Л И Т Е Р А Т У Р А

Агеев В. С., Дубова Т. Ф., Рыжонкин Ю. Я. Тип объяснения причин неудачи и эффективность спортивной деятельности //Вестник МГУ, серия 14. Психология, 1987, N 3, с.42-49. Алексеев А.В. Преодолей себя! – М.: Физкультура и спор, 2003. – 280 с.

Аркадьев В., Любецкая Т. Диалог о поединке. М.: 1986.

Барынина И. И. Социальные, биологические и психолого-педагогические последствия ранней спортивной специализации пловцов высокой квалификации. Автореф. канд. дисс. М.: 1990.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: 1986.

Блага К., Шебек М. Я - твой ученик, ты - мой учитель. М.: 1991.

Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль над действием. М.: 1991.

Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: 1990.

Дашкевич О. В., Зобков В. А. Управление психическим компонентом состояния готовности в легкоатлетическом юношеском спринте //Теория и практика физической культуры, 1980, N 3, с.24-26.

Енин В. И. Развитие психологических свойств личности подростков в процессе занятий спортом. Автореф. канд. дисс. Л.: 1986.

Зобков В. А. Психолого-педагогические аспекты учебно-тренировочного процесса подготовки юного легкоатлета в ДЮСШ. //Психология личности и деятельности спортсмена. М.: 1981, с.85-92.

Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2006. – 512 с.

Китаева М.В. Психология победы в спорте. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 208 с.

Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: 1980.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975.

Макклелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Питер, 2007. – 672 с.

Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. М.: 1990.

Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Пите, 2003. – 352 с.

Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: 1984. Муздыбаев К. Психология ответственности. М.: 1983.

Мильштейн О. А., Кулинкович К. А. Советский олимпиец: социальный портрет. М.: 1979.

Найдиффер Р. Психология соревнующегося спортсмена. М.: 1979.

Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. М.: 1983.

Пилоян Р. А. Мотивация спортивной деятельности. М.: 1984.

Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта. М.: Академический проект, 2004. - 576 с.

Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. Хрестоматия. М.: Советский спорт, 2005. – 286 с.

Хайрутдинова Н. У. Социально-психологические проблемы спортивного совершенствования учащихся ДЮСШ. Автореф. канд. дисс. М.: 1991.

Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: 1982.

Юров И. А. Направленность и типы фрустрации у пловцов //Теория и

практика физической культуры, 1981, N 7, с.19-20.

Butt D. S. Psychology of Sport. The behavior, motivation, personality and performance of athletes. 1987, N. -J.,Van Nostrand Reinold Company.

Essential reading in sport and exercise psychology. /edited by D.Smith, M. Bar-Eli. Champaign, Ill.: Human Kinetics: 2007. - 521 p.

Mantens R. Coaches guide to sport psychology. 1987, Campaign, Ill.

Human Kinetics Publishers inc.

Sport vision for sailors. //Sailing World, 1988, v.27, n.5.

Walker S. G.6 оbvious but often unrecognized truths. //Sailing World, 1989, v.28, n 7.

ГЛАВА 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

4.1. Психологические особенности этапа

высшего спортивного мастерства.

Выведение спортсмена на уровень высшего спортивного мастерства является основной целью его многолетней подготовки. Критерием достижения этого уровня может служить включение спортсмена в элитные команды, что означает признание за ним мастерства международного класса, признание его способности отстаивать честь своей страны на крупнейших соревнованиях.

Включение спортсмена в элитные команды означает, что он попал в мир спорта высших достижений. Его называют еще большим спортом, элитным спортом. Такое название подчеркивает трудность задачи выхода на этот уровень. По данным Н.Ж.Булгаковой (1986), например, из 10 тысяч детей, отобранных после периода начальной подготовки для тренировки по плаванию, лишь трое становятся мастерами спорта международного класса. Сложность пути в большой спорт делает очень значимым для спортсменов включение в элитные команды и сохранение устойчивой позиции в них.

Продолжительность выступлений в большом спорте относительно невелика и в среднем составляет около пяти лет (В.Н.Платонов, 1986). В зависимости от вида спорта она может меняться от 3-4 лет у женщин-гимнасток до 7-8 лет у гребцов, 10 и более лет у яхтсменов. В теории спортивной тренировки принято подразделять этот период многолетней подготовки, обозначаемый, как этап спортивного высшего мастерства, на две стадии: стадию максимальной реализации индивидуальных возможностей и стадию сохранения достижений, по завершении которой активные выступления в большом спорте прекращаются.

Спорт высших достижений имеет ряд существенных отличий от массового спорта. Такими отличиями являются: высокий уровень физических и психических нагрузок, острая конкуренция между претендентами на место в элитных командах, соперничество за право выступать на наиболее престижных соревнованиях, возрастание объема соревновательной практики, усиление роли психологических факторов успешности соревновательной деятельности, обусловленное примерно равным уровнем мастерства высококлассных спортсменов.

Своеобразны социально-психологические условия деятельности спортсменов в спорте высших достижений. Высококлассного спортсмена готовит, как правило, не один тренер, а целая группа специалистов. Кроме тренера в нее входят врач, массажист, тренеры по отдельным компонентам подготовки (например, тренер по общей физической подготовке), психолог, специалисты по научному обеспечению подготовки. В зависимости от специфики вида спорта к перечисленным специалистам могут добавляться другие: хореографы в художественной гимнастике, акробатике, фигурном катании, механики в технических видах спорта. Существенной для элитного спортсмена фигурой является главный тренер команды, осуществляющий стратегическое руководство подготовкой и способный оказать заметное влияние на судьбу спортсмена. Можно добавить к этому перечню администраторов команд, представителей спортивных клубов и федераций, Национального олимпийского комитета, государственных организаций, курирующих спорт. Успех подготовки элитного спортсмена зависит от согласованности действий специалистов, вовлеченных в работу с ним. Это особенно существенно, когда речь идет о людях, ведущих повседневную работу, постоянно контактирующих со спортсменами. В качестве иллюстрации значимости взаимодействия специалистов, ведущих подготовку элитных спортсменов, сошлемся на мнение известного тренера по фигурному катанию Т.А.Тарасовой. Говоря о сотрудничестве с хореографом Е.Матвеевой в работе со знаменитыми фигуристами И.Моисеевой и А.Миненковым, она вспоминает: "Мы много спорили, но никогда не разделяли совместного труда: какой элемент придумала она, какой придумала я. Тот редкий случай, когда я прекрасно уживалась с хореографом. Единственное, что мне не нравилось, так это то, что когда я ругала ребят и наказывала их, и они, оскорбленные, обычно уезжали в конец катка, следом за ними отправлялась и Лена успокаивать их. Она там разучивала с ними то, что им хотелось, или так, как им нравилось. Я считала подобные уступки капризам спортсменов антипедагогичными, у тренера и хореографа должна быть единая линия в работе с учениками".

Выступления высококлассных спортсменов происходят в присутс­твии зрителей. Их поведение сказывается на психическом состоянии и эффективности деятельности спортсменов. Готовность к общению со зрителями является одной из составляющих коммуникативной компетентности спортсменов высокого класса. Ее формирование является специфической для спорта высших достижений задачей психологического

обеспечения подготовки спортсменов.

Привлечению зрителей на соревнования уделяется все больше внимания. Нахождением средств формирования интереса к не очень популярным видам спорта, не относящимся к зрелищным, занимаются известные спортсмены, спортивные администраторы, представители спортивных федераций. Даже такой академичный вид спорта, как шахматы, стано­вится объектом экспериментов, направленных на повышение привлекательности соревнований для зрителей. Одним из таких экспериментов были соревнования "Чесс-митинг-92", проведенные в Дортмунде с участием известных шахматистов, включая чемпиона мира Г.Каспарова. Зал "Вестфаленхалле", где происходили соревнования, был оборудован техникой, дающей возможность зрителям окунуться в борьбу соперничающих спортсменов, почувствовать ее атмосферу. Восемь экранов в зале, несколько мониторов в фойе показывали зрителям шахматистов в процессе игры. Шахматный турнир превратился в захватывающее зрелище (А.Френкель, 1992).

Усиление элемента зрелища в спортивных соревнованиях воспринимается неоднозначно. Но современные тенденции развития спорта, его коммерциализация побуждают к этому. Привлекательная для зрителей организация соревнований повышает популярность спорта. Популяризации спорта за счет зрелищности соревнований уделялось внимание многолетним руководителем Международного олимпийского комитета Х.А.Самаранчем.

Внимание к зрелищности соревнований вносит специфические акценты в подготовку спортсменов, требует умения "работать на публику", которое свойственно не всем высококлассным спортсменам. Лишь некоторые из них становятся настоящими любимцами болельщиков. Повы­шение зрелищности соревнований требует внесения изменений в работу над техникой и тактикой. Ее целью становится не только создание базы технического и тактического превосходства над соперниками, но и овладение техническими трюками, эффектными тактическими комбинациями, производящими впечатление на зрителей. Элемент игры на публику заметен в выступлениях баскетболистов Национальной баскетбольной ассоциации США, хоккеистов НХЛ, иногда обостряющих игру, затевающих потасовки, чтобы прибавить зрителям остроты ощущений. Естественно, способны на это только мастера экстра-класса.

Исследования, в которых анализировалось субъективное восприя­тие спортсменами соревнований, показали, что спортсмены нашей страны, даже имеющие высокую квалификацию, мало ориентированы на то, чтобы произвести впечатление на зрителей. Главное для них превзойти соперника, одержать победу. Это создает условия для более полной концентрации на чисто спортивных задачах. Но, с другой стороны, неготовность к контакту со зрителями может мешать высококлассным спортсменам, сковывать их, усиливать эмоциональное напряжение во время соревнований.

Поддержка болельщиков - это стимул активности спортсменов. Но поведение болельщиков может осложнить жизнь спортсменов. Не говоря о таких из ряда вон выходящих случаях, как ранение, полученное теннисисткой М.Селеш от брошенного болельщиком во время ее выступления ножа, пристальное внимание фанатов к своим кумирам, к их не только спортивной, но и личной жизни создает дополнительные психологические нагрузки.

Внимание публики к выступлениям и жизни элитных спортсменов, их широкое освещение по радио и телевидению, в прессе создает и другие проблемы. Вот как говорит о них одна из звезд спортивной гимнастики, победительница Олимпийских. Игр в Мехико, ставшая настоящей любимицей зрителей, Н.Кучинская: ". Большой спорт в каком-то смысле жесток. Пока ты "на коне", ты нужен всем. Но вот спортсмен покинул арену, и о нем все забывают. В гимнастике расцвет наступает в 15-16 лет, когда спортсменка еще не сформировалась как личность, и на детскую голову сваливаются аплодисменты, цветы, хвалебные статьи. У девочки из-за этого формируется комплекс собственной исключительности, появляется эгоизм. А в 20 лет она заканчивает выступать, и внимание к ней улетучивается, как будто его и не было. Гимнастка становится такой же, как все, даже чуточку хуже, так как книжку, которую все прочли, она дочитать не успела - была на соревнованиях, фильм, который все посмотрели, она не видела - спешила на тренировку, о будущей профессии, которую все выбрали, она не задумывалась" (Н.Калугина, 1987), Н.Кучинская подчеркивает, что сказан­ное ею не есть выражение отрицательного отношения к большому спорту. Ей просто хотелось привлечь внимание к предотвращению психологических травм и перегрузок, которые не являются обязательными спутниками спортсмена экстра-класса, но все же высоковероятны.

Спорт высших достижений характеризуется высоким уровнем физических и психических нагрузок, связанных как с большим объемом тренировок, так и с интенсивностью соревновательной практики. Накопление психической усталости из-за психических перегрузок становится причиной прекращения выступлений спортсменов в большом спорте, несмотря на хорошую физическую форму. Например, именно психической усталостью объясняет завершение своих выступлений известная теннисистка М.Малеева, так как она способствовала утрате интереса к соревнованиям, снижению соревновательной мотивации. Олимпийская чемпионка по прыжкам в воду Е.Вайцеховская также обращает внимание на фактор накопления психической усталости у высококлассных спортсменов: "Сейчас спроси у многих ребят: почему ушли из спорта, ведь сил еще много? Но в том-то и дело, что физически могли. Психологически не выдерживали. Вот часто пишут - женщина после рождения ребенка показывает выдающиеся результаты. Почему? Да потому, что идет полная психологическая разрядка, отдых от очков, метров, секунд. Человек полностью отключается".

Источником психических перегрузок может быть не только жесткий режим тренировок и соревнований, но и сам образ жизни элитного спортсмена. Об этом говорит легкоатлетка С.Червякова, кандидат в олимпийскую команду 1988 года: "Все-таки семь лет в большом спорте- это целая жизнь... Большой спорт - это не только зарубежные поездки, познавание стран и городов планеты, но и постоянная круговерть разъездов, тренировок, сборов, смена гостиниц, климата... Мне, выросшей в тихом небольшом Тихорецке, такой сумасшедший ритм нелегко давался".

Наличие большого числа источников психических нагрузок, характерное для большого спорта, ставит в ряд наиболее важных такие задачи, как разработка программ психической реабилитации, как нахождение путей сокращения психических нагрузок за счет психологически обоснованного, ориентированного на учет психологических факторов ведения подготовки.

Спортсмены приходят в большой спорт, имея высокий уровень мастерства, высокие спортивные результаты. Их организм адаптирован к тренировочным нагрузкам различного характера. Чем выше уровень достигнутых спортсменом результатов, тем более сложной задачей становится их наращивание. В этот период возрастает зависимость достижений спортсменов от психологических факторов: мотивации, устойчивости к психическим нагрузкам и соревновательному стрессу, способности сопротивляться психологическому давлению, разумно воспринимать успехи и неудачи.

Каждый высококлассный спортсмен - это, как правило, яркая индивидуальность. Но самый талантливый спортсмен редко бывает одарен всесторонне. Преимущество в одном может обернуться слабостью в другом. Возможно более полная реализация потенциала спортсмена высокого класса, обеспечение оптимальной продолжительности его спортивной карьеры становиться реальностью только при индивидуализации его подготовки, в том числе и ее психологического обеспечения. Разработка и осуществление индивидуальных программ психологического обеспечения подготовки элитных спортсменов является важной задачей психологической службы в спорте высших достижений.

Ценность принадлежности к элитной команде, к миру спорта высших достижений пробуждает спортсменов к совершенствованию мастерства, нахождению резервов роста спортивных результатов. Иногда для закрепления своих позиций спортсмены и их тренеры идут на применение недозволенных средств, в частности, применение допинга. Поэтому в поле внимания спортивной психологической службы должны быть факторы, побуждающие спортсменов к применению допинга, связанные с личностными особенностями спортсменов, с влиянием на них социального окружения.

Особой, специфичной именно для спорта высших достижений является задача обеспечения благополучного завершения спортивной карьеры, адаптации спортсменов к достаточно резкой смене образа жизни, социального статуса, материального положения. Одним из аспектов этой проблемы является определение момента, когда спортсмену целесообразно прекратить выступления. Важно не допускать преждевременного ухода спортсменов из большого спорта, к которому иногда побуждают тренеры своих учеников. Не всегда такие действия тренеров бывают оправданны. Пример тому - победа на Олимпиаде в Сеуле пловца В.Сальникова, которого в течение нескольких лет, предшествующих Олимпийским Играм, склоняли к прекращению выступлений.

Главным отличием задач психологического обеспечения подготовки спортсменов в спорте высших достижений от тех, которые решались на предыдущих этапах многолетней подготовки, является создание психологических предпосылок реализации накопленного спортсменами потенциала. Если на предыдущих этапах речь шла о формировании психологических механизмов регуляции деятельности, формировании значимых в избранном виде спорта свойств личности, освоении необходимых спортсменам психотехнических умений, то в спорте высших достижений более актуальны другие задачи. Это регуляция уровня психических нагрузок, психическая реабилитация, подготовка спортсменов к решению сложных и многообразных коммуникативных задач, помощь спортсменам в раскрытии их индивидуальности и в преодолении кризисных ситуаций, психологическое обеспечение выступлений элитных спортсменов в ответственных соревнованиях, психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры спортсменов и их адаптации к новым условиям жизни.

В последующих разделах данной главы эти задачи психологического обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов будут рассмотрены более подробно.

4.2. Индивидуализация психологического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.

Спортсмены высокой квалификации, как правило, имеют примерно равный уровень мастерства. В таких условиях преимущество одних спортсменов над другими достигается за счет нахождения индивидуальных резервов наращивания спортивных результатов. Реализация таких резервов возможна при индивидуализации подготовки спортсменов. Так как в спорте высших достижений возрастает роль психологических факторов, регулирующих эффективность деятельности спортсменов, источником их прогресса становятся индивидуальные программы психологического обеспечения подготовки.

Разработка эффективных программ индивидуализации психологичес­кого обеспечения подготовки высококвалифицированных спортсменов возможна на основе целостного представления о регулирующем влиянии индивидуально-психологических свойств человека на его поведение, это деятельность.

Проявление психики в деятельности характеризуется многомерностью. Она заключается в том, что одно и то же свойство психики или устойчивое сочетание свойств накладывает отпечаток не на один, а на многие компоненты деятельности, на особенности ее протекания в различных условиях.

Индивидуально-психологическим свойствам человека и их проявлениям в деятельности посвящено большое число исследований. На основании их результатов составлены приведенные в приложении 3 карты поведенческих проявлений индивидуально-психологических свойств, накладывающих существенный отпечаток на деятельность спортсменов.

Как уже сказано выше, для того, чтобы обосновать программы индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов, нужно соотнести индивидуальные особенности их психики с основными компонентами спортивной деятельности, с теми требованиями, которые они предъявляют к психике.

Выделим те компоненты деятельности спортсменов и те ее характеристики, которые целесообразно принять во внимание при обосновании программ индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов. Как уже указывалось в главе 3, значимыми в спорте компонентами психической регуляции деятельности являются: анализ значимых условий деятельности, постановка целей, оценка вероятности достижения целей, планирование и программирование действий, текущий и итоговый самоконтроль, причинные схемы объяснения результатов деятельности. Анализ значимых условий деятельности, постановка целей, оценка вероятности достижения целей, планирование и программирование действий представляют собой ориентировочные компоненты деятельности. Самоконтроль, интерпретация результатов деятельности и причин, по которым они оказались теми или иными, относятся к контрольно-оценочным компонентам деятельности. В зависимости от индивидуально-психологических свойств спортсменов эти компоненты психической регуляции деятельности могут иметь различный характер. От них зависит также устойчивость к специфическим для спорта психическим нагрузкам: соревновательному стрессу, физическому утомлению, монотонии тренировочного процесса, коммуникативным нагрузкам, т.е. нагрузкам, связанным с общением. Устойчивость к психическим нагрузкам сказывается не только на соревновательных достижениях спортсменов, но и на продолжительности их спортивной карьеры.

Обратимся к карте поведенческих проявлений силы-слабости нервной системы по возбуждению (приложение 3). Сила нервных процессов, как известно, является характеристикой ее функциональной выносливости, работоспособности. Сила нервной системы по возбуждению понимается как способность нервных клеток выдерживать длительное концентрированное возбуждение, не переходя в запредельное торможение. Многочисленные исследования показали, что это типологическое свойство нервной системы очень существенно сказывается на различных сторонах поведения. Иными словами, проявления силы нервной системы по возбуждению в поведении характеризуются многомерностью. Действительно, люди с крайними проявлениями этого типологического свойства (сильные и слабые по возбуждению) различаются между собой по очень широкому спектру характеристик психической регуляции деятельности. Они по-разному анализируют значимые условия деятельности и оценивают их сложность, различным образом планируют свои действия, проявляют различную степень устойчивости к физическим нагрузкам, к эмоциональному стрессу, к монотонии, по-разному реагируют на замечания, поощрения, наказания, получаемые от других людей.

Внимательный анализ карты поведенческих проявлений силы-слабости нервной системы по возбуждению, так же, как и карт поведенческих проявлений других индивидуально-психологических свойств, приведенных в приложении 3, приводит к важному заключению. Оно состоит в том, что ни одно индивидуально-психологическое свойство не может быть абсолютно плохим или абсолютно хорошим с точки зрения его влияния на эффективность деятельности. Казалось бы, сила нервной системы по возбуждению благоприятствует эффективности деятельности. Но оказывается, что свойственная ее обладателям уверенность в себе сочетается с несобранностью в малоответственных ситуациях, выносливости к физическим нагрузкам, устойчивости к эмоциональному стрессу сопутствует неустойчивость к монотонии. Следовательно, индивидуально-психологические свойства спортсменов следует рассматривать во всем многообразии их проявлений, принимая во внимание их сильные и слабые стороны.

В спорте значимость проблемы многомерности проявлений свойств психики усиливается существенными различиями требований к психике различных компонентов деятельности спортсменов. Вследствие этого одни и те же свойства психики могут способствовать высокой эффективности одних компонентов деятельности и существенно снижать эффективность других. Например, различие требований к психике тренировочной и соревновательной деятельности порождает ситуацию, при которой индивидуально-психологические свойства, способствующие приобретению спортивного мастерства, могут быть причиной низкой соревновательной надежности, повышенной чувствительности к соревновательному стрессу даже у талантливых и достигших предельных спортивных высот спортсменов. Такие проблемы характерны для спортсмена со слабой нервной системой, повышенной тревожностью, низкой самооценкой.

Другим выражением несовпадения требований к психике спортсменов тренировок и соревнований является то, что спортсмены, уверенно чувствующие себя в эмоционально напряженных условиях спортивных состязаний, с трудом переносят монотонность тренировок, направленных на шлифовку технического мастерства. Именно об этом пишет известный тренер по фигурному катанию Т.А.Тарасова, вспоминая о том, сколько неприятных минут было связано у ее знаменитых учеников И.Моисеевой и А.Миненкова с совершенствованием исполнения обязательной программы. Т.А.Тарасова пишет: "Не шла у них никак обязательная программа, терпения не хватало, спокойствия в работе. Ира и Андрей не понимали, что обязательная программа вся построена на долготерпении, раздражались, когда я пыталась убедить их, что по-иному обязательные танцы не учат, только многократные повторения позволяют их освоить. А они не могли повторять одно и то же сотни раз. Они были слишком трепетны. К тому же считали себя исключитель­но творческими людьми, чтобы долго пережевывать одно и то же, а не создавать что-то выдающееся". По словам Т.А.Тарасовой, экспансивность ее учеников не вязалась с монотонной работой, поэтому даже став чемпионами, блистая в произвольных танцах, они допускали сбои в обязательной программе.

Различия требований к психике этапа освоения деятельности и этапа реализации профессиональной подготовки, особенно, в экстремальных условиях характерны не только для спорта, но и для ряда военных и гражданских трудовых профессий. Специфику в эту проблему в спорте вносит направленность деятельности на предельно высокие результаты. Это ограничивает возможности отбора как средства гармонизации индивидуальности спортсмена и требований к психике избранного вида спорта. Главным критерием успешности карьеры спортсмена является рост его результатов. До определенного уровня он может происходить и при недостаточно высокой психической устойчивости, вызывающей психические перегрузки. Поэтому при расхождении требований тренировочной и соревновательной деятельности более сильное влияние на "естественный отбор" спортсменов оказывают индивидуально-психологические предпосылки приобретения высокого технического и тактического мастерства. Об этом свидетельствует наличие среди высококвалифицированных спортсменов в различных видах спорта лиц со слабой нервной системой, то есть со слабыми предпосылками соревновательной надежности (Л.Ф.Егупов, 1965, А.Н.Воробьев, В.А.Поляков, В.М.Русалов, 1977; Е.П.Ильин, 2001).

На достижение рекордных результатов оказываются способными спортсмены с уникальным сочетанием физических и психических качеств. Поэтому отбор высококвалифицированных спортсменов по критерию надежности может привести к тому, что его пройдут "железные зачетники", стабильно демонстрирующие относительно высокие, но далекие от рекордных результаты. Спортсмены же с уникальным талантом могут быть отсеяны. Следовательно, подготовка высокорезультативных спортсменов экстра-класса возможна на основе индивидуализации работы с ними. Ее стратегическим направлением является помощь спортсмену в возможно более полном раскрытии сильных сторон его индивидуальности и компенсации слабых.

Своеобразие психической регуляции деятельности, отличающее того или иного спортсмена, обусловлено характерным для него сочетанием индивидуально-психологических свойств, а не каждым из них в отдельности. Индивидуально-психологические свойства, оказывающие влияние на особенности психической регуляции деятельности, довольно многочисленны. Некоторые из них определяются врожденными особенностями нервной высшей деятельности. Это типологические свойства нерв­ной системы и свойства темперамента. Их поведенческие проявления очень устойчивы и мало поддаются изменению. От них в значительной степени зависит формирование присущего каждому спортсмену индивидуального стиля деятельности. Другие индивидуально-психологические свойства являются продуктом прижизненного развития и воспитания. К ним относятся: мотивация, самооценка, уровень притязаний, морально-волевые свойства личности, устойчивые особенности познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления). За счет их целенаправленного развития возможна компенсация неблагоприятных поведенческих проявлений консервативных по своим влияниям индивидуально-психологических свойств.

Некоторые из присущих конкретному спортсмену индивидуально-психологических свойств могут иметь сходные поведенческие проявления. При наличии у спортсмена таких однонаправлено, с энергично влияющих на поведение индивидуально-психологических свойств картина их поведенческих проявлений становится отчетливой и яркой. Некоторые индивидуально-психологические свойства сглаживают, взаимно компенсируют связанные с каждым из них поведенческие проявления. Это можно проследить по приведенным в приложении 3 картам поведенческих проявлений индивидуально-психологических свойств. Например, сила процесса возбуждения, подвижность нервных процессов, экстраверсия синергично влияют на отношение к монотонной работе: лица, у которых имеется сочетание этих индивидуально-психологических свойств, неустойчивы к ней. Влияние на отношение к монотонной работе силы процесса возбуждения и инертности нервных процессов оказывается компенсирующим: обладатели этого сочетания индивидуально-психологических свойств терпеливо переносят монотонную работу. Поведенческие проявления силы нервной системы по возбуждению смягчаются инертностью нервной системы. Это значит, что при обосновании программ индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов нужно ориентироваться на присущее спортсмену сочетание индивидуально-психологических свойств, а не на отдельные, даже ярко проявляющиеся свойства.

Некоторые из существенных для спортсменов сочетаний индивидуально-психологических свойств описал Е.П.Ильин. Он выделил комплекс реактивности, обусловленный сочетанием слабости нервной системы по возбуждению и подвижности нервных процессов. Спортсмены с таким сочетанием индивидуально-психологических свойств имеют хорошие скоростные качества, способность к взрывным усилиям. Это благоприятствует достижению высоких результатов в спринтерском беге, в легкоатлетических прыжках. Вместе с тем следует иметь в виду, что слабость нервной системы по возбуждению не способствует сохранению надежности действий в эмоционально напряженных условиях.

Сочетание слабости нервной системы по возбуждению с инертностью нервных процессов Е.П.Ильин назвал комплексом монофильности. Спортсмены, обладающие этим сочетанием индивидуально-психологических свойств, легко переносят однообразную монотонную работу по оттачиванию технического мастерства, что способствует его быстрому росту. Но им не всегда удается продемонстрировать его во время соревнований из-за недостаточной устойчивости к соревновательному стрессу.

Сила нервной системы по возбуждению и инертность являются основой комплекса терпеливости. Имеющие такое сочетание типологических свойств нервной системы спортсмены терпеливо переносят трудности тренировочного процесса, в том числе его монотонность, сохраняют спокойствие в ситуациях ожидания, способны контролировать эмоции в конфликтных ситуациях.

Соревнования, во время которых спортсмены демонстрируют свое мастерство, проходят в эмоционально напряженных условиях. Эмоциональная напряженность соревнований тем выше, чем более высок класс соперничающих спортсменов, чем острее конкуренция между ними. Эмоции, как известно, ослабляют самоконтроль, что снижает надежность соревновательной деятельности. Поэтому в спорте важны индивидуально-психологические предпосылки сохранения самоконтроля, обдуманности поведения, противоположностью которой является импульсивность, ситуативность действий, выполняемых с минимальным обдумыванием их вариантов и последствий. Обдуманность поведения свойственна людям, у которых сочетаются такие свойства личности, как озабоченность, сила Я, выраженный самоконтроль (факторы F, G, Q3, определяемые по 16-факторному личностному опроснику Кеттела). Сочетание противопо­ложных качеств (беспечности, низкой силы Я, слабого самоконтроля) проявляются в импульсивности поведения (В.Н.Азаров, 1982).

Сочетание доминирования, низкого самоконтроля, независимости (факторов Е, Q3, F4 теста Кеттела) обусловливает предрасположенность человека к рискованным решениям и действиям (В.А.Абчук, 1983).

Сочетания личностных свойств, устанавливаемых по 16-факторному тесту Кеттела, имеющие существенное влияние на эффективность спортивной деятельности, описаны В.Э.Мильманом (1983). Сочетание доминирования, смелости, самоконтроля и низкой тревожности (высоких значений факторов Е, Н, Q3 и низких значений фактора 0) способствует хорошей саморегуляции действий в эмоционально напряженных условиях. Эмоциональная стабильность, слабая выраженность "защиты Я" и напряженности (высокие значения фактора С и низкие значения факторов L и Q4 )- это хорошая предпосылка соревновательной эмоциональной устойчивости. Для игровых видов спорта интересно сочетание личностных свойств, составляющее предпосылку совместимости в групповой деятельности. Она включает выраженную силу Я, хороший самоконтроль при слабом доминировании, отсутствии стремления к независимости от группы (высокие значения факторов G и Q3 в сочетании с низкими значениями факторов Е и Q2).

Наиболее часто вопрос об индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов встает тогда, когда речь идет о талантливых, двигательно одаренных спортсменах, не реализующих себя в условиях соревнований из-за низкой устойчивости к стрессам. Как правило, это связано со слабостью нервной системы по возбуждению, повышенной тревожностью, эмоциональной неустойчивостью, низкой самооценкой. Направлением индивидуализации психологического обеспечения подготовки спортсменов с такими индивидуально-психологическими свойствами является компенсация недостаточной выносливости. Она складывается из формирования реалистичной самооценки и навыков реалистичного мышления, позволяющего более объективно оценивать сложность решаемых задач и прогнозировать вероятность достижения успеха. Важным компонентом индивидуализации психологического обеспечения подготовки психически невыносливых спортсменов является профилактика психического перенапряжения за счет дозирования тренировочных и соревновательных нагрузок, введения в подготовку реалистичных причинных схем, позволяющих сохранять самооценку даже в случае неудачного выступления в соревнованиях, развитие навыков само регуляции эмоциональных состояний.

Причиной психических перегрузок высококвалифицированных спортсменов могут быть не только индивидуально-психологические свойства, обусловливающие низкую психическую выносливость, неустойчивость к соревновательным стрессам. Не меньше проблем возникает у атлетов, имеющих психологические предпосылки психической выносливости, но вместе с тем обладающих индивидуально-психологическими свойствами, которые повышают вероятность психических перегрузок из-за склонности к чрезмерному риску, когда спортсмены сами вовлекают себя в стрессовые ситуации. Спортсмены такого склада имеют, как правило, нестабильную результативность. Успешное выступление у них сменяется неудачным, после блестяще проведенного соревновательного сезона может наступить длительный спад, протекающий на фоне негативных пси­хических состояний. Индивидуально-психологические свойства, которые имеют описанные проявления в деятельности спортсменов, отличают атлетов, специализирующихся в спортивных играх и единоборствах, т.е. в видах спорта, где ситуации спортивной борьбы быстро изменяются и не всегда бывают предсказуемы. Для того, чтобы определить источники психологических проблем этой группы спортсменов, обратимся к результатам исследований, проведенного в группе яхтсменов высокой квалификации.

Парусный спорт, как и спортивные игры, единоборства отличается неопределенностью и вариативностью соревновательных ситуаций, необходимостью учитывать большое число разнообразных факторов при принятии решений в условиях дефицита времени и эмоционального напряжения. Результаты исследования показали, что многих высококвалифицированных яхтсменов-рулевых, становившихся победителями и призерами мировых и европейских первенств, Олимпийских Игр, отличает характерное сочетание индивидуально-психологических свойств. Оно включает силу нервной системы по возбуждению, слабость или умеренную силу процесса торможения, подвижность, неуравновешенность нервных процессов по силе с преобладанием процесса возбуждения, доминирование, умеренную или слабую способность к самоконтролю, эмоциональную нестабильность.

Для данной группы спортсменов не характерно снижение результа­тов в соревнованиях по сравнению с тренировками, менее успешные выступления в ответственных соревнованиях по сравнению с незначимыми соревнованиями. Более того, часто в казалось бы критических для себя ситуациях они добиваются высоких результатов. Тренеров больше беспокоит нестабильность их достижений. Вслед за блестящим выступлением они могут показать не соответствующих их уровню результат, после успешно проведенного соревновательного сезона может наступить длительный спад. Чтобы определить источники психологических проблем данной группы спортсменов, проанализируем проявления присущего им сочетания индивидуально-психологических свойств в основных компонентах деятельности (ориентировочных, исполнительных, контрольно-оценочных). Для краткости назовем это сочетание индивидуально-психологических свойств "склонность к риску сниженный самоконтроль".

Очевидным преимуществом гонщиков с индивидуально-психологическим комплексом "склонность к риску сниженный самоконтроль" является способность принимать эффективные тактические решения в неопределенных и вариативных условиях парусных гонок, готовность идти на риск, действовать нестереотипно. Одной из предпосылок готовности к риску является сохранение уверенности в успехе даже в ситуациях, которые большинство людей сочло бы безнадежными. Это было установлено в эксперименте, проведенном с использованием мотивационно-результативной методики О.В.Дашкевича.

Во время эксперимента яхтсменам предлагалось выполнить три серии проб на время сложной двигательной реакции (выбор из двух альтернатив) при заданном контрольном времени, в которое необходимо было уложиться, чтобы, как указывалось в инструкции, проба считалась выполненной успешно. В инструкции также сообщалось, что первая задача является легкой (в контрольное время укладываются практически все спортсмены равной с обследуемыми квалификации), вторая является средней по сложности (успешно ее выполняют 70% спортсменов), а третья задача является трудной (в контрольное время укладывается не более 30% спортсменов). Таким образом в инструкции задавалась вероятность достижения успеха при выполнении экспериментального задания. Перед выполнением проб обследуемые оценивали в процентах вероятность успешного выполнения задания. После каждой пробы с помощью специальных сигнальных лампочек обследуемым давалась информация о том, успешно или неудачно выполнена проба. Эта информация выдавалась в соответствии с указанной в инструкции вероятностью успеха независимо от фактически показанных результатов.

Рассмотрим результаты мотивационно - результативной методики в группах яхтсменов с наличием (группа 1) и отсутствием (группа 2) индивидуально-психологического комплекса "склонность к риску - сниженный самоконтроль".

Таблица 3

Показатели реакции на ситуации различной вероятности достижения успеха у яхтсменов с наличием и отсутствием комплекса индивидуально-психологических свойств "склонность к риску сниженный самоконтроль"

Группа яхтсменов Уверенность в успехе (%) Среднее время реакции (мсек)
Задачи Задачи
легкая средняя трудная легкая средняя трудная
  94,3 91,5 31,5 296,4 263,4 238,1
  86,7 63,5 18,0 281,8 276,2 283,3

Данные таблицы 3 указывают на то, что гонщики с индивидуаль­но-психологическим комплексом "склонность к риску - сниженный само­контроль" более оптимистичны в оценке вероятности достижения успеха по сравнению со спортсменами, у которых выражены противоположные качества. При решении легкой и средней по сложности задачи они прогнозируют более высокую вероятность успеха, чем была указана в инструкции как характерная для этих задач. Например, при указанной вероятности успеха в задаче средней трудности 70% они прогнозируют вероятность успеха в 91,5%. Только при выполнении трудной задачи прогнозируемый ими успех близок к объявленному в инструкции. Разли­чия в оценке вероятности достижения успеха сказываются на уровне мобилизации, который характеризуется временем реакции. Если у обла­дателей комплекса "склонность к риску - сниженный самоконтроль" ус­ложнение задачи вызывает усиление мобилизации и сокращение времени реакции, то у гонщиков с противоположными индивидуально-психологи­ческими свойствами максимальная мобилизация наблюдается при выпол­нении задач средней сложности, а при выполнении трудной задачи ве­роятность успеха в которых расценивается как минимальная, время ре­акции возрастает. Это можно расценивать как отказ от борьбы. Следу­ет отметить, что установленные в экспериментальных условиях тенден­ции реагирования на задачи с разной вероятностью достижения успеха прослеживаются в поведении гонщиков в реальных соревновательных си­туациях.

Гонщики с яркими проявлениями комплекса "склонность к риску -сниженный самоконтроль" даже в почти безнадежных с точки зрения ве­роятности достижения успеха ситуациях довольно часто рискуют, что в некоторых случаях приводит к успеху, а иногда заметно осложняет со­ревновательную борьбу. Гонщики с противоположными индивидуаль­но-психологическими свойствами мобилизуются, когда вероятность ус­пеха достаточно высока, а в ситуациях предельной сложности отказы­ваются от борьбы. Как сказал об одном из таких гонщиков его тренер, в предельно сложных ситуациях у него "срабатывает инстинкт самосох­ранения", удерживающий от активных действий.

Анализ реакций яхтсменов с комплексом индивидуально-психологи­ческих свойств "склонность к риску - сниженный самоконтроль" пока­зывает, что в силу характера оценки ими вероятности достижения ус­пеха они не только не избегают стрессовых ситуаций, но по собствен­ной воле включаются в них, идут на риск, увеличивая тем самым пере­носимые психические нагрузки. Способность бороться до конца, стрем­ление добиться успеха в предельно сложных условиях следует рассмат­ривать как одну из предпосылок высокой результативности яхтсменов с личностным комплексом "склонность к риску - сниженный самоконтроль". Вместе с тем свойственная им стратегия поведения может быть источником психических перегрузок, следствием которых оказывается нестабильность соревновательных результатов, следование за периодом предельно высоких достижений длительных промежутков времени, в те­чение которых у спортсменов наблюдается спад результатов, состояние депрессии.

Связанная с индивидуально-психологическим комплексом "склон­ность к риску - сниженный самоконтроль" предрасположенность к им­пульсивному принятию решений затрудняет соподчинение долговременных и текущих целей. Проявлением затруднений такого рода непосредствен­но во время соревнований может быть увлечение дуэльной борьбой с одним из соперников в ущерб решению задачи выиграть гонку. Часто в пылу такого противоборства соперники утрачивают контроль за такти­ческой ситуацией в целом и показывают результаты намного ниже своих возможностей. К таким же последствиям приводит непреодолимое иску­шение использовать во время соревнований новые паруса, новую лодку, когда нет возможности их предварительного опробования. Некоторые спортсмены повторяют ошибки, связанные с использованием неопробованной материальной части, многократно. Повышение эмоционального напряжения усиливает тенденцию к снижению целенаправленности пове­дения под влиянием ситуативных стимулов.

Затруднения в соподчинении долговременных и текущих целей у импульсивных по натуре яхтсменов проявляются и в процессе решения задач конкретных этапов подготовки. Они способны под влиянием прив­лекательной ситуативной цели (участия в интересных, но не связанных с решением задач годичного цикла подготовки соревнованиях) нарушить намеченную программу подготовки и поставить под удар решение своей основной задачи даже если это такая значимая для любого спортсмена цель, как выигрыш отбора в состав национальной олимпийской команды. Влияние сильных ситуативных стимулов оказывается непреодолимым даже для опытных спортсменов, вполне способных осознать возможные пос­ледствия своих действий.

Своеобразны контрольно-оценочные компоненты деятельности яхт­сменов с выраженным комплексом "склонность к риску - сниженный са­моконтроль". Одним из проявлений этого своеобразия является харак­тер реакции на фрустрирующие ситуации, которые устанавливались по тесту Розенцвейга. Как показано на таблице 4, яхтсменов, имеющих его, отличает от гонщиков с его минимальной выраженностью преобладание препятственно-доминантных и экстрапунитивных реакций при од­новременном снижении необходимостно-упорствующих и импунитивных ре­акций.

То, что гонщики с анализируемым комплексом индивидуально-пси­хологических свойств в случае неудачи фиксируют свое внимание на ее внешних причинах и поисках виновных и в меньшей степени склонны к анализу собственных ошибок и нахождению конструктивных путей выхода из неблагоприятной ситуации, создает специфические проблемы. Они связаны с формированием у них реалистичного представления об усло­виях достижения успехов и преодоления неудач.

Таблица 4

Показатели реакции на фрустрирующие ситуации групп яхтсменов

с наличием и отсутствием индивидуально-психологического

комплекса "склонность к риску - сниженный самоконтроль"

  Группа яхтсменов % реакций на фрустрацию
препятственно-доминантные самозащитные Необходимостно-упорствующие экстрапнитивные интро-пуни-тивные импунитив- ные
Имеющие комплекс "склонность к ри­ску - сниженный самоконтроль 32,8 51,4 15,8 52,7 21,9 25,4
Не имеющие наз­ванного комп­лекса 25,2 49,9 24,9 36,4 27,0 31,6
Достоверность различий р<0,05 р<0,05 р<0,05 р<0,05

Склонность к препятственно-доминантным реакциям является сви­детельством отказа от поиска средств выхода из фрустрирующей ситуа­ции (И.С.Коростелева, В.С.Ротенберг, 1988). Фиксация на препятствии, вызвавшем неудачу, может затормозить процесс постановки новых целей, вызвать "застревание" на эмоциональном переживании неудачи, "уход" в эти переживания, аналогичный "уходу" в болезнь, наблюдае­мому в медицинской практике. О такой возможности свидетельствуют наблюдения за гонщиками-рулевыми с выраженным комплексом "склон­ность к риску - сниженный самоконтроль" в периоды, когда они стал­кивались с ситуациями, воспринимаемыми как препятствия для достиже­ния высоких результатов.

Рассмотрим одну из таких ситуаций. Она бы­ла вызвана уходом из экипажа высококвалифицированного шкотового на­кануне выступления на чемпионате мира в предолимпийском сезоне. Фрустрация, вызванная уходом шкотового и связанным с этим резким снижением вероятности успешного выступления на чемпионате мира, включения в национальную команду для участия в Олимпиаде, была препятственно-доминантной по типу. Уход шкотового стал фокусом, кон­центрирующим эмоциональные реакции спортсмена, экстрапунитивные по направленности, заключившиеся в обвинении руководства команды и тренера в несправедливости, нечестном отношении к нему, в обвинении шкотового в предательстве. Такую реакцию можно было бы считать ес­тественной, если бы она не превратилась в затянувшиеся на месяцы "уход" в эмоциональное переживание допущенной по отношению к нему несправедливости и "срывание зла" на новом шкотовом, включенном в экипаж с согласия рулевого. Ошибки, допускаемые недостаточно опыт­ным шкотовым, вызывали у рулевого бурные эмоциональные реакции, а иногда рукоприкладство. Боязнь недовольства рулевого сковывала шко­тового, что приводило к новым ошибкам. В беседе с рулевым выясни­лось, что он не желает возвращения прежнего шкотового, которого считает предателем, а новый шкотовый его вполне устраивает. Такое восприятие ситуации делало нелогичным поведение рулевого по отноше­нию к новому члену экипажа, так как замедляло и затрудняло его под­готовку. Несмотря на очевидность вывода о неконструктивности пове­дения рулевого, он не смог самостоятельно перестроиться, прекратить "растравлять старые раны" и переключиться на новые цели. Это перек­лючение произошло в результате коррекционных психологических воз­действий.

Высокий уровень препятственно-доминантных реакций на фрустра­цию в определенной степени объясняется спецификой деятельности вы­сококвалифицированных спортсменов. Значимость позиции в элитной ко­манде, которая зависит от успешности выступлений в соревнованиях,

способствует закреплению тенденции отводить от себя вину за неуда­чи, связывать их с непреодолимостью возникших на их пути препятс­твий. Если же и индивидуально-психологические свойства способствуют закреплению препятственно-доминантных реакций на неудачи, то они устойчиво и ярко проявляются в поведении спортсменов.

Установленный у яхтсменов с индивидуально-психологическим комплексом "склонность к риску - сниженный самоконтроль" профиль реакции на фрустрирующие ситуации помогает им защитить свое "Я", сохранить самоуважение в ситуации неудачи. Вместе с тем он затруд­няет нахождение конструктивного выхода из трудностей, провоцирует неадекватное поведение, межличностные конфликты, вызывает рост пси­хических нагрузок. Слабость самоконтроля и самоанализа затрудняет самостоятельное осмысление сути фрустрирующей ситуации и ее пос­ледствий, переключение собственной активности на новые цели, дости­жение которых способствует преодолению неудачи.

При анализе проявлений индивидуально-психологического комплек­са "склонность к риску - сниженный самоконтроль" в исполнительных компонентах деятельности особое внимание было уделено его влиянию на уровень психических нагрузок и степень чувствительности к ним. Как следует из данных исследований, гонщиков с выраженным индивиду­ально-психологическим комплексом "склонность к риску - сниженный самоконтроль" отличают более высокие показатели заинтересованности в отсутствии психологического дискомфорта по сравнению с теми яхт­сменами, у которых он отсутствует. Различия между двумя группами гонщиков устойчиво воспроизводятся в течение длительного времени. Спортсмены, склонные к риску и имеющие сниженный самоконтроль, во время соревнований в большей степени ориентированы на свое состоя­ние, чем спортсмены с противоположными индивидуально-психологичес­кими свойствами. Следствием этого может быть снижение соревнова­тельной надежности из-за нарушения концентрации на технической и тактической стороне выступлений.

Отличительной чертой яхтсменов, склонных к риску со сниженным самоконтролем, является неустойчивость к монотонности тренировок. Монотонная работа быстро вызывает пресыщение, что снижает эффектив­ность тренировок.

Таким образом, можно констатировать, что комплекс индивидуаль­но-психологических свойств "склонность к риску - сниженный само­контроль" является предпосылкой таких важных для яхтсменов профессиональных качеств, как малая чувствительность к неопределенности, способность быстро принимать эффективные тактические решения в ме­няющихся, нестандартных условиях. Вместе с тем он имеет ряд прояв­лений, создающих психологические проблемы. К ним следует отнести: 1)обусловленную свернутостью ориентировки нереалистичность в оценке соревновательных ситуаций, значимости тех или иных составляющих подготовки; 2) неустойчивость к монотонии, снижающую продуктивность тренировок; 3) отсутствие склонности к самоконтролю и самоанализу, затрудняющее адекватную оценку причин собственных успехов и неудач, приводящее к многократному повторению одних и тех же ошибок; 4) предрасположенность к эмоциональным перегрузкам. Поэтому реализация потенциальных возможностей яхтсменов осуществима только при психо­логически обоснованном построении их подготовки, направленном на использование сильных сторон психической индивидуальности гонщиков и компенсации слабых, то есть учитывающем многомерность проявлений психики в деятельности яхтсменов. Для спортсменов с индивидуаль­но-психологическим комплексом “склонность к риску - сниженный само­контроль” актуальными задачами психологического обеспечения подго­товки являются: 1) профилактика ошибок, связанных с неадекватной оценкой соревновательных ситуаций и значимых сторон подготовки, возникающих из-за слабости ориентировочных компонентов действий; 2) совершенствование навыков целеполагания, соподчинения ситуативных и долговременных целей; 3) рациональное планирование соревновательных нагрузок, обеспечивающее поддержание нервно-психической свежести, отработка мероприятий психической реабилитации; 4) профилактика мо­нотонии в условиях тренировок; 5) совершенствование самоанализа и самоконтроля. Опережающая постановка перечисленных задач, как пока­зывает практический опыт, способствует надежности и результативнос­ти соревновательной деятельности, эффективности работы на трениров­ках. Наблюдения за гонщиками высокой квалификации подтверждают точ­ность прогнозирования психологических проблем, возникающих у них в связи с присущими им индивидуально-психологическими особенностями, основанного на анализе многомерности проявлений психики в основных компонентах деятельности.

Таким образом, условием возможно более полного раскрытия по­тенциальных возможностей высококвалифицированных спортсменов явля­ется учет многомерности проявлений индивидуально-психологических свойств в спортивной деятельности, позволяющий реализовать сильные стороны их психической индивидуальности и компенсировать слабые.

Особого внимания требует анализ проявления индивидуально-пси­хологических свойств в ориентировочных и контрольно-оценочных ком­понентах деятельности, которые, вследствие меньшей доступности наб­людению, реже становятся объектом рассмотрения, чем исполнительные.

Учет многомерности проявлений психики в деятельности спортсме­нов обеспечивает опережающую постановку задач психологического обеспечения их подготовки, что позволяет свести к минимуму вероят­ность психологических срывов, сформировать устойчивые предпосылки соревновательной надежности.

4.3.Психологическое обеспечение соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов

4.3.1. Макровременные регуляторы психических нагрузок в спорте

высших достижений

Спорт высших достижений отличается высокой интенсивностью со­ревновательной практики. Распространение во многих видах спорта многоэтапных соревнований типа кубка мира приводит к исчезновению традиционного деления годичных циклов подготовки на подготовитель­ный, переходный и соревновательный периоды. Соревновательные наг­рузки высококвалифицированных спортсменов очень точно охарактеризо­вала известная теннисистка М.Селеш, очень рано ставшая одной из теннисных звезд: "У меня с 15 лет не было шанса с облегчением вздохнуть и сказать себе самой: Уф, наконец, я это сделала". Ведь за этим турниром тут же следует другой, а за ним - следующий. И так постоянно".

Сохранение высокой результативности выступлений высококлассных спортсменов в соревнованиях требует тщательного учета действующих на них факторов, повышающих психические нагрузки. Это дает возмож­ность предотвратить или по крайней мере замедлить накопление психи­ческой усталости.

Психические нагрузки являются следствием воздействия на чело­века микровременных (ситуативных) и макровременных факторов. Примером микровременного регулятора психических нагрузок может быть конкретное соревнование. Под макровременными регуляторами психичес­ких нагрузок в литературе по проблемам стресса и его преодоления подразумеваются факторы, длительное действие которых вызывает ус­тойчивое повышение уровня психической напряженности, вследствие че­го изменяется реакция на человека на ситуативные (микровременные) воздействия. К макровременным регуляторам психического напряжения относят индивидуально-психологические особенности человека, его прошлый опыт, степень знакомства с ситуацией, с которой он сталки­вается, уровень зрелости человека, степень обученности, уровень утомления.

Психические состояния спортсменов во время соревнований определяются не только его рангом, составом участников, уровнем подготовленности к нему спортсменов, т.е. ситуативными факторами. В неменьшей степени они зависят от уровня психических нагрузок, перенесенных спортсменами в период, предшествующий соревнованиям, обусловленных их макровременными регуляторами.

Макровременные регуляторы психических нагрузок, характерные для спорта высших достижений, целесообразно подразделить на внут­ренние и внешние. Внутренними регуляторами психических нагрузок яв­ляются устойчивые сочетания индивидуально-психологических свойств, от которых зависит реакция спортсменов на стрессовые ситуации, из­бирательная чувствительность к тем или иным источникам психического напряжения. Внешние макровременные регуляторы психических нагрузок могут быть подразделены на связанные и не связанные с процессом подготовки спортсменов. Первые включают в себя содержательные и со­циально-психологические особенности планирования и организации дея­тельности спортсменов. Ко вторым следует отнести жизненные стрессы, проблемы бытового харктера, трудности сочетания выступлений в спор­те и получения образования и т.п.

В качестве внутренних макровременных регуляторов психических нагрузок могут выступать комплексы индивидуально-психологических свойств двух типов: 1) свойства, снижающие устойчивость к стрессам; 2) свойства, увеличивающие вероятность случаев, когда спортсмены сами вовлекают себя в стрессовые ситуации вследствие нереалистичной их оценки. В исследованиях спортивных психологов чаще анализируется негативное влияние на результаты выступлений в соревнованиях инди­видуально-психологических свойств первого типа, включающих слабость нервной системы по возбуждению, высокую тревожность, эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, ориентацию на избегание неу­дачи, а не на достижение успеха. Но, как показывают исследования, чем выше квалификация спортсменов, тем меньше среди них тех, у кого имеются индивидуально-психологические свойства первого типа, явно снижающие соревновательную надежность. С другой стороны, среди элитных спортсменов часто можно видеть атлетов, испытывающих психи­ческие перегрузки потому, что они имеют комплекс индивидуально-пси­хологических свойств, который делает их очень активными, забывающи­ми об усталости, склонными к риску. Такие спортсмены много и актив­но выступают в соревнованиях. Положительные эмоции, вызванные успе­хами в соревнованиях, желание испытать эти эмоции снова и снова приводит к тому, что спортсмены не замечают надвигающегося психи­ческого переутомления. Поэтому и для тренеров, довольных выступле­ниями своих учеников, и для самих спортсменов оказывается неожидан­ным психологический срыв, вызванный накопившейся нервной уста­лостью.

Ситуацию возникновения такого срыва описал один из лучших футболистов московского Спартака Ф.Черенков: "Мне казалось в тот год, что футбол - сплошной праздник, яркий и неповторимый. В 83-м испытывал огромный душевный подъем, буквально рвался в поле. И играл, играл - за клуб, за олимпийскую, за первую сборную. Играл и забивал. Чувствовал, получается хорошо, был уверен в себе. Футбол захлестнул меня полностью, отодвинув все на второй план. Мне казалось, что силы мои беспредельны, что я способен выдержать любые нагрузки. Поэтому почти забывал о самоконтроле, расходовал энергию, ничего не оставляя про запас. И сам не заметил, как внезапно навалилась на меня физическая усталость, доходившая порой до полного истощения. Затем - закономерно - последовал нервный срыв, за ним второй, третий. Так из власти футбола я попал во власть медицины....Оправившись от болезни, понял, что для возвращения своей прежней игры в первую очередь необходимо научиться полностью контролировать себя -как физические нагрузки, так и эмоции. Нет, я не начал делить матчи на важные или неважные - просто учился вовремя расслабляться, постигал законы нагрузок без перегрузок".

Задачей психологического обеспечения подготовки спортсменов, предрасположенных к психическим перегрузкам, является особенно тща­тельное планирование соревновательного сезона, разработка эффектив­ных программ психической реабилитации, обучение спортсменов приемам разрядки эмоционального напряжения, развитие и совершенствование навыков самоконтроля и саморегуляции эмоциональных состояний.

Чувствительность спортсменов к психическим нагрузкам рассмат­ривается главным образом в связи с ее влиянием на надежность сорев­новательной деятельности. Но не менее важным является то, что она сказывается на "стоимости" достигаемых спортсменами результатов и на продолжительности их спортивной карьеры. В связи с оценкой инди­видуально-психологических предпосылок продолжительности карьеры спортсменов высокого класса представляет интерес исследование фак­торов, влияющих на продолжительность профессиональной карьеры опе­раторов, работающих в экстремальных условиях, проведенное Г.Т.Бере­говым и О.И.Ждановым (1992). Основываясь на двенадцатилетних наблю­дениях за деятельностью операторов, они выделили несколько стилей их поведения в экстремальных условиях: волевой, рефлексивный, конс­труктивный. Операторы с волевым стилем поведения справляются с экс­тремальной ситуацией за счет максимальной мобилизации усилий. Их отличает чувство долга, обязательность, требовательность к себе и другим. Рефлексивный стиль поведения операторов в экстремальных ус­ловиях характеризуется тем, что преодоление жестких требований дея­тельности достигается не за счет максимальной мобилизации усилий, а путем переосмысления своего отношения к работе, что позволяет прео­долеть конфликт мотивов и ценностей, гармонизировать волевую сферу. Вследствие изменения отношения к ситуации возникает чувство облег­чения, что позволяет долго поддерживать высокую работоспособность в экстремальных условиях. И волевой, и рефлексивный стиль поведения связаны с внутренней регуляцией, воздействием на себя. В отличие от этих стилей конструктивный стиль выражается в активном конструиро­вании оператором микросреды, в целесообразном изменении отношений с окружающими, позволяющими получить от них поддержку.

Сравнение эффективности описанных стилей поведения в экстре­мальных условиях показало, что они отличаются ценой, которой дости­гаются результаты деятельности. Наиболее расточительным в этом смысле оказался волевой стиль, связанный с высоким нервно-психичес­ким напряжением, быстрым изнашиванием организма, профессиональной дисквалификацией по состоянию здоровья, социальной дезадаптацией. Рефлексивный стиль позволяет более долго поддерживать эффективность деятельности при минимуме психосоматических нарушений. Наиболее ща­дящим оказался конструктивный стиль. Он позволяет операторам наибо­лее полно реализовывать себя в профессии, сохранять хорошее здо­ровье и перспективу на будущее.

В комплекс личностных свойств, обеспечивающих эффективность профессиональной дея


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: