Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов.
Цели. Закрепление произношения звука с в односложных словах со стечением согласных, в словах из 2-3 слогов; развитие фонематического анализа и синтеза, уточнение значения слов поезд, паровоз, вагоны, дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных.
Содержание занятия
.1. Организационный момент.
2. Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.
3. Игра "Поезд". На доске макеты вагонов с цифрами 1, 2, 3, а
также картинки: собака, сом, нос, сорока, капуста, сумка, сук, совы,
лиса, сук.
—Это волшебный поезд. Он повезет слова-картинки. Поезд поедет
только тогда, когда слова-картинки правильно займут свои места. В пер
вый вагон должны войти картинки-слова из одного слога, во второй — из
двух слогов, в третий — из трех слогов. Давайте поможем картинкам за
нять свои места. Назовите все картинки. Выберите картинки, в названии
которых один слог, и положите их в первый вагон.
—А теперь выберите картинки, в названии которых два слога, и поло
жите их во второй вагон.
—Назовите картинки, которые остались. Сколько слогов в этих сло
вах? (3.) Положим эти картинки в третий вагон.
Все слова-картинки заняли свои места. Подъехал паровоз и поезд отправился. На следующей станции поезд остановился, а из первого вагона выпала картинка. Назовите ее. (Сом.) Составим это слово.
4. Фонематический анализ слова сом и составление его из букв разрезной
азбуки.
5. Дифференциация одушевленных и неодушевленных существительных.
На доске два ряда картинок: 1) матрос, оса, сын, лиса; 2) колбаса,
колесо, весы, бусы.
Логопед задает вопросы к картинкам первого ряда: -Это кто? (Матрос...)
- Какой вопрос я задавала к этим картинкам? (Кто?) Затем логопед задает вопросы к картинкам второго ряда:
- Это что? (Дети называют картинки.)
- Какой вопрос я задавала к этим картинка? (Что?)
- Посмотрите на картинки первого и второго рядов. К картинкам
первого ряда я задавала вопрос кто? А к картинкам второго ряда— воп
рос что? Чем же они отличаются? (Если дети затрудняются, надо задать
наводящие вопросы.) Картинки в первом ряду изображают живые или
неживые предметы? (Живые.)
-Если предметы живые, то какой вопрос мы ставим— кто? или что? (Кто?) Лиса— это кто? или что? (Кто?)
- А если неживые предметы (стол, стул), то как мы спрашиваем —
кто? или что? (Что?)
-Если неживые предметы, то мы спрашиваем что? Далее дети повторяют.
6. Отгадывание загадок:
В лесу живет, а в курятник забирается, хитрым зверем называется. (Лиса.)
-Как мы скажем, лиса— это кто? или что? (Кто?) Почему? (Лиса живая.)
Картинка выставляется в левой части доски.
Стоит Антошка на четырех ножках, на Антошке суп да ложки. (Стол.)
-Как мы скажем, стол— это кто? или что? (Что?) Почему? (Он неживой.)
Картинка выставляется в правой части доски.
- А теперь мы будем подбирать к картинке "Лиса" живые предметы, а
к картинке "Стол" — неживые предметы.
7. Игра "Отбери картинки". На доске картинки: куст, лист, аист,
свинья, сова, столб, свекла, капуста, носорог. Дети называют картинки.
-Назовите (по картинкам) слова, которые отвечают на вопрос кто? Положите эти картинки к картинке "Лиса".
-Отберите картинки, названия которых отвечают на вопрос что? Положите эти картинки к картинке "Стол".
Работа с картинками первого ряда.
- Назовите картинки, на которых нарисованы животные.
- Назовите картинки, на которых нарисованы птицы.
Работа с картинками второго ряда.
- Найдите картинки и назовите слова, которые обозначают овощи.
8. Подведение итогов занятия.