Конспект № 4. Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных

Тема. Автоматизация звука с в словах, состоящих из 2-3 слогов со стечением согласных.

Цели. Закрепление произношения звука с в словах со стечением со­гласных; развитие фонематического анализа и синтеза; закреп­ление и актуализация словаря по теме "Посуда"; дифференциа­ция существительных и глаголов.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука с.

3. Игра "Что лишнее?". На доске картинки: миска, скамейка, сково­
родка, кастрюля, тарелка.

-Назовите картинки.

- Скажите, какая картинка лишняя? (Скамейка.) Почему? Миска,
сковорода, кастрюля, тарелка — это что такое? Как назвать одним словом
эти предметы? (Посуда.) Повторите все это слолво.

— Сколько слогов в слове посуда"! (Три.) В каком слоге звук с? Назо­
вите слог со звуком с (су). Какой звук слышится после звука с? (у).

- Назовите еще раз картинки и скажите, в каком слове нет звука с?
(Тарелка.)

Картинка убирается.

- Какую еще посуду вы знаете? (Добавляются картинки.)

- Назовите картинки, в названии которых звук с в начале слова. (Со­
лонка, стакан, сковорода.)

В каких словах звук с в середине слова? (Миска.)

-Скажите слово стакан по слогам. В каком слоге звук с? (ста-). Какой звук слышится после звука с? (т).

4. Фонематический анализ слова соль и составление графической схе­
мы этого слова.

- Что хранится в солонке? (Соль.) Составим графическую схему это­
го слова. Какой первый звук в этом слове? (с). Какой это звук (согласный
или гласный)? (Согласный.) Твердый или мягкий? С-с-с. (Твердый.) Ка­
ким кружком мы его обозначим? Какой звук слышится после звука с? (о).
Какой это звук? (Согласный или гласный?) Каким цветом мы обозначим
этот звук? Какой звук слышится после о1 (л'). Какой это звук? (Согласный
или гласный?) (Согласный.) Твердый или мягкий? (Мягкий.) Каким круж­
ком мы его обозначим?

Таким образом составляется графическая схема слова соль.

- Какой первый звук? Второй звук? Третий звук?

- Если вместо последнего звука л' мы скажем звук и, какое слово
получится: со... (Добавьте н, сон).





5. Составление цепочки слов.

- Составим слово сон из букв разрезной азбуки.

- А теперь замените о на ы. Какое слово получится? (Сын.)
После устного ответа слово изменяется.

— А теперь вместо звука я произнесите звук р. Какое слово получится?
(Сыр.)

После устного ответа буква я заменяется буквой р.

- А теперь вместо звука ы произнесите звук о. Какое слово получится?
В случае затруднений сначала заменяется буква, затем дети читают

слово.

6. Дифференциация существительных и глаголов.

- Назовите неживые предметы, которые вы видите.

— А теперь назовите живые предметы: людей или животных.

На доске выставляются сюжетные картинки (мальчик рисует, девочка играет, кукла стоит, охотник стреляет). Логопед задает к каждой картинке вопрос: что делает... (мальчик, девочка и т.д.)?

Дети отвечают одним словом.

- Какой вопрос я задавала? (Что делает?)

- Вспомните слова, которые вы называли (рисует, играет, стоит,
стреляет).
Эти слова называют действия предметов. Повторите, что обо­
значают слова стоит, играет, стреляет и другие. (Действия.)

- Слова, которые обозначают действия, мы будем обозначать стре­
лочкой -».

Детям раздают фишки с обозначением стрелочки.

- Сейчас я буду называть слова, обозначающие предметы, и слова,
обозначающие действия. Если вы услышите слово-действие, поднимите
стрелочку.

Логопед называет слова: дом, стоит, строит, машина, кукла, идет, сидит, собака, рисует, едет, парта.

- А теперь я назову слова-действия, а вы запомните те, в которых есть
звук с: стоит, строит, идет, едет, рисует.

- В каких же словах-действиях есть звук с?

7. Подведение итогов занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: