Дети последовательно касаются кончиками пальцев стола:
одним пальцем: 1, 2, 3, 4, 5; 5, 4, 3, 2, 1.
двумя пальцами: 1-5, 1-4, 1-3, 1-2; 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.
В процессе развития ручной моторики обращается внимание как на кинетическую организацию движений, так и на кинестическую основу двигательного акта. Каждое из
приведенных выше упражнений может быть использовано как с одной, так и с другой целью. Для развития кинестетических ощущений детям предлагается выполнить упражнение с закрытыми глазами. Рекомендуются задания на воспроизведение положений пальцев, первоначально заданное логопедом. Ребенок закрывает глаза, логопед ставит его пальцы в определенное положение. Затем ребенок воспроизводит это положение другой рукой или той же рукой после определенной паузы.
С целью развития ручной моторики используются также упражнения, сопровождающиеся стихотворениями, известные народные "пальчиковые" игры.
Пальчики в лесу
Дети держат перед собой левую, а затем правую руку ладонью к себе.
|
|
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Этот пальчик гриб нашел. (Загибают мизинец.)
Этот пальчик чистить стал. (Загибают безымянный
палец.)
Этот резал. (Загибают средний па-
лец.)
Этот ел. (Загибают указатель-
ный палец.)
Ну, а этот лишь глядел. (Загибают большой па-
лец и щекочут ладошку.)
Пальчики
Дети поднимают левую руку ладонью к себе. Правой рукой загибают пальцы.
Этот пальчик хочет спать. (Загибают мизинец.)
Этот пальчик лег в кровать. (Загибают безымянный
палец.)
Этот пальчик чуть вздремнул. (Загибают средний палец.)
Этот пальчик уж уснул. (Загибают указатель-
ный палец.)
Этот крепко-крепко спит. (Загибают большой па-
лец.)
Тише-тише, не шумите!
Солнце красное взойдет,
Утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
Будут пальчики вставать! (Распрямляют пальцы рук.)
Далее игра повторяется с движениями пальцев правой руки.
Кто приехал (болгарская игра)
Дети складывают пальцы обеих рук.
Кто приехал? (Быстро хлопают кончиками
больших пальцев.)
Мы, мы, мы! (Кончики больших пальцев
прижаты друг к другу, а кончики остальных пальцев одновременно быстро хлопают.)
Мама, мама, это ты? (Хлопают кончиками боль-
ших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопают кончиками указа-
тельных пальцев.)
Папа, папа, это ты? (Хлопают кончиками боль-
ших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопают кончиками сред-
них пальцев.)
Братец, братец, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопают кончиками безы-
мянных пальцев.)
Ах, сестричка, это ты? (Хлопают кончиками больших пальцев.)
Да, да, да! (Хлопают кончиками мизин-
цев.)
Все мы вместе, да, да, да! (Хлопают всеми пальцами.)