Анализ результатов. Сделайте вывод о том, насколько уровень развития внутренней мотивации юных спортсменов соответствует задачам этапа подготовки

Сделайте вывод о том, насколько уровень развития внутренней мотивации юных спортсменов соответствует задачам этапа подготовки. Предложите средства учета в работе со спортсменами установленного во время обследования соотношения интереса, компетентности и усилия как источников привлекательности выполняемых заданий.

Задание 2. Предложите варианты работы по развитию навыков целеполагания у совершенствующихся спортсменов в Вашем виде спорта. В качестве образца используйте методику, описанную Р.Мартенсоном (раздел 3.2 данного учебного пособия).

Задание 3. Предложите средства развития у спортсменов навыков самоконтроля технической и тактической подготовленности на трени­ровках по Вашему виду спорта. Предложите варианты карт самоконтроля подготовленности на тренировках по Вашему виду спорта по образцу, приведенному в приложении 2.

Задание 4. Спортсмен потерпел неудачу в важном для себя сорев­новании. Это вызвало у него состояние фрустрации. Оно выражалось в том, что спортсмен в агрессивной форме выражал недовольство трене­ром, обвинял его за просчеты в подготовке, говорил о том, что позд­но прибыл к месту проведения соревнований, не успел ознакомиться с ним, с составом участников, что помешало выбрать правильную тактику выступлений.

Какой является реакция данного спортсмена на фрустрирующую си­туацию по типу и по направленности? Как, по Вашему мнению, следует действовать тренеру, чтобы вывести спортсмена из состояния фрустра­ции, помочь ему преодолеть неудачу? Используйте при выполнении за­дания материал раздела 3.4. данного учебного пособия.

Задание 5. Исследования показывают, что перед ответственным стартом у многих спортсменов появляются негативные мысли, выражаю­щие сомнение в своих возможностях, в благоприятном исходе соревно­ваний. Ниже приведены их наиболее распространенные варианты.

1. Боюсь, что мне не хватило времени для достижения пика фор­мы.

2. Судьи всегда несправедливы ко мне, и это может сказаться на результатах моего выступления.

3. Боюсь, что мне не хватит сил до конца выступления.

4. Как бы мне не подвести тренера и команду.

5. Мне всегда не везет, когда я выступаю в этом городе.

6. Я всегда плохо выступаю в соревновании с неизвестным сопер­ником.

7. Боюсь, что плохой сон в ночь перед соревнованием помешает мне выступить успешно.

8. Я всегда хуже выступаю, когда рядом нет моего тренера.

Предложите средства помощи спортсменам в преодолении негатив­ных мыслей. Воспользуйтесь при выполнении задания указанной ниже литературой.

Литература

1. Каппони В., Новак Т. Сам себе психолог. Санкт-Петербург: 1994 - 219 с.

2. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным пси­хотерапевтом. М.: 1993 - 240 с.

3. Скотт Дж. Г. Сила ума. Санкт-Петербург: 1993 - 429 с.

4. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: 1988 - 272 с.

5. Энциклопедия практического самопознания /Сост. А.И.Красило. М.: 1994, - с. 314-320.

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Задание 1. Определите у себя показатели типологических свойств нервной системы и свойства темперамента. Типологические свойства нервной системы установите по анамнестическому опроснику Я.Стреляу. Свойства темперамента определите по двум методикам: экстраверсию и нейротизм по опроснику Айзенка, тревожность - по шкале личностной тревожности Спилбергера. Воспользуйтесь для выполнения этой работы учебным пособием "Практикум по психодиагностике" /Под ред. А.А.Бодалева и др. М.: 1988, с. 17-42.

Составьте программу индивидуализации подготовки спортсмена с таким, как у Вас сочетанием типологических свойств нервной системы и свойств темперамента. Программа должна включать следующие разде­лы:

1) описание показателей типологических свойств нервной системы и свойств темперамента;

2) описание возможных проявлений установленного сочетания ин­дивидуально-психологических свойств в основных компонентах деятель­ности спортсмена: ориентировочных (чувствительность к неопределен­ности, характер планирования, оценки сложности ситуации деятельнос­ти и своих возможностей, уверенность в себе, склонность к риску или перестраховке, предпочитаемые цели); исполнительных (устойчивость к нагрузкам, эмоциональным стрессам, к монотонии, реакция на быструю смену характера работы, особенности врабатывания, включения в ситу­ацию); контрольно-оценочных (склонность к самоанализу и самоконтролю, устойчивость самооценки при ситуативных неудачах, быстрота восстановления после неудач);

3) описание средств индивидуализации подготовки спортсмена, позволяющей раскрыть его потенциальные возможности и компенсировать неблагоприятные проявления психической индивидуальности в деятель­ности во время тренировок и соревнований.

Задание 2. Определите у себя показатели уверенности по модифи­цированной методике Д.Ковача. Она устанавливает следующие характе­ристики уверенности: уверенность в обыденной и спортивной обстанов­ке, решительность как черту характера. Проанализируйте, в какой ме­ре ваши показатели уверенности были бы благоприятны для успешности деятельности высококвалифицированного спортсмена.

Инструкция обследуемым. Из каждой пары приведенных ниже ут­верждений выберите то, которое Вы считаете более подходящим для се­бя. Букву, обозначающую выбранное утверждение, поставьте рядом с номером пары утверждений на бланке ответов.

Модифицированная методика Д.Ковача

1. а) Я не смог(ла) бы учиться на "отлично", даже если бы ор­ганизовал(а) себя.

б) Мне кажется, что я смог(ла) бы учиться на "отлично", ес­ли бы организовал(а) себя.

2. а) Я чувствую себя полным сил и здоровья и знаю, что состо­яние организма не подведет меня в достижении высоких ре­зультатов.

б) Иногда появляется мысль, что состояние организма может подвести меня в достижении высоких результатов, но я про­гоняю эту мысль, и от нее не остается и следа.

3. а) Есть мечта в спорте, но она не оформилась в конкретную цель.

б) Есть мечта в спорте, но скорее это не мечта, а конкрет­ная цель.

4. а) Суждение о противоречивом действии или поступке человека должно быть всесторонним, касающимся всех элементов его происхождения.

б) Суждение о противоречивом действии или поступке человека должно быть определенным и четким по сути.

5. а) Когда я заболеваю, иногда не принимаю лекарств, так как

считаю, что каждое лекарство сопровождается неблагоприят­ными влияниями на организм.

б) Хотя я знаю, что есть сопутствующие влияния каждого ле­карства, я все равно их применяю.

6. а) Посягательство на рекордное достижение во время соревно­ваний зависит от длительной и основательной тренировки.

б) Посягательство на рекордное достижение должно быть делом каждой тренировки.

7. а) Моя спортивная деятельность в последующем будет успешной и плодотворной.

б) Возможно, что в последующем моя спортивная деятельность будет успешной и плодотворной.

8. а) Мне кажется, что иногда я проявляю некоторую мнитель­ность.

б) Я не проявляю мнительность.

9. а) Я чувствую, что мне удастся осуществить свои цели в спорте.

б) Обстоятельства и жизнь покажут, смогу ли я осуществить свои цели в спорте.

10. а) Мое выступление перед группой людей связано с внутрен­ней борьбой, иногда с мучениями.

б) Выступление перед большой массой людей не составляет особых трудностей.

11. а) Изменить программу, средства и методы тренировки совсем не сложно, лишь бы все это имело рациональное зерно.

б) Думаю, что изменение программы, средств и методов тре­нировки - ответственное дело; надо переоценить и переос­мыслить имеющиеся представления.

12. а) Некоторые занимающиеся спортом должны иметь такой же взгляд на тренировку, какой выработался у меня.

б) Думаю, что у меня в общем правильный взгляд на трени­ровочную работу.

13. а) Уверен(а), что достигну своей мечты в спорте,

б) Может быть, я достигну своей мечты в спорте.

14. а) Мое правило: осмыслить обстановку, быстро принять реше­ние и действовать.

б) Мое правило: семь раз отмерь, один раз отрежь.

15. а) Порою принять решение бывает очень сложно, так как существует масса непредвиденных привходящих обстоятельств,

б) Для меня принять решение несложно.

16. а) Иногда сомнения в чем-либо начинают сдерживать мои усилия.

б) Появляющиеся сомнения еще более мобилизуют меня в дейс­твиях.

17. а) Не знаю, какой(ая) я: решительный(ая) или нет. Трудно оценить. Бывает трудно принять решение, ведь хочется при­нять правильное решение.

б) Нравятся решительные, хочу быть таким(ой). Да, такой(ая) я и есть.

Обработка результатов

Ответы обследуемого сравниваются с ключом. За каждый ответ, совпадающий с ключом, дается один балл. Находится сумма баллов от­дельно по каждому показателю.

Оценка результатов

Чем ближе полученная сумма к максимальной, тем более выражено соответствующее свойство.

Ключ

Показатели Утверждения
Уверенность в ситуациях спортивной деятельности 2а, 3б, 7а, 9а, 12б, 13а.
Уверенность в обыденной жизненной обстановке 1б, 4б, 5б, 8б, 10б
Решительность как черта характера 11а, 14а, 15б, 16б, 17б.

Приложение 1

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

психологического обеспечения подготовки гимнастов

на этапе начального обучения

Задачи Направление работы Методы реализации Методы контроля эффективности
       
Формирование и развитие мотивации занятий гимнастикой 1.Расширение круга знаний о гимнастике, ее прикладном значении Беседы об истории гимнастики, о ведущих гимнастах. Составление альбомов, посвященных гимнастике. Просмотр соревнований с познавательной задачей (запомнить интересные связки), элементы и т.д. Учет посещаемости тренировок. Периодическое проведение опроса занимающихся «составь расписание тренировок» (с инструкцией внести в программу тренировок те задания, которые нравятся).
  2.Развитие интереса к учебно-тренировочным занятиям. Постановка конкретных этапных целей с обязательным наглядным подведением итогов их достижения. разработка и применение системы поощрений за успехи на тренировках (присвоение при подведении этапных итогов звания «самый умелый», «самый аккуратный» и т.п.) Введение игровых и соревновательных элементов в тренировки: образное представление движений, включение игр, развивающих внимание, помехоустойчивость, специальные двигательные качества, проведение контрольных тренировок в соревновательной форме. Учет проявлений активности и инициативности в работе на тренировках. Учет отношения к выполнению тренировочных заданий.
Развитие самоконтроля и самооценки 1. Информирование итогового самоконтроля Ведение дневников с фиксацией заданий, выполняемых на тренировках и домашних заданий, результатов их выполнения. Внесение в дневники результатов контрольных тренировок. Контроль точности самоконтроля и самооценки по соотношению внешних оценок и самооценок.
  2. Формирование итогового самоконтроля Введение в тренировки работы в парах со взаимным контролем  
  3.Формирование реалистичной и устойчивой самооценки Выставление тренером оценок за работу на тренировках, их систематическое сопоставление с самооценками занимающихся, фиксация внимания на расхождения оценок и самооценок, их причинах.  
Развитие произвольного внимания 1.развитие устойчивости внимания Включение в тренировки психотехнических игр, развивающих устойчивость внимания. Подсчет количества ошибок и отвлечений, регистрация их динамики в ходе обучения.
  2.Развитие умения произвольно концентрировать внимание Использование игр, развивающих способность концентрировать внимание, использование тестового комплекса на внимание в условиях тренировок и соревнований.  
Развитие психомоторики 1. Развитие произвольности действий Включение в тренировки игр и упражнений на произвольность двигательных действий Регистрация количества ошибок при выполнении заданий, требующих произвольности движений.
  2. Развитие способности к точной дифференцировке силовых, временных и пространственных характеристик движений. Включение в тренировки игр и упражнений на точность силовых, временных, пространственных параметров движений. Тесты на точность дифференцировки основных параметров движений.
Формирование психологических предпосылок соревновательной надежности. 1.Развитие помехоустойчивости. Проведение тренировок в усложненных условиях, моделирующих соревновательные помехи: а)при сбивающем действии шума и музыки; Б) с ограничением времени разминки и выхода к снаряду; В) с изменением времени выхода к снаряду. Проведение психотехнических игр, развивающих помехоустойчивость. Регистрация результатов выпролнения упражнений без помех и с помехами.
  2.Адаптация к соревновательным условиям Показательные выступления. Контрольные тренировки в соревновательной форме. Открытые уроки для родителей. Регистрация динамики ЧСС перед выступлениями.

Приложение 2

КАРТЫ САМОКОНТРОЛЯ

эффективности действия яхтсменов в гонке (А.А.Чумаков, 1980)

Оценка рулевым своих действий в гонке (тренировке)

    Данные Этапы дистанции
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
Настройка хода Результат прохождения этапов              
  Настройка парусов              
  Центровка судна              
  равновесие              
Техника управления Работа рулем              
  Работа парусами              
  Работа экипажа              
Тактика Предварительный макет              
  Предвидение изменения погоды              
  Предвидение перестроения соперников              
  Физическое утомление              
  Психическое утомление              
Поэтапный итог              
Оценка экипажем своих действий в гонке (тренировке)
    Данные Этапы дистанции
  1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
Настройка хода Результат прохождения этапов              
  Настройка парусов              
  Сохранение продольного равновесия              
  Сохранение поперечного равновесия              
Техника управления Общая подвижность              
  Своевременность перемещений              
  Точность движений              
Тактика Тактическое положение              
  Замечания рулевого              
  Физическое утомление              
  Психическое утомление              
Поэтапный итог              
Оценка тренером действий экипажа в гонке (тренировке)
    Данные Этапы дистанции
1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 6-й 7-й
результат прохождения этапов              
настройка судна на ход грот угол к ветру              
    пузатость              
    вид задней шкаторины              
  стаксель угол к ветру              
    щель между гротом              
    пузатость              
  равновесие продольное              
    поперечное              
  рангоут наклон мачты              
    прогиб под ветер              
    положение плавников              
техника работа рулем на курсе              
    на поворотах              
  работа парусами подвижность гика-шкота              
    синхронность с рулем              
    подвижность стаксель-шкота              
    синхронность с рулем              
    нанесение спинакера              
  работа экипажа подвижность на курсе              
    подвижность на поворотах              
    своевременность и точность              
тактика продвижение модель действий              
    Предвидение природных изменений              
    предвидение действий противника              
  выполнение выбор курса              
    своевременность решения              
    защита              
    нападение              
    Выход на знак              
    Огибание знаков              
    Уход со знаков              
Поэтапные итоги              

Приложение 3

КАРТЫ

ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СВОЙСТВ

Карта 1. Поведенческие проявления силы-слабости нервной

системы по возбуждению

Сила нервной системы по возбуждению Слабость нервной системы по возбуждению
Ориентировочные компоненты деятельности
Нечувствительность к неопределенности. Реалистичная оценка сложности ситуации деятельности или тенденция к ее недооценке. Уверенность в своих силах. Отсутствие склонности к детальному предварительному ознакомлению с условиями деятельности. Схематичность планирования. Способность без затруднений принималь решения в неопределенных условиях. Сохранение эффективности анализа ситуации и принятия решений в эмоционально напряженных условиях. Повышенная чувствительность к неоп­ределенности. Переоценка сложности ситуации дея­тельности. Неуверенность в своих силах. Потребность в доскональном предва­рительном ознакомлении с условиями деятельности. Развернутое предварительное плани­рование. Колебания в принятии решений, осо­бенно, в неопределенных условиях. Неэффективность оценки ситуации и принятии решений в эмоционально напря­женных условиях. Высокая чувствительность сенсорных систем.
Исполнительные компоненты деятельности
Устойчивость к физическим, интеллектуальным, коммуникатив­ным нагрузкам. Адекватность энергетической стоимости деятельности ее объективным требованиям. Устойчивость к эмоциональному стрессу. Высокая помехоустойчивость. Неустойчивость и монотонии. Несобранность в малоответст­венных ситуациях, склонность к импровизации, отступлению от намеченного плана под влиянием ситуации. Неустойчивость к физическим, интел­лектуальным, коммуникативным наг­рузкам. Повышенная энергетическая стоимость деятельности. Неустойчивость к эмоциональному стрессу. Низкая помехоустойчивость. Устойчивость к монотонии. Ответственность, дисциплинирован­ность, пунктуальность в реализации намеченных планов. Предпочтение защитной или контр- атакующей тактики.
Контрольно-оценочные компоненты деятельности
Быстрое восстановление после неудач, способность собраться после неудачи и успешно закон­чить выступление в соревнова­ниях. Болезненная реакция на неудачи, медленное восстановление после неудачи. Развернутый самоконтроль и самоа­нализ.
Общение
Уверенность в общении. Устойчивость к психологиче­скому давлению. Неуверенность в общении. Неустойчивость к психологическому давлению.
Отсутствие болезненной реакции на замечания, активизация дей­ствий после обращений, задеваю­щих самооценку. Болезненная реакция на резкие, гру­бые замечания. Увеличение эмоционального напряже­ния, снижение результативности из-за прорицаний, наказаний. Рост эмоционального напряжения даже при поощрениях.
Карта 2. Поведенческие проявления силы – слабости процесса торможения
Сила нервных процессов по торможению Слабость нервных процессов по торможению
Ориентировочные компоненты деятельности
Обдуманность постановки целей. Предварительный анализ условий достижения целей. Обоснованность оценки своих возможностей и сложности решаемых задач. Развернутое планирование. Обдуманность принятия решений. Осторожность. Сохранение своей позиции в сложных условиях. Импульсивность. Необдуманность в постановке целей. Нереалистичность суждений о своих возможностях и сложности решаемых задач. Подверженность ситуативным влияниям. Избирательность и предвзятость рассмотрения условий достижения целей. Отсутствие склонности к развернутому планированию. Импульсивность принятия решений. Склонность к риску.
Исполнительные компоненты деятельности
Планомерность действий. Склонность доводить дело до конца. Хороший контроль своих действий и эмоций. Сдержанность. Терпеливость. Неконфликтность. Обдуманность поведения. Непредсказуемость. Легкая отвлекаемость. Неустойчивость к монотонии. Способность бросить дело, не доведя его до конца, если к нему утрачен интерес. Конфликтность. Утрата самообладания в стрессовых ситуациях. Импульсивность поведения.
Контрольно-оценочные компоненты деятельности
Развернутый самоконтроль и самоанализ. Реалистичность суждений о причинах успехов и неудач. Способность извлекать уроки из собственного опыта. Отсутствие склонности к самоконтролю и самоанализу. Нереалистичность суждений о причинах успехов и неудач. Склонность обвинять в неудачах других людей или обстоятельства. Склонность повторять собственные ошибки из-за слабости самоанализа.

Карта 3. Поведенческие проявления подвижности-инертности

нервной системы

Подвижность нервной системы Инертность нервной системы
Ориентировочные компоненты деятельности
Нечувствительность к неопреде­ленности. Легкость ориентировки в изме­няющихся условиях. Быстрое "схватывание" новой информации, непрочное запомина­ние. Отсутствие склонности к тща­тельному предварительному изу­чению условий деятельности. Схематичность планирования. Отсутствие колебаний при приня­тии решений. Способность быстро изменить план действий при изменении обстановки. Гибкость установок. Чувствительность к неопределенности Затруднения ориентировки в изменяю­щихся условиях. Медленное усвоение новой информа­ции, прочное запоминание. Склонность к подробному предвари­тельному изучению условий деятель­ности. Тщательное предварительное планиро­вание. Колебания при принятии решений. Затруднения при необходимости из­менить намеченный план в соответст­вии с условиями. Ригидность установок.
Исполнительные компоненты деятельности
Быстрое врабатывание. Легкость перехода от одних действий к другим. Легкость переключения внимания. Неустойчивость внимания. Ошибка типа пропусков. Неустойчивость к монотонии. Гибкость тактики. Медленное врабатывание. Затруднения при быстром переходе от одних действии к другим. Затрудненность переключения внима­ния. Ошибки из-за неполного усвоения сути выполняемой работы. Стереотипность тактики. Устойчивость к монотонии.
Контрольно-оценочные компоненты деятельности
Свернутость самоконтроля и самоанализа. Быстрое переключение на новые цели. Развернутость самоконтроля и само- анализа. "Застревание" на обдумывании уже завершившихся событий, затрудненный переход к реализации новых целей.
Общение
Легкость приспособления к новому социальному окружению. Быстрая речь. Медленное включение в общение с новыми людьми Умеренный темп речи.
Карта 4. Поведенческие проявления уравновешенности нервных процессов по силе
Уравновешенность Неуравновешенность
с преобладанием возбуждения с преобладанием торможения
Ориентировочные компоненты деятельности
Обдуманность постановки целей. Реалистичность оценки своих возможностей и сложности решаемых задач. Оптимально развернутый анализ условий достижения целей. Оптимально развернутое планирование. Обдуманность принятия решений. Сохранение способности к реалистичной оценке ситуации в условиях стресса. Импульсивность постановки целей. Предвзятость суждений об условиях достижения целей. Нереалистичность оценки своих возможностей и сложности решаемых задач. Подверженность ситуативным влияниям. Свернутое планирование. Затруднения соподчинения долговременных и текущих целей. Импульсивность принятия решения. Легкость принятия решений в неопределенных условиях. Способность к нестандартным решениям. Готовность к риску. Осторожность постановки целей. Осторожность в оценке своих возможностей и сложности решаемых задач. Развернутый анализ условий достижения целей. Подробное планирование. Колебания при принятии решений. Затрудненность перехода от планирования к осуществлению планов. Склонность к перестраховке.
Исполнительные компоненты деятельности
Устойчивость к эмоциональному стрессу. Равномерный темп деятельности. Терпеливость. Склонность доводить работу до конца. Терпеливость в ситуациях ожидания. Сдержанность в проявлении эмоций. Ровный фон настроения. Нестабильность в стрессовых ситуациях. Перепады темпа деятельности и продуктивности. Крайняя неустойчивость к однообразию. Подверженность эмоциональному выгоранию. Конфликтность. Импульсивность, особенно в эмоционально напряженных условиях. Подверженность ситуативным влияниям. Предсказуемость поведения. Способность управлять собственным поведением. Слабая подверженность ситуативным влияниям. Хороший контроль эмоций. Сдержанность. Неконфликтность.
Контрольно-оценочные компоненты деятельности
Оптимально развернутый самоконтроль и самоанализ без «застревания» на анализе. Реалистичность суждений о причинах успехов и неудач. Способность преодолевать неудачи, учиться на собственном опыте. Свернутый самоконтроль и самоанализ. Агрессивное обвинение в неудачах других людей и обстоятельства. Некритичность по отношению к себе. Склонность повторять свои ошибки. Нереалистичность суждений о причинах успехов и неудач. Детальный самоконтроль и самоанализ. Возможно «засревание» на анализе прошедших событий и соершенных действий. Критичность по отношению к себе. Способность учиться на своих ошибках.

Карта 5. Поведенческие проявления личностной тревожности

Высокая тревожность Низкая тревожность
Повышенная чувствительность к неопределенности. Ориентированность на ожидание, угрозы. Переоценка сложности решаемых задач. Склонность к тщательному предварительному изучению условий деятельности. Неуверенность в своих силах. Склонность к перестраховке, излишняя осторожность в постановке целей. Склонность к детальному предварительному планированию собственных действий. Подверженность эмоциональным стрессам, связанная с ожида­нием угрозы, с неопределен­ностью ситуации. Нечувствительность к неопределенности. Беспечность, особенно, в ситуациях, воспринимаемых как малозначимые. Объективная оценка сложности решаемых задач или их недооценка. Отсутствие склонности к детальному предварительному изучению условий деятельности. Склонность к риску, готовность к постановке сложных целей. Уверенность в своих силах, тенденция к переоценке своих возможностей. Возможная причина стрессов: несогла сованность целей, принятие на себя невыполнимых обязательств
Исполнительные компоненты деятельности
Тщательность, добросовестность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе. Неустойчивость к стрессам, низкая помехоустойчивость. Повышенная энергетическая стоимость деятельности. Устойчивость к монотонии. Отсутствие интереса к тщательной кропотливой работе. Устойчивость к стрессам, надежность в экстремальных условиях, устойчивость к помехам. Адекватность энергетической стоимости ее объективным требованиям. Неустойчивость к монотонии.
Контрольно-оценочные компоненты деятельности
Развернутый самоанализ и самоконтроль. Склонность многократно проверять сделанное, недоверие к себе. Болезненное отношение к ошибкам, готовность полностью переделать работу, если в ней допущены даже незначительные ошибки. Снижение самооценки при неудаче, медленное ее повышение при успехе, который приписывается случаю. Обвинение себя в случае неу­дачи, длительное переживание неудач. Прочная фиксация в памяти не­удач, закрепляющая отрица­тельное мнение о себе. Отсутствие склонности к развернутому самоанализу и самоконтролю. Нежелание проверять сделанное, основанное на уверенности в безошибочности своих действий. Отсутствие склонности драматизировать ошибки. Сохранение самооценки в случае неудачи, ее повышение под влиянием успеха. Отсутствие склонности к самообвинению при неудаче. Закрытость для опыта, некритичность по отношению к себе, нежелание анализировать свои ошибки.
Общение
Неуверенность в общении. Мнительность, ожидание негативных оценок, негативного отношения к себе окружающих. Боязнь быть отвергнутыми дру­гими людьми. Уверенность в общении. Отсутствие повышенной чувствительности к мнениям и оценкам окружающих.
Карта 6. Поведенческие проявления экстраверсии-интраверсии
Экстраверсия Интраверсия
Ориентировочные компоненты деятельности
Потребность в новых впечатлениях, стремление к разнообразию. Оптимизм в оценке вероятности ус­пеха в деятельности. Беспечность. Способность к выделению широкого круга элементов ситуации деятель­ности. Недостаточная структурирован­ность, упорядоченность информации в памяти. Подверженность внушающим воздей­ствиям извне. Отсутствие выраженного стремле­ния к новым впечатлениям, к раз­нообразию. Критичность, осторожность в оцен­ке вероятности успеха в деятель­ности. Ориентация на относительно не­большое число элементов внешней среды. Упорядоченность, структурированность информации в памяти. Чувствительность к перелому ситу­ации в неблагоприятном направле­нии, бдительность. Неподверженность внушающим воз­действиям извне.
Исполнительные компоненты деятельности
Неустойчивость к монотонии. Предпочтение работы в группе. Возможность снижения продуктивности работы из-за снижения интереса к ней при отсутствии внешнего контроля. Устойчивость к монотонии. Предпочтение самостоятельной, индивидуальной работы. Сохранение продуктивности работы при отсутствии внешнего контроля.
Контрольно-оценочные компоненты деятельности
Отсутствие склонности к развернутому самоконтролю и самоанализу. Развернутый самоконтроль и самоанализ.
Общение
Общительность, контактность, открытость, склонность к лидерству. Легкость установления контактов с новыми людьми Избирательность в общении, пред-почтение в качестве партнеров по общению людей, близких по взглядам и интересам. Медленное включение в общение с новыми людьми.
  Карта 7. Поведенческие проявления нейротизма (эмоциональной нестабильности)
Высокий нейротизм (эмоциональная нестабильность) Низкий нейротизм (эмоциональная стабильность)
Ориентировочные компоненты деятельности
Сужение объема восприятия, нарушение концентрации внимания под влиянием эмоций. Неуверенность в своих силах. Нереалистичность суждений, импульсивность в принятии решений, усиливающаяся в эмоционально напряженных условиях. Реалистичность анализа условий деятельности. Уверенность в своих силах. Сохранение эффективности оценки ситуации и принятия решений в эмоциоанльно напряженных условиях.
Исполнительные компоненты деятельности
Неустойчивость к стрессу Устойчивость к стрессу
Контрольно-оценочные компоненты деятельности
Свернутость, недостаточная последовательность сопоставления цели и результата деятельности. Нереалистичное отношение к результатам деятельности. Повышенная чувствительность к неудачам, беспокойство по поводу результатов работы. Снижение уверенности в себе после неудачи. Подробное и полное сопоставление цели и результата деятельности. Реалистичное отношение к результатам деятельности. Нечувствительность к неудачам, отсутствие потери уверенности в себе после неудачи.
Общение
Легкость вовлечения в конфликтные ситуации вследствие нестабильности эмоционального фона настроения, импульсивности поведения. Отсутствие затруднений в общении вследствие стабильности настроения, предсказуемости поведения, способности к самоконтролю.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………  
Глава 1. Современный подход к психологическому обеспечению спортсменов………………................................................  
  1.1. Принципы организации психологического обеспечения подготовки спортсменов…….............................................  
  1.2. Опережающая постановка задач психологи­ческого обеспечения подготовки спортсменов…………...........  
Литература…………………………………………………………………  
Глава 2. Психологическое обеспечение этапа начальной подготовки спортсменов…………………………………………  
  2.1. Психологические особенности этапа начальной подготовки спортсменов………………………………………..  
  2.2. Методы психологического обеспечения начальной подготовки юных спортсменов…………………………...  
  2.2.1. Методы развития мотивации занятий избранным видом спорта……………………………………………………….  
  2.2.2. Методы развития навыков самоконтроля и формирования самооценки…………………………………………….  
  2.2.3. Методы развития устойчивости внимания……………  
  2.2.4. Методы развития психомоторных способ­ностей юных спортсменов……………………………………….  
  2.2.5. Методы развития помехоустойчивости…………………  
  2.3. Оценка перспективности юных спортсменов на этапе начального обучения…………………….......................  
Литература…………………………………………………………………  
Глава 3. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов на этапе спортивного совер­шенствования……………  
  3.1. Мотивация спортивной деятельности на этапе спортивного совершенствования………………………………  
  3.2. Целеполагание, его регулирующее влияние на деятельность и поведение спортсменов…………………………  
  3.3. Анализ значимых условий деятельности спорт­смена как компонент ее психической регуляции……………  
  3.4. Контрольно-оценочные компоненты деятельности совершенствующихся спортсменов…………………….  
  3.5. Развитие психологических предпосылок соревно­вательной надежности совершенствующихся спорт­сменов……………………………………………………..  
  3.6. Влияние включения в углубленное спортивное совершенствование на личностное и интеллек­туальное развитие спортсменов……………………………………  
Литература………………………………………………………………….  
Глава 4. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов на этапе высшего спортивно­го мастерства……………  
  4.1. Психологические особенности этапа высшего cспортивного мастерства………………………………….  
  4.2. Индивидуализация психологического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации…………………………………………………………  
  4.3. Психологическое обеспечение соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов..  
  4.3.1. Макровременные регуляторы психических нагрузок в спорте высших достижений……………………………  
  4.3.2. Психологическое обеспечение выступлений высококвалифицированных спортсменов в ответственных соревнованиях.....……………………………………..  
  4.4 Психологическое обеспечение тренировочной деятельности высококвалифицированных спортсменов…………  
  4.5. Социально-психологические аспекты подготовки высококвалифицированных спортсменов……………………..  
  4.6. Психологическое обеспечение завершения спортивной карьеры высококвалифицированных спортсменов………  
Литература……………………………………………………………………  
Задания для самостоятельной работы………………………………………  
Приложение 1………………………………………………………………..  
Приложение 2………………………………………………………………..  
Приложение 3………………………………………………………………..  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: