Товарный рынок представляет собой систему экономических связей, во-первых, между производителями и потребителями данного товара и, во-вторых, внутри групп производителей и потребителей. Основной формой связей первого типа первого типа является купля-продажа, второго — конкуренция.
Товарные рынки, взаимодействую через механизм межотраслевой конкуренции, формируют национальный рынок в целом. В ходе исторического развития рыночные отношения выходят за рамки национальных границ и формируются международные товарные рынки. Функционируют они в тесном взаимодействии с соответствующими рынками отдельных стран и регионов.
Существует огромное разнообразие национальных хозяйств и товарных рынков с присущими им условиями формирования и факторами развития экономической конъюнктуры. Для каждого товарного рынка и каждого этапа развития его конъюнктуры характерно свое сочетание факторов, определяющих особенности и параметры долгосрочных тенденций, среднесрочных колебаний и краткосрочных изменений, их относительную значимость, ранжировку во взаимодействии друг с другом.
Таблица: классификация товарных рынков
Классификационный признак | Тип рынка | |
1. | Структура хозяйства страны | 1.Рынки стран с экономикой типа натурального хозяйства 2. Рынки стран-экспортеров сырья 3. Рынки промышленно развивающихся стран 4. Рынки промышленно развитых стран |
2. | Уровень доходов и характер их распределения в стране | 1.Страны с низким уровнем доходов (очень низким и преимущественно низким) 2.Страны с очень низким и очень высоким уровнями доходов 3. Страны с низким, средним и высоким уровнями доходов. 4. Страны с преимущественно средним уровнем семейных доходов. |
3. | Территориальный охват | 1. Внутренний. 2. Национальный. 3. Региональный. 4. Мировой. |
4. | Товарно-отраслевой с многоуровневой детализацией | 1. Машин и оборудования. 2. Минерального сырья и топлива. 3. Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров. |
5. | Сфера общественного производства | 1. Рынок товаров материального производства. 2. Рынок товаров духовного производства. |
6. | Характер конечного пользования | 1. Рынки товаров производственного назначения 2. Рынки товаров потребительского назначения. |
7. | Срок использования товаров | 1. Рынки товаров долговременного пользования. |
8. | Организационная структура (различные условия торговли и характер взаимоотношений между продавцами и покупателями). | 1.Мировой рынок · открытый · закрытый · преференциальный Внутренний рынок: · оптовый · розничный |