Сегодня народная художественная культура и профессиональное искусство России относятся к числу наиболее значимых сфер общественной социально-культурной практики, постоянных объектов культурных интересов и предпочтений многочисленных групп и слоев населения. Их поддержка и развитие являются генеральной задачей государственных федеральных и региональных целевых проектов и программ. Для того, чтобы отстоять свое право на выживание, многим жанрам и видам профессионального и самодеятельного искусства приходится не только рассчитывать на помощь государства, но и привлекать дополнительные средства - кредиты, спонсорство, собственные средства от платных услуг, инвестиции от частных, коммерческих фирм и компаний.
Среди приоритетных направлений социально-культурной политики государства в области художественной культуры выделяются проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию прав доступа граждан к различным видам искусств, расширение социальной сферы и географии востребованности профессионального искусства. Предметом внимания государственных органов культуры является постоянный рост массовой аудитории за счет увеличения разнообразия форм и жанров художественного предложения, государственная поддержка гастрольной деятельности театров и филармонических коллективов, в том числе зарубежных гастролей, включая обменные.
|
|
С помощью ученых осуществляется творческий мониторинг художественного процесса - исследование и анализ предложения в области исполнительского искусства, жанровых и тематических тенденций формирования репертуара. Государство заботится о развитии исторически сложившихся форм и явлений сценического искусства, являющихся национальным достоянием российской культуры и традиционно определяющих её статус в мировой культуре. Ежегодно расширяется практика
раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
0рганизации международных и внутрироссийких художественных выставок, выставочных программ, музыкальных и драматических фестивалей, направления столичных и периферийных художественных коллективов на крупнейшие международные фестивали.
Особое место отводится созданию необходимых условий для выявления, становления и развития талантов, самореализации мастеров искусств и расширения сферы их востребованности. Постоянной поддержкой и целевым поощрением пользуются новые авторы, художники, представители постановочных и исполнительских профессий, а также инновационные проекты в различных видах и жанрах искусства. Обеспечиваются благоприятные возможности для художественного совершенствования молодым деятелям искусств, их участия в конкурсах, фестивалях, творческих лабораториях, мастерских, семинарах.
|
|
По мере сил государство стремится укрепить ресурсную базу художественной культуры и искусства. Министерство культуры принимает долевое участие в финансировании спектаклей и художественных программ, в том числе создаваемых в театрально-концертных учреждениях.
Развивается и совершенствуется практика приобретения произведений драматургии, музыкального и изобразительного искусства, государственных и социальных заказов (на конкурсной основе) на создание спектаклей, концертных программ, проведение выставок, на реализацию разномасштабных комплексных проектов. Всё это делается в целях усиления влияния на художественно-репертуарную политику коллективов и организаций. Государством ежегодно выделяются средства целевым назначением и в порядке долевого участия на создание произведений общественно значимой тематики. Особой целевой поддержкой государства пользуется создание произведений различных жанров для детей, подростков и молодежи. С целью расширения творческих предложений для этой категории Министерство культуры использует различные формы финансовой поддержки.
Реализуется государственная программа в области монументального искусства, в рамках которой осуществляется проектирование и сооружение памятников, монументов, мемориальных досок, памятных знаков (ежегодно до 15-20 проектов в Москве и регионах Российской Федерации), финансируется создание отдельных произведений монументального искусства.
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
О сложности и масштабности проблем, существующих в профессиональной художественной сфере, свидетельствует пример циркового искусства.
С большими материальными и финансовыми затратами связано обеспечение высокого творческого уровня создаваемых современных произведений циркового искусства (тематических шоу-представлений, спектаклей, программ), техническое и материальное переоснащение эксплуатируемого циркового конвейера - аттракционов, исполнительских номеров, отдельных цирковых групп и коллективов. В активном продю-серстве, оказании материально-финансовой помощи нуждается деятельность по выявлению, подготовке и продвижению молодых исполнителей, спортсменов, участников любительских студий, выпускников образовательных цирковых учреждений при постановке новых программ и номеров.
Высокому престижу отечественного цирка способствуют внутренние и зарубежные гастрольные поездки коллективов, организация ученичества в цирковых номерах и стажировки молодых артистов у ведущих мастеров цирка, участие в международных и российских цирковых фестивалях, смотрах, конкурсах, где не обойтись без привлечения спонсоров и меценатов.
Постоянного внимания требует совершенствование материально-технической базы стационарных и передвижных цирковых комплексов и организаций, оснащение их необходимым современным оборудованием - свето- и звукокомплексами, музыкальными инструментами, аттракционами и т.д., автотранспортными средствами различного назначения, специально оборудованными кемпингами для эксплуатационных и бытовых нужд, содержания животных и т.д.
Характерной сферой реализации социально-культурной деятельности является музыка. Она занимает одно из главных мест в подростковой, молодежной субкультурах. Преобладающее число форм молодежного досуга прямо или косвенно связано с восприятием музыки, удовлетворением музыкально-развлекательных потребностей. По данным социологов, музыкальные предпочтения подростковой аудитории распространяются на такие жанровые категории, как: 1) модные направления современной молодежной музыки; 2) эстрадная музыка; 3) джазовая музыка; 4) народная музыка; 5) классическая музыка; 6) духовная музыка.
|
|
Современная музыка выступает фуппообразующим фактором в молодежной среде, благодаря ей активно заявляют о себе молодежные клу-
раздел //. Сферы реализации социально-культурной деятельности
бы, объединения, студии, массовые движения, другие так называемые «подвижные структуры», которые вырабатывают свой, пусть и неписаный, устав, свои законы, свой стиль, своих лидеров. Специфика этого «музыкального» вида социально-культурной деятельности молодежи связана с её стремлением в какой-то степени компенсировать свою социальную незащищенность и ущемленность в правах, «разнообразить» свои отношения с обществом посредством демонстрации своего образа жизни, внешней атрибутики, нередко вызывающего поведения и других.
В современной музыке в конце XX столетия огромную популярность у молодежной аудитории завоевал рейв - танцевальное направление электронной музыки. Рейв-движение объединило сотни тысяч фанатов как на Западе, так и в России, о чем свидетельствуют многочисленные фестивали, гала-концерты, смотры, конкурсы.
Творчество - процесс социально-культурной деятельности, который всегда обязательно связан с созданием, преобразованием, порождением нового, качественно оригинального результата, так как предполагает всегда творца, субъекта творческой активности
Кратко остановимся на характеристике таких видов культурно-творческой деятельности масс в условиях свободного времени, как социальное, художественное, научно-техническое и самобытное прикладное творчество.
Под социальным творчеством понимается общественная, основанная на демократических, добровольных началах деятельность людей, связанная с осуществлением социальных проектов и инициатив в культурно-досуговой сфере. Сюда мы отнесем участие в различных формах общественного самоуправления сферой культуры, досуга, спорта; работу в составе инициативных комиссий и групп по подготовке и проведению разнообразных досуго-вых программ; выполнение эпизодических общественных поручений. Отметим большое влияние социального творчества на развитие активности, инициативы не только взрослых, но и детей.
|
|
Обширную сферу представляет самодеятельное художественное творчество, предполагающее непрофессиональную, индивидуальную и коллективную деятельность в области театрального, вокального, инструментально-оркестрового, изобразительного, эстрадного, циркового и других видов искусства. Следует подчеркнуть, что самодеятельное творчество характеризуется сегодня сложными и противоречивыми процессами, существенными дис-
Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. Социально-культурная деятельность
раздел II. Сферы реализации социально-культурной деятельности
пропорциями в развитии различных видов и жанров художественной самодеятельности.
Кризисные тенденции, проявляющиеся в значительном сокращении числа коллективов и занятых в них участников, коснулись традиционных и ранее популярных жанров - любительских театров, академических хоров, оркестров народных инструментов, духовых оркестров, агитбригад и т. д. В то же время резко возрос престиж целого ряда современных, в первую очередь молодежных, течений в сфере музыкального, хореографического, нетрадиционных видов любительского, авторского, прикладного творчества.
Трудно переоценить социальную значимость и такой особой сферы творческой деятельности, как научно-техническое творчество. В стране функционирует сеть учреждений и организаций, активно стимулирующих развитие научно-технического творчества школьников, учащихся техникумов и профтехучилищ, студентов, других социальных групп населения. Это клубные объединения юных техников и юных натуралистов, постоянно действующие выставки научно-технического творчества, существующее до сих пор движение, объединяющее изобретателей и рационализаторов, научно-технические общества, центры культуры и техники сеть периодических изданий, система конкурсов по профессиям и т. д. Среди конкретных проблем, связанных с дальнейшим развитием научно-технического творчества людей в условиях досуга, следует назвать обеспечение материально-технических условий, подбор руководителей, поиск оптимальных форм организации занятий.
Прикладным творчеством являются фольклор, различные виды; народных промыслов и ремесел.
Основной акцент в фольклорно-этнографической деятельности делается на создание и развитие в регионе сети центров и пунктов (мастерских, артелей, кооперативов), работающих на материале местных культурных традиций и ремесел и опирающихся на местные ресурсы и общественную инициативу. Фольклорно-этнографическая деятельность является результатом такой региональной социально-культурной политики, которая вместо демонстрации и трансляции готовых образцов культуры и искусства направлена на активное культуротворчество самого населения. Это культуротворчество характеризуется ростом социально-
культурной активности детей, подростков и взрослых, опорой на местные обычаи, традиции, этнические нормы и оценки, укреплением социальных связей и формированием культурного облика, самобытного «культурного лица» своего края, города, селения
Фольклорное движение, объективно связанное с повышением престижа местных культурных традиций (особенно среди подростков и молодежи), охватывает многочисленные слои населения.
Одним из приоритетных направлений культуротворческой деятельности является и работа по сохранению, поддержанию и развитию художественных и бытовых ремесел. Под художественным ремеслом обычно подразумевают изготовление материальных вещей (предметов), которые обладают особыми, часто неповторимыми эстетическими качествами и содержанием. Наряду с народными обычаями и обрядами, фольклором, традиционными национальными и местными праздниками ремесла относятся к памятникам культуры, представляют собой органичную часть социально-культурного потенциала населения, проживающего на территории конкретного региона.