Тема лекции № 4: Принципы управления

Конспект лекции

Управление, как вид деятельности, базируется на системе ключевых положений – принципов, которые создают его фундамент. Они объективны, не зависят от воли и желаний менеджеров и являются инструментом, помогающим понять как должно строиться управление. Они универсальны, так как могут применяться для любого социального объекта. Именно они определяют закономерности формирования управляемой системы, т.е. ее структуру, методы воздействия на коллектив, мотивацию поведения его членов, и особенности технологии управления организацией с целью достижения поставленных целей. Ниже рассмотрены важнейшие из принципов управления.

В менеджменте под принципами понимают «следование основным исходным положениям теории управления, внутренние убеждения менеджеров, определяющие их отношение к своему делу и нормам поведения в коллективе» (Вачугов, 2003). В истории становления менеджмента можно проследить определенную логику развития его принципов, которые не остаются постоянными, а меняются в соответствии с меняющимися условиями управленческой работы на каждой стадии развития промышленного производства.

На первой стадиипроизводство было неразвито и строилось главным образом на физических возможностях рабочих, которые были основой всего производственного процесса. В то время управление базировалось на принципе принуждения рабочих к труду. Вторая стадия развития промышленного производства отличалась тем, что роль рабочего кардинально изменилась – он стал придатком машины. Поэтому в основу управленческой работы были положены принципы технического приоритета и рационализма труда и производства. На третьей, постиндустриальной стадии в центре внимания управленческих служб опять оказался человек с его знаниями, интеллектуальным потенциалом и практическими навыками, которые нужно было максимально раскрыть с целью повышения эффективности производства. В новых условиях производства принцип рационализации был дополнен принципом человеческих отношений. Совместная реализация этих принципов позволила добиться резкого повышения производительности труда, интенсивного использования новой техники и технологии.

В бывшем Советском Союзе, где использовалась административно-командная система управления и директивное планирование, главным принципом управления был принцип планомерности. Его применение оказалось вполне оправданным в тех отраслях народного хозяйства, которые работали на военно - промышленный комплекс страны и пользовались максимальной поддержкой со стороны государства. Этот же принцип лежит в основе одной из наиболее важных функций менеджмента – функции планирования.

Экономика стран СНГ базируется на рыночных отношениях. Поэтому для успешного развития новых независимых государств менеджерам всех уровней необходимо использовать те принципы управления, которые доказали свою эффективность в промышленно развитых странах мира.

До настоящего времени остаются актуальными и широко применяются принципы управлении, сформулированные основоположником «теории администрирования» Анри Файолем:

1. Разделение труда. Эта функция распространяется как на исполнительские, так и управленческие работы.

2. Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы, распоряжения, указания и т.д., то есть сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие на себя обязательства за выполнение поручения, задания.

3. Дисциплина. Уважение к установленным в организации порядкам, послушание и повиновение.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного начальника.
5. Единство направления. В организации каждая группа должна преследовать единую цель и должна быть объедена единым планом.

6. Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного работника не должны преобладать над целями всей организации.

7. Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.

8. Централизация. В любой организации должен быть управленческий центр.
9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица занимающего самое высокое положение, и по цепочке вниз до самого низового звена (цепь подчинения).

10. Порядок. Означает, что для каждого работника должно быть выделено рабочее место и каждый работник и каждая вещь должны быть на своем месте.

11. Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность персонала. Высокая текучесть кадров является объективным признаком и следствием неблагополучия организации.

13. Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14. Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации.

Дальнейшее развитие науки управления привело к существенному расширению перечня основополагающих принципов управления. Наиболее важные из них (Кнорринг В.И.,1999):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: