Страховой рынок как часть финансово-кредитной сферы является объектом государственного регулирования и контроля в целях обеспечения его стабильного функционирования. В основу законодательства, регулирующего страховое дело в России, положен Гражданский кодекс РФ (гл. 48 «Страхование»), а также Закон № 4015-1 от 27.11.1992 г. «Об организации страхового дела в РФ» (с изменениями и дополнениями от 25.12.2012 г.).
• Страховое право – это совокупность общепринятых, законодательно закрепленных правил (норм) поведения субъектов страховых отношений.
• Страховое право закреплено в законах и подзаконных актах о страховой деятельности.
Страховое законодательство регламентирует:
• условия функционирования рынка страхования, включая допуск игроков на этот рынок и контроль за их деятельностью и финансовой устойчивостью;
• правила осуществления страхования, включая регламентацию договора страхования, порядка выплаты страхового возмещения и иные ключевые нормы взаимодействия страховщика и страхователя (особенно по обязательным видам страхования);
|
|
• обязанность осуществлять страхование определенных объектов в зависимости от осуществляемого субъектом (страхователем) вида деятельности (прежде всего экономической деятельности);
• формирование и функционирование системы социальной защиты граждан, реализуемую через систему социального страхования.
Сведения о субъектах страхового дела подлежат внесению в единый государственный реестр субъектов страхового дела в порядке, установленном органом страхового надзора (рис.6).
Рис. 6. Лицензирование страховой деятельности и страховой надзор
Реестр субъектов страхового дела публикуется на сайте Федеральной службы страхового надзора – www.fssn.ru.
Страховой надзор представляет собой систему нормативных требований, предъявляемых к деятельности субъектов страхового дела, контроля за их соблюдением и применения санкций.
Целью страхового надзора является:
• соблюдение субъектами страхового дела страхового законодательства;
• предупреждение и пресечения нарушений страхового законодательства;
• обеспечение защиты прав и законных интересов страхователей, заинтересованных лиц и государства;
• эффективное развитие страхового дел.
Страховой надзор осуществляется на принципах:
• законности,
• гласности,
• организационного единства.
Федеральная служба страхового надзора |
Инспекция страхового надзора по Дальневосточному федеральному округу |
Инспекция страхового надзора по Приволжскому федеральному округу |
Инспекция страхового надзора по Северо-Западному федеральному округу |
Инспекция страхового надзора по Сибирскому федеральному округу |
Инспекция страхового надзора по Уральскому федеральному округу |
Инспекция страхового надзора по Центральному федеральному округу |
Инспекция страхового надзора по Южному федеральному округу |
Рис.7 Территориальная структура ФССН
|
|
Федеральная служба страхового надзора является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности непосредственно и через свои территориальные органы. Территориальная структура ФССН представлена на рис.7.
Страховой надзор осуществляется Федеральной службой страхового надзора (ФССН), функционирующей в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 330 от 30.06.2004 г. «Об утверждении положения о Федеральной службе страхового надзора» и ее территориальными органами. Их деятельность определяется Приказом Минфина РФ от 28.12.2004 г. № 126н «Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной службы страхового надзора – Инспекции страхового надзора по Федеральному округу».
Вопросам регулирования страховых отношений полностью посвящена гл. 48 ГК РФ, включающая определение форм и видов страхования, порядок проведения обязательного страхования и ответственность за его неосуществление, характеристику договоров имущественного и личного страхования, их видов, основные требования, предъявляемые к страховым организациям, общие принципы проведения взаимного страхования и перестрахования и т. д.
Кроме Закона о страховом деле в структуру источников страхового права на уровне федеральных законов, входят также:
- Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Он определяет принципы ОМС. Это, в частности, всеобщий характер, доступность и качество медпомощи, автономность финсистемы. Закрепляются правовой статус участников ОМС и механизм их взаимодействия, полномочия госорганов в этой сфере.
- Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 36-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», определяющий порядок возмещения и компенсации расходов на лечение рабочих и служащих от несчастных случаев, произошедших на производстве, за счет специальных средств, отчисляемых работодателями в фонды для указанных целей.
- ФЗ от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», провозгласил принцип о всеобщем страховании владельцами источников повышенной опасности своей гражданской ответственности, этот вид страхования получил широкое распространение.
- Владельцы опасных объектов обязаны страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии. Для этого был разработан Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». В нем определен перечень опасных объектов. В частности, это гидротехнические сооружения, фуникулеры, эскалаторы, лифты, объекты, на которых получают расплавы металлов и сплавы на их основе, ведутся горные или подземные работы и т. д.
- Федеральный закон от 16 июля 1998 года № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изменениями и дополнениями 7 мая 2013 года № 101-ФЗ). Закон вводит специальные нормы ипотеки жилых домов и квартир.
- И другие законы и нормативные акты.
В связи с развитием российского страхового рынка, нормативно-правовые акты претерпевают различные изменения и коррективы. Совершенствование страхового законодательства должно способствовать формированию благоприятной институциональной среды и снижению транзакционных издержек. Развитие страхового законодательства должно происходить в русле создания единой системы законодательных актов в сфере страхования и определения четких условий взаимодействия страхователей и страховых компаний, предоставления возможности защищать свои права в равной мере всем субъектам страхового дела.
|
|