Тема. Автоматизация звука ш в словах.
Цели. Закрепление правильного произношения звука ш в словах;
развитие фонематического анализа и синтеза; систематизация
лексики по темам "Игрушки", "Цветы", "Часть— целое";
закрепление в речи формы единственного и множественного
числа существительных.
Содержание занятия
1. Организационный момент.
2. Артикуляторная гимнастика и уточнение артикуляции звука ш.
3. Отгадывание загадок.
Выросли в лугах сестрички, желтый глазок, белые реснички. (Ромашки.)
- Ромашки — это много, а если одна, то как сказать? (Ромашка.)
Хвост длинный, сами крошки, боятся очень кошки. (Мышки.)
- Мышки — это много мышек, а как сказать, если одна? (Мышка.)
- Назовите соседей звука ш.
4. Графический анализ слова мышка. Выделение звука ш.
5. Графический анализ слова груша. Выделение звука ш.
6. Сравнение звуковой структуры слов мышка и груша на основе гра
фической схемы.
—Сколько слогов в слове мышка? (2). В слове груша? (Тоже 2.)
—Сколько всего звуков в слове мышка? (5). В слове груша? (тоже 5.)
- Количество звуков одинаково? (Одинаково.)
— Значит, одинаковое количество слогов (2) и одинаковое количество
звуков (5).
- Чем же различаются эти слова? Посмотрим на первый слог.
— В слове мышка какой первый слог? (мыш-). А в слове груша! (гру-).
- Какой первый звук в этих словах? Согласный или гласный? (Соглас
ный.)
— Какой второй звук в слоге мыш — согласный или гласный? (Глас
ный.) А в слоге гру- — согласный или гласный? (Согласный.) Значит,
вторые звуки разные: в первой схеме — гласный звук, а во второй — со
гласный.
- Какой третий звук в слоге мыш — согласный или гласный? (Соглас
ный.) А в слоге гру — согласный или гласный? (Гласный.) Значит, тре
тьи звуки разные: в первой схеме — согласный, во второй — гласный.
Будем различать по второму звуку (в первой схеме — гласный, во второй —
согласный) и по третьему звуку. Второй слог в этих словах одина
ковый.
7. Подбор слов к двум схемам.
На доске картинки: кошка, шапка, мишка, мешки, лапша, шкафы, шишка, штора, штаны. Дети называют картинки. Затем анализируют последовательно каждое слово с опорой на второй звук и определяют, к какой схеме надо положить картинку.
8. Закрепление произношения звука ш в словах (по картинкам).
а) На доске располагаются игрушки.
—Что нарисовано на картинках? (Игрушки.) Есть звук ш в этом сло
ве? Назовите соседей звука ш.
—Назовите игрушки на звук ш.
б) На доске картинки с изображением цветов (фиалки, ноготки, ро
машки, ландыши, тюльпаны).
-Что нарисовано на картинках? (Цветы.) Назовите их. В названии каких цветов есть звук ш?
в) На доске изображения животных (кошка, волк, мышка, лошадь,
медведь).
— Кто нарисован на этих картинках? (Животные.) Назовите их. А те
перь назовите животных, в названии которых есть звук ш.
г) Назовите часть дома на звук ш (крыша), часть колеса (шина).
В случае затруднений предлагаются картинки.
9. Подведение итогов занятия.