Тема 4. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия)
Потребительское поведение. Полезность. Закон убывающей предельной полезности
2. Кардинализм и ординализм – направления теории предельной полезности.
Кривая безразличия и бюджетная линия.
1.Потребительское поведение – это процесс принятия потребителем решения по поводу того, какие товары и в каком количестве ему следует покупать в соответствии с собственными доходами и существующими рыночными ценами.
Известно, что доходы оказывают непосредственное влияние на спрос, а цены – на количество покупаемых товаров и услуг. Повышение цены на товар ограничивает закупки потребителя. В результате – снижается спрос. В этой главе будут рассмотрены другие факторы, воздействующие на решение потребителя: как он осуществляет выбор в рамках фиксированного бюджета.
Каждый потребитель обладает самостоятельностью в выборе того или другого товара, т.е. обладает «суверенитетом» потребителя. Это право он осуществляет в условиях свободного потребительского выбора. В рыночных условиях никто не решает за потребителя, какие товары из предлагаемых ему приобретать, а какие – нет. Ограничение свободы потребительского выбора со стороны отсутствует – таково основное допущение для анализа потребительского поведения. Главным ограничением для любого потребителя является размер его дохода, или бюджетное ограничение. Покупатель вынужден выбирать, куда тратить свой доход: либо на еду, либо на одежду, либо на другие нужды. Потребности людей безграничны, а доходы ограниченны. В связи с этим потребитель выбирает те товары и услуги, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках имеющихся доходов. Выбор должен быть рациональным, т.е. с максимальным результатом при имеющихся ограниченных возможностях.
|
|
Главным движущим фактором потребительского поведения является полезность товара.
Термин «полезность» (utility) впервые был введен в научный оборот английским философом И. Бентамом (1748-1832). А. Смит провел различие между «ценностью» (полезностью) в потреблении и «ценностью» в обмене. У. Джевонс (1835-1882) указал на связь между полезностью и ценой. Главным фактором потребительского выбора маржиналисты объявили полезность того или иного товара.
Полезность – это степень удовлетворения потребностей от использования товаров и услуг.
Немецкий экономист Г.Г. Госсен (1810-1859) создал теорию потребления, которая состоит из двух законов. Труд его датируется 1854 г.
Первый закон Госсенапервоначально получил название «закон насыщения потребностей», а затем – «закон убывающей предельной полезности». Он гласит, что по мере удовлетворения какой-либо потребности степень наслаждения падает и на известном пределе доходит до нуля в точке полного насыщения.
|
|
Второй закон Госсенаутверждает, что при невозможности удовлетворить все потребности полностью для получения максимума наслаждений необходимо прекратить их удовлетворение на том уровне, на котором интенсивность наслаждений от потребления стала одинаковой.
Каждая последняя денежная единица, затраченная на приобретение каждого вида продуктов, принесет одинаковую предельную (добавочную) полезность.
Полезность – это субъективное ощущение: что полезно для одного человека, может быть абсолютно бесполезно для другого. Полезность определенного продукта будет неодинаковой для разных людей. Полезность меняется с увеличением количества потребляемой продукции.
Различают общую и предельную полезность.
Общая полезность – это удовлетворение, получаемое от потребления определенного набора товаров или услуг. Она будет возрастать с приобретением дополнительной единицы товара или услуг. Дополнительная единица или каждая последующая единица образует понятие «предельная полезность», т.е. приносит меньшую полезность, чем предыдущая.
Термин «предельная полезность» стал использоваться в период «маржинальной революции» в 1870-е годы. Впервые был употреблен немецким экономистом Ф. Визером. Он соответствовал термину «конечное использование». Понятие «предельная полезность» применялось для точного определения процесса убывания полезности товара или услуги. С ростом потребляемого количества товара предельная полезность каждой дополнительной единицы уменьшается, а общая полезность увеличивается. На этой основе сформулирован закон убывающей предельной полезности. Суть его в том, что по мере увеличения количества потребляемого блага полезность каждой дополнительной единицы блага падает. Эффект снижающейся полезности прослеживается при покупке всех товаров.
Английский экономист У. Джевонс выдвинул упорядоченную концепцию предельной полезности, в которой обосновал, что именно предельная полезность, а не общая полезность диктует рыночную цену товара.
Разница между общей полезностью товара и его рыночной ценой была обозначена как «потребительский излишек». Эта разница возникает как результат действия закона убывающей предельной полезности, если исходить из того, что потребитель тратит одно и то же количество денег за единицу товара, от первого и до последнего. Все предыдущие единицы оцениваются выше, чем последняя. В итоге потребитель получает излишек полезности на всех предыдущих единицах товара, кроме последней. Следовательно, в теории потребительского поведения для принятия конкретных решений важна не полезность, а предельная полезность товара или услуги.
Разница между физической выгодой от реализации определенного количества товара и минимальной суммой, которую производитель готов потратить на изготовление данного количества товара, есть излишек производителя.
Принцип максимизации полезности. Сущность этого принципа состоит в том, что полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, будет такой же, как и от израсходованных денег на потребление всего набора товаров. Другими словами, покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчете на одну денежную единицу, израсходованную на один товар, не станет равной предельной полезности в расчете на денежную единицу, израсходованную на другой товар. Если обозначить предельную полезность единицы товара А через МИА, а цену – через РА, предельную полезность единицы товара В через МИВ, а его цену – через РВ, то вышесказанное можно выразить формулой:
|
|
.
Потребительское равновесие достигается тогда, когда предельные полезности определенных товаров равны их ценам. Общая полезность будет зависеть от дохода и цены, и она будет постоянной, т.е. не увеличится при данном доходе и цене.
Предельная полезность тем меньше, чем больше денег у потребителя. Если, например, цены двух благ А и В будут соответственно 10 и 5, то предельные полезности этих благ должны составлять соотношение 10:5:
.
Уравнение может быть преобразовано следующим образом:
.
Теория предельной полезности утверждает, что при покупке определенного количества товара не всегда происходит эквивалентный (равноценный) обмен. Довольно часто потребитель оказывается в выигрыше, называемом излишком потребителя.
2.Принципы потребительского поведения. Кардинализм и ординализм |
В зависимости от способа оценки полезности и возможности измерения единицы ее полезности образовались два направления теории предельной полезности: кардинализм и ординализм.
Кардинализм. Это направление сформулировали идеи А. Маршалла, Д. Робертсона и др. Они утверждали, что полезность можно выразить в денежных единицах. Для этого они ввели понятие об условных единицах полезности – ютилях (англ. utility – полезность), выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага.
Общая полезность и предельная полезность, выражаемые в ютилях, показаны в табл. 1 и на рис. 1 и 2.
Таблица.1