Формирование словоизменения глагола у дошкольников с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Словоизменению глагола, его согласованию с существительным
уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). Для формирования у детей грамматически правильного предложения необходимо прежде всего верно обозначить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выраженных существительным и глаголом.
Формирование системы словоизменения глагола проводится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глагольных форм в онтогенезе. Известно, что настоящее время, обозначающее непосредственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается, легче и раньше, чем прошедшее, а тем более будущее время.
В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе по формированию словоизменения глагола.
1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:
а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе
Речевой материал: идет — идут, стоит — стоят, говорит — говорят, молчит — молчат, поет — поют, звенит — звенят, стучит — стучат, гремит — гремят и др.);
б) с безударным окончанием без, чередования звуков в
основе (плачет — плачут, стонет — стонут, чистит — чистят,
прыгает — прыгают, бросает — бросают;;
в) с чередованием звуков в основе (течет — текут, бежит — бегут, печет — пекут, стережет — стерегут, толчет —толкут, стрижет — стригут и др.).
2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3-го лица:
а) дифференциация в единственном числе;
б) дифференциация во множественном числе;
в) дифференциация 1,2,3-го лица единственного и множественного числа.
3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:
а) согласование глагола и существительного в мужском роде;
б) согласование глагола и существительного в женском роде;
в) согласование глаголов и существительных среднего рода;
г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.