Бюджетные возможности потребителя

Количество одежды Количество продуктов Расходы на одежду Расходы на продукты Совокупные расходы
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

* Цена 1 ед. одежды – 300 руб.; 1 ед. продовольствия – 30 руб.

Бюджетная линия потребителя иллюстрирует разные наборы товаров, которые потребитель имеет возможность купить и потреблять при конкретном уровне своих доходов. В нашем примере свой доход в 3000 руб. он может использовать на покупку одежды и продовольствия. Чем больше он покупает одежды, тем меньше потребляет продовольствия; чем больше покупает продовольствия, тем меньше он сможет купить одежды. На бюджетной линии АС каждая точка показывает возможность выбора потребителем конкретной комбинации этих двух товаров (рис. 3).

Рис. 3. Бюджетная линия потребителя

Предпочтения потребителя и кривые безразличия

Бюджет потребителя – объективное условие его выбора. Выбор потребителя зависит не только от бюджета, но и от его предпочтения того или иного товара, т.е. от субъективной оценки потребителя. Он выбирает между различными наборами товаров, и его выбор остановится на наборе, который лучше других удовлетворяет его потребности.

Если же существуют два набора, которые одинаково удовлетворяют его потребности, то потребитель безразличен к их выбору. Графически это отражается на кривых безразличия, которые иллюстрируют различные наборы товаров, одинаково удовлетворяющие потребности покупателя.

Потребителя одинаково удовлетворяют наборы одежды и продовольствия, представленные на кривой J 1 точками А, В, С, несмотря на то, что соотношения одежды и продуктов питания в них разные (рис. 4).

Рис. 4. Кривая безразличия

Местоположение каждой из точек А, В, С показывает пропорцию, в которой потребитель готов заменить один товар другим. Это – предельная норма замещения. Она в нашем примере показывает, от какого количества продовольствия придется отказаться, чтобы обеспечить увеличение потребления данного количества одежды. При этом пропорция, в какой потребитель готов заменить один товар другим, зависит от количества ранее купленных им товаров, потому что именно это определяет степень удовлетворенности им тем или иным товаром.

Кривая J 2 показывает более высокий уровень потребления, чем уровень потребления, отраженный на кривой J 1. Поскольку кривая безразличия J 2 расположена выше кривой J 1, то уровень потребления в каждой точке J 2 для потребителя предпочтительнее такового в любой точке кривой J 1.

Свойства кривых безразличия

Для кривых безразличия, отражающих предпочтения потребителей, характерны следующие свойства:

а) чем выше расположена кривая безразличия, тем предпочтительней уровень потребления, который она иллюстрирует, для потребителя, так как она отражает большее количество товара в наборе;

б) кривые безразличия нисходящие; это вызвано тем, что если количество одного товара в наборе сокращается, то количество другого неизбежно должно возрасти, с тем чтобы степень удовлетворенности потребителя осталась неизменной; в нашем примере с сокращением количества продовольствия в наборе растет количество одежды в нем;

в) кривые безразличия никогда не пересекаются, потому что каждая кривая отражает разный уровень потребления;

г) кривые безразличия обычно вогнутые по той причине, что люди охотнее заменяют товары, которые имеются в изобилии, на те, которых недостаточно; и для возмещения последних они готовы отказаться от относительно большего количества избыточных.

В нашем примере в точке А за дополнительную единицу одежды, количество которой потребитель хочет увеличить, он готов отказаться от непропорционально большего количества продовольствия, которого, как он полагает, в избытке. Напротив, в точке С, когда уже в дефиците продовольствие, а одежды в избытке, потребитель готов пожертвовать несоразмерно большим количеством одежды за единицу продовольствия. Так меняется предельная норма замещения продовольствия и одежды. В первом случае это изменение в пользу одежды в ущерб продовольствию; во втором – в ущерб одежде в пользу продовольствия.

Взаимозаменяемость и взаимодополняемость товаров

Выделяют два крайних случая предельной нормы замещения:

1. Полная взаимозаменяемость (совершенные субституты). Можно проиллюстрировать на монетах в 1 руб. и 2 руб., если представить их товарами, когда потребителя интересует лишь сумма, а соотношение монет безразлично. Кривая безразличия в этом случае будет иметь вид прямой линии (рис. 5), так как в любом наборе кривой предельная норма замещения одинакова.

2. Полная взаимодополняемость (совершенная комплементарность). Набор из 5 левых и правых перчаток. Если взять набор из 5 левых и 6 правых, 5 правых и 8 левых, они представляют собой такую же ценность, как и набор из 5+5. Кривые безразличия в этом случае состоят из двух отрезков прямых и образуют прямой угол (рис. 6).

Рис. 5. Полная взаимозаменяемость товаров Рис. 6. Полная взаимодополняемость товаров
 

Оптимизация выбора. В точке О кривая безразличия – наивысшая (рис. 7). Она расположена на J 1 – доступной потребителю. Точка А на J 2 также доступна потребителю, но J 2 расположена ниже, чем J 1, и потребителю этот выбор нецелесообразен. Точка В расположена на кривой J 3, которая недоступна потребителю, так как выше его дохода, и бюджетное ограничение не позволяет выбрать эту точку.

Рис..7. Оптимальный выбор потребителя

Предельная норма замещения двух товаров отражает готовность потребителя к замене товаров; относительная цена устанавливает пропорцию, в которой рынок заменяет один товар другим. Первая – оценка потребителя; вторая – оценка рынка.

В точке О оптимума предельная норма замещения двух товаров равна их относительной цене. Это означает, что оценка потребителя соответствует оценке рынка.

Влияние на выбор потребителя изменения его доходов

Если доходы потребителя возрастут, он, скорее всего, выберет новое сочетание количества двух товаров. Потребление большинства товаров возрастает, когда доходы потребителя повышаются. Такие товары называются нормальными. В случае с такими товарами точка потребления оптимума при росте дохода его переместится на новую точку оптимума, расположенную на новой бюджетной линии, более высокой. На рис. 8 она перемещается из точки О 1, расположенной на кривой безразличия J 1, в точку О 2, расположенную в точке соприкосновения новой бюджетной линии с новой кривой безразличия J 2. Например, потребление обоих товаров растет, потому что они являются нормальными товарами.

Существуют товары другого типа, потребление которых по мере роста доходов потребителя снижается. Эти товары называются низшими товарами (услуги общественного транспорта, рабочая одежда, хлеб, крупы и др.).

Рис. 8. Выбор нормального товара

На рис. 9 таким товаром является продовольствие, потребление которого на новой бюджетной линии сокращается. Напротив, одежда, которая в данном случае является нормальным товаром, покупается больше.

Рис..9. Выбор низшего товара

Изменение цены товара и выбор потребителя

На рис. 10 цена одного из товаров, продовольствия, снижается. Это означает расширение бюджетных возможностей потребителя. Линия бюджетного ограничения как бы выталкивается изнутри. При этом ее основание остается неизменным, потому что цена одежды сохранилась прежней. Вершина же линии ограничения сдвигается вправо и становится более высокой, потому что снижение цены позволяет потребителю

Рис. 10. Выбор при изменении цены товара

приобрести продовольствия больше. Появляется новая кривая безразличия J 2. Точка оптимума потребления перемещается на О 2, где потребление продовольствия выше.

Последствия изменения цены – эффекты дохода и замещения

Изменение цены товара, влияя на уровень потребления, вызывает два эффекта.

Эффект дохода, когда изменение цен товаров побуждает потребителя выбрать новую кривую безразличия, более высокую или более низкую.

На рис. 11 выбор потребителя перемещается с J 1 на J 2, с точки А на точку С.

Рис. 11. Эффект дохода

Эффект замещения, ког­да вследствие изменения цен потребитель меняет про­пор­ции потребления, которые не переходят на новую кривую безразличия, а, оставаясь на прежней кривой безразличия, только перемеща­­ются к новому значению пре­дельной нормы замещения вследствие изменения (расширения) линии бюджет­ного ограничения. На рис. 12 это переход с точки А на точку В на одной и той же кривой безразличия J 1.

Рис. 12. Эффект замещения

Теория и практика потребительского поведения

Теория потребительского поведения объясняет то, что происходит на практике. Она не диктует условия, как должно быть на практике. Через анализ она показывает общие закономерности процесса выбора потребителя, выделяя основные моменты.

Теория потребительского поведения может применяться и для анализа конкретных проблем практики: например, влияния уровня заработной платы на предложение труда; изменения процента ставки на сбережение и потребление и др.

Но практика сразу вносит коррективы. Прежде всего нужно иметь в виду, что общее положение, которое применяется при анализе потребительского поведения, – закон спроса, который определяет нисходящий характер кривой спроса, т.е. с ростом цены объем спроса падает. Возможна ситуация, ког­да рост цены на товар, напротив, ведет к увеличению спроса на него. Та­кие товары называются товарами Гиф­фена (рис.13). Это – низшие товары. Для них влияние эффекта дохо­да сильнее влияния эффекта замещения. Кривая спроса этих товаров напоми­нает типичную кривую предложения.

Обычно так ведет себя потребитель по отношению к дешевым товарам повседневного потребления (картофель, крупа, рис и др.), если доходы потребителя низкие или если они стремительно падают.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: