Формирование словоизменения глаголов

Формирование словоизменения глагола у дошкольни­ков с ОНР проводится, начиная с первого этапа работы. Сло­воизменению глагола, его согласованию с существительным



уделяется особенно большое внимание, так как глагол в предложении чаще всего выступает в качестве предиката (сказуемого). Для формирования у детей грамматически правиль­ного предложения необходимо прежде всего верно обозна­чить связь подлежащего и сказуемого, чаще всего выражен­ных существительным и глаголом.

Формирование системы словоизменения глагола про­водится с учетом семантики, фонетических особенностей формообразования, последовательности появления глаголь­ных форм в онтогенезе. Известно, что настоящее время, обо­значающее непосредственно происходящие, воспринимаемые в данный момент ребенком события, усваивается, легче и раньше, чем прошедшее, а тем более будущее время.

В связи с этим рекомендуется следующая последователь­ность в работе по формированию словоизменения глагола.

1) Согласование глаголов 3-го лица настоящего времени и существительных в числе:

а) дифференциация глаголов 3-го лица единственного и множественного числа с ударным окончанием, без чередования звуков в основе

Речевой материал: идет — идут, стоит — стоят, гово­рит — говорят, молчит — молчат, поет — поют, звенит — звенят, стучит — стучат, гремит — гремят и др.);

б) с безударным окончанием без, чередования звуков в
основе (плачет — плачут, стонет — стонут, чистит — чистят,
прыгает — прыгают, бросает — бросают;;

в) с чередованием звуков в основе (течет — текут, бежит — бегут, печет — пекут, стережет — стерегут, толчет —толкут, стрижет — стригут и др.).

2) Дифференциация глаголов настоящего времени 1, 2,3-го лица:

а) дифференциация в единственном числе;

б) дифференциация во множественном числе;

в) дифференциация 1,2,3-го лица единственного и множественного числа.

3) Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в роде и числе:

а) согласование глагола и существительного в мужском роде;

б) согласование глагола и существительного в женском роде;


в) согласование глаголов и существительных среднего рода;

г) дифференциация глаголов мужского, женского и среднего рода.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: