Содержание налогового обязательства

Содержание налогового обязательства, как и любого другого обязательства, составляют права и обязанности его сторон. Права и обязанности плательщика установлены соответственно статьями 21 и 22 Налогового кодекса и иными актами налогового законодательства. Права и обязанности налоговых органов установлены соответственно статьями 81 и 82 Налогового кодекса и иными актами налогового законодательства.

Плательщики налогов, сборов (пошлин) имеют следующие права:

- получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, а также о правах и обязанностях плательщиков, о правах и обязанностях налоговых органов и их должностных лиц;

- получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства;

- представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном Налоговым кодексом и иными актами налогового законодательства;

- присутствовать при проведении налоговой проверки;

- право на возмещение убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов, неправомерными действиями (бездействием) их должностных лиц;

- получать акт налоговой проверки; представлять в налоговые органы и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения (разногласия) по актам проведенных налоговых проверок и другие права.

Детального рассмотрения требуют следующие права плательщика: а) право на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней; б) право требовать соблюдения налоговой тайны; в) право на обжалование решений налоговых органов, действий их должностных лиц.

А) Плательщик имеет право на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней. Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога имеет значительные отличия от порядка возврата излишне взысканной суммы налога. При этом, статьи 60 и 61 Налогового кодекса, регламентирующие порядок возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм, соответственно не содержат определений излишне уплаченной суммы и излишне взысканной суммы. На наш взгляд, под излишне уплаченной суммой налога следует понимать завышенную сумму налога (сбора) в результате ошибок плательщика (его должностных лиц и иных работников) и перечисленную в бюджет на основании платёжного поручения самого плательщика. Завышение может иметь место в результате ошибок в определении объекта налогообложения, налоговой базы или ошибок в применении ставок, либо арифметических ошибок непосредственно при исчислении суммы налога и иных ошибок. А под излишне взысканной суммой следует понимать завышенную сумму налога в результате ошибок со стороны должностных лиц налоговых органов, взысканную на основании безакцептного платёжного требования налогового органа.

Однако на практике могут возникать ситуации, для разрешения которых потребуется легальное определение излишне уплаченной и излишне взысканной суммы. Например, при проведении налоговой проверки должностным лицом налогового органа была допущена ошибка, повлекшая завышение суммы того или иного налога. Плательщик, на основании акта данной проверки, добровольно перечислил завышенную сумму в бюджет на основании платёжного поручения. При отсутствии легальных дефиниций невозможно однозначно ответить на вопрос, является ли названная ситуация излишней уплатой или излишним взысканием суммы налога?

Согласно статье 60 Налогового кодекса, излишне уплаченная сумма налога, сбора (пошлины), пени подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика (иного обязанного лица).

Зачет или возврат указанной суммы производятся без начисления процентов на эту сумму.

Налоговый орган имеет следующие обязанности, связанные с зачётом излишне уплаченных сумм:

- сообщить плательщику (иному обязанному лицу) о каждом, ставшем ему известным, факте излишней уплаты, не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта;

- осуществить возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в течение одного месяца со дня подачи плательщиком (иным обязанным лицом) заявления о возврате;

- самостоятельно (независимо от наличия заявления плательщика) произвести зачет излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в случае наличия у плательщика (иного обязанного лица) неисполненного налогового обязательства или неуплаченных пеней.

Плательщик имеет следующие права и обязанности при реализации права на возврат или зачёт излишне уплаченных сумм:

- подать заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы;

- подать в налоговый орган заявление о зачете излишне уплаченной суммы налога, сбора (пошлины), пени в течение одного месяца со дня получения соответствующей информации от налогового органа.

Зачёт (возврат) излишне взысканной суммы производится в порядке аналогичном порядку, установленному Налоговым кодексом для зачёта излишне уплаченных сумм.

Однако он имеет свои особенности:

- возврат излишне взысканной суммы налога, сбора (пошлины), пени производится на основании письменного заявления плательщика (иного обязанного лица) и решения налогового органа, либо общего или хозяйственного суда о признании факта излишнего взыскания такой суммы. Для зачёта (возврата) излишне уплаченной суммы решения налогового органа не требуется;

- излишне взысканная сумма налога, сбора (пошлины), пени возвращается плательщику (иному обязанному лицу) с начисленными на нее процентами за каждый день взыскания по ставке, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действовавшей в день направления платежного поручения банку на возврат плательщику (иному обязанному лицу) этой суммы.

Плательщик имеет право требовать соблюдения налоговой тайны. Налоговая тайна является новеллой налогового законодательства.

Право требовать соблюдения налоговой тайны состоит, главным образом, в наличии у плательщика правомочия требовать от налоговых органов, иных государственных органов и организаций неразглашения сведений, составляющих налоговую тайну.

Согласно статье 79 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговую тайну составляют любые сведения о плательщиках, полученные налоговыми органами, за исключением:

а) сведений, разглашенных плательщиком самостоятельно или с его согласия;

б) сведений об учетном номере плательщика;

в) сведений об уставном фонде (капитале) организации;

г) сведений о нарушениях налогового законодательства и мерах ответственности за эти нарушения;

д) сведений, предоставляемых налоговым или правоохранительным органам других государств, в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является Республика Беларусь.

Сведения, составляющие налоговую тайну, являются таковыми в случае наличия специального режима их хранения и доступа к ним, определяемого законодательством Республики Беларусь.

Плательщик имеет право на обжалование решений налоговых органов, действий (бездействие) их должностных лиц.

Следует отметить, что плательщик наделён правом обжаловать только ненормативные, персонифицированные акты налоговых органов, нормативные акты обжалованию в порядке, который будет рассмотрен ниже, не подлежат.

Ненормативный акт – это акт, отвечающий одновременно следующим признакам:

- вынесен в отношении конкретного плательщика;

- рассчитан на однократное применение;

- порождает права и обязанности для конкретного плательщика.

В теории хозяйственно-процессуального права существует два типа порядка обжалования ненормативных актов государственных органов, в том числе решений налоговых органов: досудебный порядок и альтернативный порядок.

Досудебный порядок обжалования – это порядок, при котором для обращения в хозяйственный суд необходимо обязательное предварительное обжалование решения налогового органа в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу).

Альтернативный порядок обжалования – это порядок, при котором плательщику предоставлено право выбора органа рассмотрения его жалобы: вышестоящий налоговый орган или хозяйственный суд.

25.05.2004 Указом Президента №249 были внесены изменения в Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утверждённый Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 №673. Согласно этим изменениям на налоговые отношения были распространены пункты 1, 2, 23 – 35 Порядка, утверждённого Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 №673. Названные нормы устанавливают досудебный порядок обжалования. Таким образом, после кратковременного применения альтернативного порядка, установленного статьёй 86 Налогового кодекса, в отношении решений налоговых органов снова был установлен досудебный порядок обжалования.

Обращению плательщика в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании недействительным решения налогового органа должно предшествовать обращение в вышестоящий налоговый орган.

Согласно пункту 30 «Порядка организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций» Решение о применении экономических санкций может быть обжаловано субъектом предпринимательской деятельности в вышестоящий контролирующий орган (вышестоящему должностному лицу) в течение 10 рабочих дней со дня его получения (досудебный порядок урегулирования спора).

Подача жалобы приостанавливает исполнение решения о применении экономических санкций. В случае, если субъект предпринимательской деятельности не обжалует в установленный срок решение о применении экономических санкций, санкции, в том числе обязательные платежи, взыскиваются в установленном порядке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: