Логопед проводит беседу по сюжетной картинке, произносит короткую фразу. Дети должны повторить фразу, дополняя ее одним словом. Предлагается произносить фразу на одном выдохе.
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха можно использовать короткие стихотворения 3. Александровой, С. Маршака, А. Барто, М. Ивенсен и др. При этом дети сначала заучивают стихотворение, а затем по очереди на одном выдохе произносят по одной строчке стихотворения.
Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами не только закрепляется правильное речевое дыхание, но и формируются правильные интонации, выразительность речи и в целом просодическая сторона речи. Диалоги необходимо сопровождать наглядным материалом (картинками, макетами, масками животных и др.). Доступными для умственно отсталых школьников первого класса являются такие диалоги, как "Лис и мышонок", "Медведь и лиса", "Куда, Миша, едешь?"
Лис и мышонок
— Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
|
|
—Землю копал.
—Для чего землю копал? *•
—Норку делал.
—Для чего норку делал?
—От тебя, лис, прятаться.
—Мышонок, мышонок, я тебя подстерегу.
—А у меня в норке спаленка.
—Кушать захочешь, вылезешь.
—У меня в норке кладовочка.
—Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разорю.
—А я от тебя в отнорочек — и был таков.
Медведь и лиса
— Ты куда идешь, медведь? — Где поставишь ты ее?
—В город елку присмотреть. — В дом возьму к себе, в жилье.
—А зачем тебе она? —Новый год встречать пора. |
—ж НЧТО же вырубил в лесу?
—Жалко, лучше принесу.
Кисонька-мурысонька
Кисонька-мурысонька, Где была? Коней пасла. Где кони? За ворота ушли. Где ворота? Огонь сжег. Где огонь? Вода залила. |
Где вода? Быки выпили. Где быки? За гору ушли. Где гора? Черви источили. Где черви? Утки склевали.
Рекомендуется воспроизведение инсценировок по известным детям коротким сказкам, например "Три медведя", "Колобок", "Теремок" и др.