Программа и содержание ранней комплексной помощи

ЦКРО и Р, действующие в нашей стране, в работе с маленькими детьми, имеющими различные нарушения в развитии, используют как правило, программу ранней комплексной помощи детям в возрасте до 3-х лет под названием «Ранняя помощь».

«Ранняя помощь» – программа поэтапного обучения детей (от 0 до 3лет), с помощью которой можно определить уровень развития ребёнка и организовать коррекционные занятия. Такая программа включает в себя:

1. Диагностику от 0 до 3 лет (определение уровня развития умений ребёнка).

2. Индивидуальное консультирование родителей (по результатам диагностики, по вопросам воспитания, развития, социальной адаптации).

3. Индивидуальные занятия по развитию умений и навыков детей с особенностями в развитии.

4. Реабилитационные мероприятия (массаж, занятия ЛФК).

Реализацией данной программы в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации занимаются следующие специалисты – учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, врачи-невропатологи. Они помогают преодолевать трудности детям с особенностями психофизического развития и детям «группы риска».

Врач-дефектолог и педагог-психолог могут вести прием и в специальных кабинетах детской поликлиники. Во время приема специалисты консультируют родителей детей от рождения до трёх лет по вопросам развития, обучения и воспитания их ребёнка. На консультацию к специалистам кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи может направить педиатр или логопед детской поликлиники. Если ребенку нужна коррекционно-педагогическая помощь, то его зачисляют на занятия. Зачисление проходит в сентябре и январе.

Для каждого ребёнка, посещающего кабинет ранней коррекционно-педагогической помощи в ЦКРО и Р, составляется индивидуальная коррекционно-развивающая программа. Она включает в себя работу по таким направлениям, как социально-эмоциональное и сенсомоторное развитие, формирование предметно-игровой деятельности и навыков самообслуживания, развитие общей моторики и речи. Прежде чем составить индивидуальную программу, специалисты кабинета ранней коррекционно-педагогической помощи всесторонне изучают уровень развития ребёнка с психофизическими нарушениями. Здесь учитывается все: медицинский диагноз, данные психолого-педагогического обследования и социального прогнозирования, определяется структура нарушения, уровни актуального и ближайшего развития ребёнка. На основе данных обследования и пожеланий родителей определяются основные направления коррекционно-развивающего обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю. Проводят их учитель-дефектолог и педагог-психолог. На коррекционных занятиях используются элементы арт-терапии, что в переводе означает терапия искусством, которая включает пескотерапию, рисование красками – кистью, пальчиками, рисование карандашами и мелками, лепку, игры с водой, манипулирование природными материалами. В ходе занятий дети имеют возможность посещать сенсорную комнату, в которой проходит не только стимулирование всех сенсорных процессов, но и создается положительный эмоциональный фон, развивается общая и мелкая моторика.

Занятия с маленькими детьми в возрасте до одного года могут проводиться и в условиях семьи, когда специалисты кабинета – дефектолог и психолог – приходят к ребенку на дом. В кабинете центра целесообразно организовать лекотеку, в которой должен быть представлен большой выбор разнообразных игр и игрушек, а также специальное оборудование и методическая литература. Всеми этими материалами могут пользоваться и родители.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: