Кривая безразличия и бюджетная линия

Тема 4. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия)

Потребительское поведение. Полезность. Закон убывающей предельной полезности

2. Кардинализм и ординализм – направления теории предельной полезности.

Кривая безразличия и бюджетная линия.

1.Потребительское поведение это процесс принятия потребителем решения по поводу того, какие товары и в каком количестве ему следует покупать в соответствии с собственными доходами и существующими рыночными ценами.

Известно, что доходы оказывают непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров и услуг. Повышение цены на товар ограничивает закупки потребителя. В результате – снижается спрос. В этой главе будут рассмотрены другие факторы, воздействующие на решение потребителя: как он осуществляет выбор в рамках фиксированного бюджета.

Каждый потребитель обладает самостоятельностью в выборе того или другого товара, т.е. обладает «суверенитетом» потребителя. Это право он осуществляет в условиях свободного потребительского выбора. В рыночных условиях никто не решает за потребителя, какие товары из предлагае­мых ему приобретать, а какие – нет. Ограничение свободы потреби­тельского выбора со стороны отсутствует – таково основное допущение для анализа потребительского поведения. Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода, или бюджетное ограничение. Покупатель вынужден выби­рать, куда тратить свой доход: либо на еду, либо на одежду, либо на другие нужды. Потребности людей безграничны, а доходы ограниченны. В связи с этим потребитель выбирает те товары и услуги, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках имеющихся доходов. Выбор должен быть рациональным, т.е. с максимальным результатом при имеющихся ограниченных возможностях.

Главным движущим фактором потребительского поведения является по­лезность товара.

Термин «полезность» (utility) впервые был введен в научный оборот английским философом И. Бентамом (1748-1832). А. Смит провел различие между «ценностью» (полезностью) в потреблении и «ценностью» в обмене. У. Джевонс (1835-1882) указал на связь между полезностью и ценой. Главным фактором потреби­тельского выбора маржиналисты объявили полезность того или иного товара.

Полезность – это степень удовлетворения потребностей от использова­ния товаров и услуг.

Немецкий экономист Г.Г. Госсен (1810-1859) создал теорию потребления, которая состоит из двух законов. Труд его датируется 1854 г.

Первый закон Госсенапервоначально получил название «закон насы­щения потребностей», а затем – «закон убывающей предельной полезности». Он гласит, что по мере удовлетворения какой-либо потребности степень на­слаждения падает и на известном пределе доходит до нуля в точке полного на­сыщения.

Второй закон Госсенаутверждает, что при невозможности удовлетво­рить все потребности полностью для получения максимума наслаждений не­обходимо прекратить их удовлетворение на том уровне, на котором интенсив­ность наслаждений от потребления стала одинаковой.

Каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение каж­дого вида продуктов, принесет одинаковую предельную (добавочную) полез­ность.

Полезность – это субъективное ощущение: что полезно для одного чело­века, может быть абсолютно бесполезно для другого. Полезность определен­ного продукта будет неодинаковой для разных людей. Полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.

Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность – это удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора товаров или услуг. Она будет возрастать с приобрете­нием дополнительной единицы товара или услуг. Дополнительная единица или каждая последующая единица образует понятие «предельная полез­ность», т.е. приносит меньшую полезность, чем предыдущая.

Термин «предельная полезность» стал использоваться в период «маржинальной революции» в 1870-е годы. Впервые был употреблен немецким экономистом Ф. Визером. Он соответствовал термину «конечное использование». Понятие «предельная полезность» применялось для точного определения процесса убывания полезности товара или услуги. С ростом потребляемого ко­личества товара предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, а общая полезность увеличивается. На этой основе сформулирован закон убывающей предельной полезности. Суть его в том, что по мере увеличения количества потребляемого блага полезность каждой до­полнительной единицы блага падает. Эффект снижающейся полезности про­слеживается при покупке всех товаров.

Английский экономист У. Джевонс выдвинул упорядоченную кон­цепцию предельной полезности, в которой обосновал, что именно предельная полезность, а не общая полезность диктует рыночную цену товара.

Разница между общей полезностью товара и его рыночной ценой была обозначена как «по­требительский излишек». Эта разница возникает как результат действия закона убывающей предельной полезности, если исходить из того, что потребитель тратит од­но и то же количество денег за единицу товара, от первого и до последнего. Все предыдущие единицы оцениваются выше, чем последняя. В итоге по­требитель получает излишек полезности на всех предыдущих единицах товара, кроме последней. Следовательно, в теории потребительского поведения для принятия конкретных решений важна не полезность, а предельная полезность товара или услуги.

Разница между физической выгодой от реализации опреде­ленного количества товара и минимальной суммой, которую производитель готов потратить на изготовление данного количества товара, есть излишек производителя.

Принцип максимизации полезности. Сущность этого принципа состоит в том, что полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, будет такой же, как и от израсходованных денег на потребление всего набора товаров. Другими словами, покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, израсходованную на один товар, не станет равной предельной полезности в расчете на денежную единицу, израсходованную на другой товар. Если обозначить предельную полезность единицы товара А через МИА, а цену – через РА, предельную полезность единицы товара В через МИВ, а его цену через РВ, то вышесказанное можно выразить формулой:

.

Потребительское равновесие достигается тогда, когда предельные полезности определенных товаров равны их ценам. Общая полезность будет зависеть от дохода и цены, и она будет постоянной, т.е. не увеличится при данном доходе и цене.

Предельная полезность тем меньше, чем больше денег у потребителя. Если, например, цены двух благ А и В будут соответственно 10 и 5, то предельные полезности этих благ должны составлять соотношение 10:5:

.

Уравнение может быть преобразовано следующим образом:

.

Теория предельной полезности утверждает, что при покупке определенного количества товара не всегда происходит эквивалентный (равноценный) обмен. Довольно часто потребитель оказывается в выигрыше, называемом излишком потребителя.

2.Принципы потребительского поведения. Кардинализм и ординализм

В зависимости от способа оценки полезности и возможности измерения единицы ее полезности образовались два направления теории предельной полез­ности: кардинализм и ординализм.

Кардинализм. Это направление сформулировали идеи А. Маршалла, Д. Робертсона и др. Они утверждали, что полезность можно выразить в денежных единицах. Для этого они ввели понятие об условных единицах полезности – ютилях (англ. utility – полезность), выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага.

Общая полезность и предельная полезность, выражаемые в ютилях, показаны в табл. 1 и на рис. 1 и 2.

Таблица.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: