· Подчеркни важные термины.
· Отметь значимые моменты текста.
· Проверь знание значения слов.
· Запиши в тетрадь подзаголовки.
· Проанализируй связь между словами и фразами.
· Определи слова, связывающие параграфы и части текста (поэтому, или, таким образом, напротив, также, но, так….).
В. Формулировка выводов.
· Исключи все второстепенное (бесполезные повторы, парафразы, плеоназмы и т.п.).
· Сохрани только термины, необходимые для выражения главных мыслей.
г. Составление плана
· Запиши последовательно основные идеи текста.
д. Составление чернового варианта.
· Составь примерный план
· Запиши информацию и равномерно распредели части текста.
· Помни, что максимальное количество слов и предложений не должно превышать 10-20% от текста.
· Количество слов в каждой строке – не более 10;
· Количество строк на каждой странице – не более 20.
* Парафразами называются разные виды переработки текста (в частности, литературного произведения): подробное объяснение краткого текста, сокращённое изложение большого текста (адаптация), упрощённое изложение трудного для понимания текста с краткими разъяснениями, переложение прозаического текста в стихи, переложение стихов в прозу. Парафразом также может называться частичный пересказ текста.
** Плеоназм (излишний) — оборот речи, в котором без надобности повторяются слова частично или полностью совпадающие по значению. Примеры: «пожилой старик», «молодой юноша», «увидеть собственными глазами», «май месяц».
I.10 Анализ документов
Знакомство с текстом
· Обрати внимание: кто автор, тип документа (газетная статья, научная информация или исследование и т.д.).
· Определи значимость каждого документа.
Внимательное чтение текста (с карандашом в руке)
· Подчеркни важные понятия.
· Обозначь значимые отрывки текста.
· Определи, знаешь ли ты значение всех слов.