человека в этом мире. В самом искусстве как сфере общественной со­циально-культурной деятельности постоянно менялось конкретное со­отношение видов, родов и жанров художественного творчества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: