16. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке:
нос — сон лес — сел сор — рос
кот — ток дар —- рад топ — пот
17. Заполнить схему. Например:
Р
В левой части схемы дети записывают слова, заканчивающиеся на звук р, а в правой части — слова, начинающиеся со звука р.
18. Вписать буквы в кружки. Например, вписать в дан
ные кружки третью букву следующих слов (можно предло
жить картинки): рак, санки, спинка, нога, трава.
Назвать слово, которое получится (книга).
19. Разгадать ребус. Из названий изображенных предме
тов выделить первый звук. Назвать полученное слово (сумка).
20. Разложить предметные картинки под цифрами 3, 4, 5
в зависимости от количества звуков в их названии. Пример
ные картинки: дом, забор, рама, крыша, кукла, волк, лиса,
мак, сыр, косы.
21. Какой звук выпал из слова: крот— кот, лампа —
лапа, рамка — рама, пилка—пила, мушка—мука?
22. Назвать общий звук в словах, записать соответствую
щую букву. Прочитать слово, которое получится из выде
ленных звуков:
луна — стол — л кино — игла — и лампа — мышь — м окна — дом — о нос — Анна — н
5 Заказ 1190
23. Раскладывание картинок в соответствии с данными графическими схемами: прямоугольник — слово, квадрат — слоги, кружочки — звуки; заштрихованные кружочки — согласные, незаштрихованные — гласные звуки.
28. Определить количество звуков в названии предметов на картинке и положить под картинки соответствующие цифры. Например:
Логопед раздает картинки. Дети называют картинки, определяют количество слогов, структуру каждого слога. Затем после предварительного разбора дети кладут картинку к соответствующей схеме. Примерные картинки: банан, сахар, диван, комар, рама, стул, стол, кран, волк, парк, тигр, лампа, лодка, вилка, крыша, труба. 24. Придумать слова к графической схеме. 25. Выбрать слова из предложения, которые соответствуют данной графической схеме. |
26. Назвать деревья, цветы, животных, посуду, мебель, одежду, птиц, слово-название которых соответствует при веденной схеме. 27. Добавить картинку. а) Найти картинку, в названии которой столько же зву ков, сколько и в названии предметов, изображенных на кар точке. Предлагаются, например, картинки с изображени ем лодки и ложки. Дети подбирают картинку, в названии которой 5 звуков. б) Найти картинку, в названии которой на один звук больше, чем в названии предыдущей картинки на карточке. Предварительно определяется количество звуков в названии предметов, изображенных на карточке. |
• • о* | ||
• ОФ | • о | |
о
29. Определить последующие и предыдущие звуки в на
звании предметов на картинках. Например, детям предла
гаются картинки с изображением полки, сумки, пилы. Дети
называют картинки. Затем логопед дает следующие зада
ния: назвать слово, в котором после л слышится к, после м
произносится к, перед л находится и и т.д.
30. Игра в "ромашку". На доске — контуры ромашки и
лепестки с изображением различных предметов. Детям дает
ся задание выбрать лепестки с изображением предметов, на
звания которых состоят, например, из пяти звуков, и вста
вить их в прорези "ромашки".
31. Вписать недостающие первые три буквы в названия
предметов на схеме. Предлагаются картинки: ложка, ли
нейка, лейка, лапка, лавка, вилка, кошка, банка, миш
ка, сорока, майка, мышка, мешок, лужок, песок, замок,
каток, носок.
32. Вписать названия предметов в данную схему. Пред
лагаются картинки с изображением предметов, названия ко
торых как соответствуют, так и не соответствуют схеме.
Например, предъявляется схема и следующие картинки:
линейка, лодка, ложка, лейка, ручка, вилка, лента, лапа,
лавка.
а а а а |
л_ л
33. Составить слово из первых звуков названий картинок.
34. Игра "Как называется цветок?". Детям предлагается
изображение цветка. На его лепестках нарисованы различ
ные предметы. Название цветка можно узнать, если выде
лить из названий картинок первый звук. Например:
На начальных этапах работы по развитию фонематического анализа делается опора на проговаривание слова, в процессе которого уточнются характер звука, последовательность звуков в слове. Конечной же целью логопедической работы является сформированность действия фонематического анализа в умственном плане, по представлению, без опоры на проговаривание.