Государственное регулирование СЭЗ

Объективная необходимость государственного регулирования процессов зонирования обусловлена тем, что СЭЗ — это сложная структура, которая характеризуется набором взаимосвязанных целей и задач; наличием ресурсов для достижения поставленных целей и задач (кадров, капитала, материалов, технологии и информации); зависимостью от внешней среды (экономических условий, потребителей, профсоюзов, законодательства, конкурентов, системы ценностей в обществе, техники, технологии и т. п.); горизонтальным и вертикальным разделением труда.

Государственное регулирование СЭЗ — это система

скоординированных действий государства, направленных на достижение целей и задач, решаемых в ходе реализации зональной

политики в интересах функционирования национальной экономики страны в целом и се составляющих.

Объектами государственногорегулирования зонирования являются СЭЗ различных типов.

Субъектами государственногорегулирования выступают субъекты хозяйствования в СЭЗ — ее резиденты (промышленные предприятия, организации, предприятия сферы услуг и т. п.).

В целях повышения эффективности государственного регулирования СЭЗ формируется специальный организационно-экономический механизм зонирования, который включает в себя правовой, социально-экономический, теоретико-методологический и методологический аспекты. суть сводится к созданию необходимой нормативно-правовой базы функционирования СЭЗ в стране, а также осуществлению финансово-кредитной, налоговой и иной экономической политики государства, направленной на повышение эффективности функционирования зон любого типа.

Инструментами государственногорегулирования СЭЗявляются структурно-инвестиционная, бюджетная, социальная, налоговая, производственно-конъюнктурная, кредитная, эмиссионная и внешнеэкономическая политика.

Роль государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы.

Сфера государственного регулирования СЭЗ охватывает вес финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых и др.

Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государственном, внутризональном (в рамках конкретной СЭЗ конкретного типа).

55. Цели и основные направления региональной политики.

Региональная политика в РФ – система правовых, финансово-экономических, институциональных и организационных мер, определяющих деятельность органов публичной власти всех уровней, направленная на комплексное развитие регионов.

Основная цель региональной политики в РФ – обеспечивать сбалансированное социально-экономическое развитие регионов страны, укрепляя территориальную целостность государства, способствуя росту благосостояния и качества жизни граждан России и сокращению различий между регионами по жизненному уровню.

Основные направления региональной политики:

· Совершенствование системы стратегического и территориального планирования регионального развития

В целях создания в долгосрочном периоде объектов государственной и муниципальной инфраструктуры и применения мер государственной поддержки, направленных на развитие имеющегося потенциала экономического развития в регионах и преодоление диспропорций в социально-экономическом развитии субъектов РФ, необходимо внедрение единой системы государственного стратегического планирования в РФ.

В настоящее время стратегическое планирование осуществляется на различных уровнях власти путем разработки и реализации согласованных концепций, доктрин, стратегий, программ и схем развития отдельных отраслей экономики, сфер жизнедеятельности и территорий.

· Бюджетно-финансовые механизмы реализации региональной политики

Одним из основных механизмов реализации региональной политики в РФ является применение различных налогово-бюджетных механизмов и инструментов, которые могут быть подразделены на:

- разграничение полномочий и обмен исполнением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, с соответствующим перераспределением связанных с этим расходных обязательств;

- разделение доходных источников между уровнями бюджетной системы РФ;

- предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета одного уровня в бюджет другого уровня бюджетной системы РФ;

- регулирование вопросов управления государственными и муниципальными финансами на разных уровнях бюджетной системы РФ.

· Поддержка развития отдельных регионов и применение дифференцированного подхода к регионам в государственной политике в РФ

Главным практическим средством воплощения региональной политики в РФ в долгосрочной перспективе должны стать конкретные программы и/или отдельные меры воздействия на территориальную структуру общества и экономики в первую очередь прямой поддержки развития регионов.

На федеральном уровне накоплен большой и весьма ценный опыт разработки и применения подобных программ и мер. Это, прежде всего, некоторые федеральные целевые программы. В связи с мероприятиями помощи моногородам были разработаны десятки комплексных инвестиционных планов для конкретных городов и регионов.

Работа в этом направлении должна быть продолжена. Однако предстоит преодолеть главный её недостаток – фрагментарность, узость целевых установок, отсутствие согласованности с общей региональной политикой и стратегией государства.

· Развитие инфраструктуры и стимулирование инвестиционной активности в регионах

В России, как и в большинстве развитых стран мира, задача развития общественной инфраструктуры лежит в основном на плечах государства. Главные задачи развития инфраструктуры – помощь в использовании преимуществ географического положения страны и смягчение её недостатков. Особо важными представляются такие направления транспортного строительства, как Северный морской путь, реконструкция и модернизация важнейших железнодорожных магистралей и федеральных автомобильных дорог.

· Совершенствование федеративных отношений и повышение эффективности деятельности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления

В настоящее время законодательство РФ в основном обеспечило создание предпосылок для эффективной реализации возложенных полномочий всеми уровнями публичной власти. Важнейшей задачей становится обеспечение контроля со стороны федеральных органов исполнительной власти за надлежащим исполнением органами государственной власти субъектов РФ делегированных полномочий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: