Повторные жалобы по одному и тому же основанию, по которым

получен ответ и не имеются вновь открывшиеся обстоятельства, не рассматриваются.

Должностное лицо вышестоящего налогового органа (вышестоящее должностное лицо) обязано рассмотреть жалобу в тридцатидневный срок со дня ее поступления и принять одно из следующих решений:

- оставить решение нижестоящего налогового органа без изменения, а жалобу без удовлетворения;

- отменить решение нижестоящего налогового органа полностью или частично;

- отменить решение нижестоящего налогового органа и назначить проведение дополнительной проверки (ревизии).

Копия решения по жалобе в пятидневный срок с даты вынесения решения направляется субъекту предпринимательской деятельности (вручается его уполномоченному представителю).

В соответствии с пунктом 32 Порядка, утверждённого Указом Президента №673 от 15 ноября 1999 года, при несогласии с полученным решением должностного лица вышестоящего налогового органа плательщик вправе обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании решения налогового органа о применении к нему экономических санкций недействительным. Если ответ по жалобе в вышестоящий орган не будет получен плательщиком в течение месяца со дня подачи жалобы, то плательщик вправе обратиться в хозяйственный суд по истечении данного месяца.

Иск о признании недействительным решения контролирующего органа о применении экономических санкций может быть предъявлен в течение одного года со дня вынесения решения.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 25 марта 2004 года № 7 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Общей части Налогового кодекса» обжалованию в хозяйственный суд подлежит только решение нижестоящего налогового органа. Решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по жалобе плательщика (иного обязанного лица), не является решением, которое может быть обжаловано, если этим решением не вносятся в решение нижестоящего налогового органа изменения, существо которых нарушает права и законные интересы плательщика (иного обязанного лица) либо такое решение влечет для плательщика новые правовые последствия.

Непредставление возражений в налоговый орган не устраняет право плательщика на предъявление иска о признании недействительным решения налогового органа.

Согласно Постановлению Пленума Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь от 25 марта 2004 года № 7 нарушение должностным лицом требований статьи 78 Налогового кодекса к содержанию и оформлению акта налоговой проверки само по себе не является основанием для признания решения налогового органа, вынесенного на основании данного акта, недействительным. Хозяйственный суд обязан оценить характер допущенных при составлении акта нарушений и их влияние на законность и обоснованность вынесенного налоговым органом решения.

Иски о возмещении вреда, о возврате из бюджета взысканных в бесспорном порядке денежных средств, могут быть рассмотрены хозяйственным судом только после признания недействительным (отмены) решения налогового органа, на основании которого были взысканы в бюджет соответствующие суммы и исполнением которого плательщику были причинены убытки.

При этом плательщик вправе объединить в исковом заявлении следующие требования:

- о признании решения налогового органа недействительным;

- о возврате из бюджета незаконно взысканных сумм;

Таким образом, плательщик не может направить в хозяйственный суд исковое заявление, содержащее только требование о возврате из бюджета взысканных в бесспорном порядке средств и не содержащее требование о признании недействительным (отмены) решения налогового органа, на основании которого были взысканы эти средства

Согласно статье 22 Налогового кодекса, плательщик налогов, сборов (пошлин) имеет следующие обязанности;

- уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, сборы (пошлины);

- стать на учет в налоговых органах;

- представлять в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном порядке бухгалтерские отчеты и балансы, налоговые декларации (расчеты), а также другие необходимые документы и сведения, связанные с налогообложением;

- вести учет дебиторской задолженности и, при наличии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, представлять в налоговый орган по месту постановки на учет перечень дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности;

- подписать акт налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, возражения по этому акту представляются в срок, установленный пунктом 6 статьи 78 настоящего Кодекса;

- выполнять законные указания налогового, таможенного органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

- сообщать в налоговый орган по месту постановки на учет следующие сведения, в том числе сведения:

а) об открытии и закрытии банковского счёта в банке-резиденте Республики Беларусь и иностранном банке;

б) об участии в белорусской или иностранной организации;

в) о принятии решения о ликвидации или реорганизации организации;

г) об обособленных подразделениях организации - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня их создания или ликвидации;

д) об изменении места нахождения организации или места жительства индивидуального предпринимателя - в срок не позднее десяти рабочих дней со дня такого изменения. Сроки направления в налоговые органы по месту постановки на учёт названных сведений установлены статьёй 22 Налогового кодекса.

На наш взгляд, детального рассмотрения требуют три обязанности плательщика.

Во-первых, обязанность по ведению в установленном порядке учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена актами налогового законодательства. Эта норма обязывает, в прямо установленных законом случаях, вести налоговый учёт. Это новелла налогового законодательства Республики Беларусь. До вступления в силу Налогового кодекса плательщики были обязаны вести только бухгалтерский учёт. Ведение бухгалтерского учёта значительно осложняло налоговый контроль. По мнению Т. И. Пановой, ни об одном объекте налогообложения нельзя получить информацию непосредственно из регистров бухгалтерского учёта, всегда требуются дополнительные расчёты, в которых необходимо учитывать, причём нарастающим итогом с начала года, все льготы, различные ставки и другие особенности налогообложения. В Российской Федерации обязанность по ведению налогового учёта установлена статьёй 25 Налогового кодекса Российской Федерации с 2002 года.

Налоговый учёт – это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе данных первичных учётных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом.

Согласно статье 62 Налогового кодекса налоговым учетом признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета, если иное не установлено налоговым законодательством. Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.

Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета и (или) на иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, либо связанных с налогообложением применением соответствующих правил и форм учета.

Во-вторых, обязанность обеспечивать наличие документов (форма которых утверждена уполномоченными государственными органами) о приобретении товарно-материальных ценностей в местах хранения этих товарно-материальных ценностей, при их транспортировке и в местах продажи, а также документов, подтверждающих отпуск товаров из мест хранения в места продажи. Нарушение данной обязанности рассматривается как сокрытие налоговой базы.

Законодательством может быть предусмотрено нераспространение этой обязанности на определённую категорию плательщиков.

Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 27 января 2003 № 4 «О едином налоге с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц и о неко­торых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», предприниматели - плательщики единого налога вправе осуществлять хранение и реализацию в пунктах продажи, относимых к мелкорозничной торговой сети, товаров (кроме подакцизных) без документов, подтверждающих их приобретение (поступление). Для индивидуаль­ных предпринимателей сохранена только обязанность представлять такие документы по письменным предписаниям должностных лиц Министерства по налогам и сборам, Министерства внутренних дел, Комитета государ­ственного контроля и Министерства торговли Республики Беларусь.

В-третьих, обязанность обеспечивать прием наличных денежных средств, в порядке, определяемом законодательством при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет.

Основным документом, регламентирующим названный порядок, является Поста­новление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 9 января 2002 года №18/1 «О приеме наличных денежных средств, при реализации товаров (работ, услуг) и о некоторых вопросах использования кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем».

Согласно данному Постановлению юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны принимать наличные денежные средства и (или) банковские пластиковые карточки в качестве средства осуществления расчетов на территории Республики Беларусь, при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг с применением кассовых суммирующих аппаратов и (или) специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, модели (модификации) которых включены в Государственный реестр, и (или) платежных терминалов для регистрации операций, производимых с использованием банковских пластиковых карточек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: