Страхование ответственности судовладельцев

В современном мире существуют объективные предпосылки для развития P&I Клубов. Россия не является исключением. Страхование ответственности судовладельцев в P&I Клубах основывается на:

· Финансовой привлекательности P&I Клубов. Это связано со страховым обслуживанием в данной организации, - взносы, взимаемые во взаимных обществах, ниже, чем в коммерческих страховых компаниях;

· Предоставлении страхового покрытия на нелимитированной основе, т.е. они не ограничивают свою ответственность перед страхователем какой-либо заранее оговоренной фиксированной суммой, кроме убытков, связанных с загрязнением вод нефтью и нефтепродуктами. Возмещение убытков, связанных с загрязнением вод нефтью и нефтепродуктами, P&I Клубы ограничивают максимальной суммой в 1 млрд. долл. США за каждый инцидент (страховой случай);

· Системе перестрахования, применяемой в рамках пула, что позволяет максимально снизить ставки перестрахования за счет большого объема перестрахования, что позитивно сказывается на финансовых взаимоотношениях с судовладельцами;

· Важнейшей особенности страхования ответственности судовладельцев – наличии у страховщика сети представителей во всех основных (крупных) портах различных стран мира. Такая сеть имеется у Международной группы клубов. Большинство коммерческих страховщиков пользуются ее услугами на договорных условиях.

При создании российского P&I Клуба необходимо воспользоваться опытом деятельности крупнейших иностранных ОВС. Все клубы, как некоммерческие организации, имеют схожую структуру управления.

В качестве исходного материала можно воспользоваться организационными принципами построения клуба на примере The United Kingdom Mutual Steams-ship Assurance Association (Bermuda) Ltd., сокращенное название – UK P&I club (рассмотрено выше). История клуба насчитывает более 130 лет. На сегодняшний день он самый крупный в мире страховщик ответственности судовладельцев; под его защитой более 1/5 всего мирового торгового флота.

Перспективы появления некоего аналога клубов P&I в России зависят как от технического перевооружения торгового флота, платежеспособности судовладельцев, так и от становления на российском страховом рынке обществ взаимного страхования. Согласно официальным данным, 2627 судов, входящих в государственный судовой реестр РФ, на 2/3 состоят из судов старше 25 лет. Финансовое положение ряда российских пароходств и перевозчиков, многие из которых ограничены в доступе к кредитным ресурсам, неудовлетворительное. Это затрудняет возможности их страхования в коммерческих страховых компаниях. В связи с этим становится очевидным необходимость создания российских обществ P&I.

Страхование в таких объединениях может решить еще одну проблему, связанную с безопасностью судовождения. Действующие клубы занимаются вопросами повышения уровня безопасности судовождения и разработкой превентивных мер по линии реализации инициатив Международного кодекса менеджмента безопасности. Дополнительные средства идут на финансирование обучения профессионально подготовленных экипажей и современное техническое оснащение судов, что обусловлено форсированным развитием международной торговли и судоходства.

Членами российского P&I Клуба могут стать желающие застраховать свои суда и ответственность, связанную с их эксплуатацией. В случае создания таких национальных страховых организаций, они должны составить конкуренцию российским коммерческим страховым структурам. Поэтому их привлекательность должна быть очевидной по сравнению с уже существующими страховыми организациями: качественная, надежная и экономичная страховая защита, и финансовое обслуживание, основанные на репутации и взаимном доверии судовладельцев.

Но самостоятельно, без поддержки государства, создать ОВС судовладельцев, которое смогло бы удовлетворить потребности национальных операторов торговых судов и российских морских пароходств, российские судовладельцы не в состоянии. В связи с этим возникает необходимость инициатив заинтересованных лиц – судовладельцев и участия государства в реализации страховых интересов на принципах взаимного страхования в сфере торгового мореплавания.

Модель российского P&I Клуба

Членами российского P&I Клуба становятся желающие застраховать свои риски владельцы судов, - как физические, так и юридические лица.

Первый уровень управления (высший орган управления) – общее собрание членов клуба. Задачи общего собрания членов клуба:

· выборы в совет директоров (правление) клуба;

· принятие поправок и дополнений к уставу клуба и правилам страхования;

· определение сумм вознаграждения директорам клуба за осуществление ими предоставленных общим собранием полномочий.

Решения на общем собрании принимаются большинством голосов. По Уставу каждый член клуба обладает только одним голосом. Исключение может быть предусмотрено для крупных судовладельцев, количество голосов для каждого из них определяется в зависимости от количества заявленных на страхование судов и их водоизмещения.

Второй уровень управления – Совет директоров. Основной функцией которого является выработка решений для стратегических перспектив развития клуба и контроль за ведением дел в клубе. Совет директоров собирается четыре раза в год, чтобы обсудить основные вопросы страхового покрытия, финансовой политики в целом и тарифной политики, в частности. Обязательная составляющая деятельности клуба – проведение аудиторских проверок.

Третий уровень управления – постоянно действующий исполнительный орган – менеджмент клуба, возглавляемый генеральным директором. Основной функцией директора является осуществление страхования. Менеджмент клуба не может быть выбран в Совет директоров.

В предлагаемую систему российских P&I Клубов будут входить Северный P&I Клуб, Дальневосточный P&I Клуб и Балтийский P&I Клуб, - которые должны войти в Международную группу P&I Клубов.

Для судов речного класса участие в предлагаемой системе взаимного страхования на базе морских P&I Клубов экономически не целесообразно, что требует создания отдельного Клуба, филиалы которого территориально будут привязаны к внутренним водным бассейнам России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: