Ответственность плательщиков налогов, сборов (пошлин) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства

Ответственность плательщиков налогов, сборов (пошлин) – это те неблагоприятные правовые последствия, которые наступают для плательщика за неисполнение (ненадлежащее исполнение) налогового обязательства.

Составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение установлены Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21 апреля 2003 года.

Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21 апреля 2003 содержит шестнадцать составов административных правонарушений против порядка налогообложения. Рассмотрение всех данных составов не представляется возможным.

Остановимся более подробно на правонарушениях, за совершение которых применение мер ответственности представляет некоторые сложности.

Статьи 13.5 и 13.6 указанного Кодекса содержат четыре состава:

Статья 13.5 содержит два состава:

1. Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин);

2. Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, если эти деяния повлекли за собой сокрытие (занижение) налоговой базы.

Статья 13.6 также содержит два состава административных правонарушений:

а) Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины) без признаков сокрытия (занижения) налоговой базы;

б) Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным лицом суммы налога, сбора (пошлины), совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы.

Возникает вопрос: для чего необходимо четыре сходных между собой состава правонарушений и как они соотносятся при применении мер административной ответственности?

Кодекс об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 года повышает совокупный размер административных штрафов, налагаемых на субъект хозяйствования, в зависимости от стадии неуплаты налога путем сокрытия (занижения) налоговой базы, на которой такая неуплата была выявлена или иным образом пресечена. Чем данная стадия ближе к завершению действий направленных на неуплату, тем больше совокупный размер штрафов и наоборот.

Вышеуказанный кодекс разделяет процесс неуплаты налога (сбора) путем сокрытия (занижения) налоговой базы на три условные стадии.

Стадия 1. Нарушение правил учета. Если нарушение правил учета фактически не повлекло за собой сокрытие (занижение) налоговой базы, то в этом случае следует применять меры административной ответственности за нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин) (п. 1 статьи 13.5 вышеуказанного Кодекса).

Стадия 2. Искажение данных бухгалтерского (налогового) учета и (или) отчетности представляющее собой сокрытие (занижение) налоговой базы, наступившее в результате нарушения правил учета. Если нарушение правил учета фактически повлекло за собой сокрытие (занижение) налоговой базы, то в этом случае следует применять меры административной ответственности за нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, если эти деяния повлекли за собой сокрытие (занижение) налоговой базы (п. 2 статьи 13.5 вышеуказанного Кодекса). За это деяние установлен штраф большего размера по сравнению с предыдущим. Однако пока установленный законодательством срок уплаты налога или сбора, исчисленного из сокрытой (заниженной) налоговой базы штраф за неуплату налога или сбора путем сокрытия (занижения) налоговой базы применен быть не может. Например, 11 марта в результате налоговой проверки были выявлены нарушения правил учета, повлекшие занижение налогооблагаемой прибыли за предыдущий отчетный (по уплате налога на прибыль организаций) период. Согласно Закону «О налогах на доходы и прибыль» срок уплаты данного налога ограничен 22-ым числом месяца, следующего за отчетным. Поскольку сроку уплаты налога к моменту выявления не наступил, то к данному плательщику возможно применение штрафа только за нарушение правил учета, повлекшее за собой сокрытие (занижение) налоговой базы, но не более.

Стадия 3. Неуплата налога, наступившая в результате сокрытия (занижения) налоговой базы. Третья стадия наступает тогда, когда наступает крайний, установленный законодательством, срок для уплаты именно того налога, который исчислен из сокрытой (заниженной) налоговой базы. При наступлении третьей стадии к плательщику применяются меры административной ответственности и за нарушение правил учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие (занижение) налоговой базы (п. 2 статьи 13.5 вышеуказанного Кодекса) и за неуплату или неполную уплату суммы налога, совершенную путем занижения, сокрытия налоговой базы (п. 2 статьи 13.6 вышеуказанного Кодекса).

Еще один из вышеуказанных составов - неуплата или неполная уплата суммы налога без признаков сокрытия (занижения) налоговой базы (п. 1 статьи 13.6 вышеуказанного Кодекса) лежит вне вышерассмотренных трех стадий процесса неуплаты налога путем сокрытия (занижения) налоговой базы. Меры административной за это нарушение применяются, если неуплата налога не являлась результатом нарушений правил учета, а имела место в результате таких действий как:

- ненаправления плательщиком платежного поручения в уполномоченный банк на перечисление налога в бюджет;

- направления плательщиком платежного поручения в уполномоченный банк на перечисление налога в бюджет с нарушением очередности проведения расходных операций по счетам, предусмотренной Указом Президента от 29.06.2000 № 359 «О порядке расчетов между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями»;

- и других подобных действий. За данную неуплату предусмотрен меньший размер штрафа чем за неуплату путем сокрытия (занижения) налоговой базы. Меры административной ответственности за неуплату налогов и сборов без признаков сокрытия (занижения) налоговой базы не применяются в случае своевременного направления плательщиком поручения банку на перечисление причитающейся суммы налога, которое не было исполнено банком по причине отсутствия на счете плательщика средств.

Меры административной ответственности за неуплату налогов без признаков сокрытия налоговой базы не применяются также в том случае, если плательщик был привлечён к ответственности за неуплату тех же сумм налогов и сборов, совершённую путём сокрытия (занижения) налоговой базы.

Меры административной ответственности, предусмотренные за неуплату в установленный срок, без признаков сокрытия и занижения базы, а также за неуплату путём сокрытия и занижения налогооблагаемой базы – не применяются, если плательщик, иное обязанное лицо, уплатили причитающуюся сумму налога до назначения проверки, в результате которой может быть обнаружена такая неуплата или неполная уплата, хотя и с нарушением срока уплаты данного налога, предусмотренного законодательством.

При этом, днем назначения проверки (кроме камеральной налоговой проверки) является день ознакомления плательщика (иного обязанного лица) или его представителя с предписанием на проведение проверки. А днем назначения камеральной налоговой проверки является день вручения плательщику (иному обязанному лицу) или его представителю акта проверки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: