Происхождение, расселение и формирование карачаевцев

Карачаевцы являются коренным народом республики, проживают почти во всех населенных пунктах КЧР, а также в Кисловодске, некоторых других городах и селениях Кавказских Минеральных вод Ставропольского края. За пределами России карачаевцы проживают в Турции, Сирии, Иордании, США, это потомки карачаевцев вынужденных эмигрировать в период кавказской войны. По неофициальным данным за рубежом насчитывается 50 тыс. карачаевцев. В России более 200 тысяч карачаевцев, в Средней Азии и Казахстане 10 тыс. чел., оставшихся после депортации.

По вероисповеданию карачаевцы мусульмане-сунниты. По антропологическому типу карачаевцы относятся к кавкасионскому европеоидной расы, уходящей своими корнями в IV тыс.до н.э. Ярче всего о древнекавказской основе свидетельствует антропология. В академической науке давно установленным фактом является то, что к кавкасионскому типу европеоидной расы относятся карачаево - балкарцы, ингуши, чеченцы, сваны и осетины.

Самоназвание карачайлы, обращаются друг к другу говоря алан. По поводу происхождения названия Карачай существует около 80 версий, но наиболее распространенное – от названия реки Кубань – Кобан. Этноним «Карачай» происходит от первичного гидронима «Кара чай», означающий великая река, а затем, как область проживания народа стал его этнонимом «карачайлы». Одним из средневековых названий Кубани, зафиксированных Абри ле ла Мотрэ (1711 г.) было «Кара-Кобан» - сильная, могучая, вздымающаяся река.

Как пишет Алексеев В.П.: «кавксионская группа популяций, занимающая центральные предгорья Главного Кавказского хребта.., сформировалась без участия северных элементов на той же территории, которую она занимает и в настоящее время, в результате консервации антропологических особенностей древнейшего населения, восходящего к эпохе неолита или верхнего палеолита и относящегося к палеоевропейскому типу европеоидной расы». Основные характеристики представителей кавкасионского типа: «высокий рост, массивность черепа, широкое лицо, нос часто с горбинкой, прямой или опущенный кончик носа… отличаются более обильным ростом бороды и более светлой пигментацией по сравнению с другими кавказскими народами, подавляющее число светлых волос и глаз у жителей горских групп Кавказа является результатом повышенной солнечной активности и радиации в горах», - как пишет известный адыгский историк Бетрозов Р.Ж.

Лингвистическая классификация: карачаево-балкарский язык относится к урало-алтайской языковой семье, которая делится на 3 ветви.

Карачаево-балкарский язык относится к 1 – тюрко-монгольской, которая в свою очередь подразделяется на восточнохуннскую и западнохунскую языковую группу. Карачаево-балкарский язык относится к западнохуннской языковой группе, кроме них в нее входят языки чуваш, казахов, узбеков, туркмен, татар, башкир.

Данные антропологии, археологии, этнографии, фольклора свидетельствуют о том, что древними предками карачаево-балкарского народа являются автохтонные кавказские племена, которые явились субстратом – этническим фундаментом, на основе которого происходило формирование народа. Об этом свидетельствуют их физический тип, внешний облик, способы ведения хозяйства, жилища, пища, материальная и духовная культура.

В течение XXV-IV вв. до н.э. автохтонное население на территории расселения племен кавкасионского антропологического типа было представлено тремя последовательно сменявшими друг друга общностями, условно называемыми «майкопцы», «северокавказцы» и «кобанцы». Эти этнокультурные общности не только последовательно сменяли друг друга, но и были генетически связаны между собой. Сменяя друг друга носители этих культур и стали прямыми предками современных карачаево-балкарцев.

Племена меднокаменного века – носители так называемой «макопской культуры», которая сформировалась под влиянием горнокавказской и степной культур, для нее характерен прогресс в производстве предметов быта, оружия, украшений, (каменные мотыги, стрелы, топоры, медно-бронзовые украшения)

Майкопская культура сформировалась под влиянием северян-степняков переместившихся на Северный Кавказ из Волжско-Уральского региона, а отсюда далее – в Переднюю Азию, о чем свидетельствуют находки южного происхождения артефактов бусы из минералов, которых нет в природе Кавказа бирюзы, лазурита, сердолика, халцедона, а также раковин каури заменители денег. Эти вещи попали на Кавказ из Месопотамии с греч. «Междуречье»), также Двуречье — область в среднем и нижнем течении рек Тигр и Евфрат (в Западной Азии).

В погребальной обрядности предков майкопцев распространен обычай делать над погребением каменные выкладки в виде круга – кромлехи – солярный символ. Но на погребениях предков наблюдаются и лунарные выкладки (в виде полумесяца каменные выкладки, что говорит о культе спутницы солнца луны. К майкопской эпохе относится и часть каменных идолов, обнаруженных на Центральном Кавказе, т.е. в этот период предки современных карачаево-балкарцев стали высекать монументальный образ человека - антропоморфные каменные стелы. К этому же периоду относится и появление мотива и небесной ладье отразившиеся на погребальных выкладках позднемайкопских курганных памятников, а также изображения на керамике и бронзовых изделиях. В фольклоре встречаемся с противостоянием орлицы и змеи, орел поднимает героя Сосрука из подземного мира, эта триада зафиксирована у тюрков Алтая и Саян. Параллели между Кавказом и Месопотамией прослеживаются в мифах о небесном быке, обнаружены фигурки золот и сереьр. Бычков нанизанных на трубочки, парные изображения собак (на царском мавзолее из Кяфарского городища.

Носители дольменной культуры, названной так по обряду захоронения в дольменах (наземный склеп), памятники которых зафиксированы от Кяфара до Гиляча и севернее, расселились в предгорно-равнинных районах Центрального Предкавказья, где и ассимилировали с майкопцами. Отсюда смешение в обряде погребения, когда дольмены влезли под майкопские курганы. Закату майкопской культуры способствовало влияние более отсталой культуры степных племен ямников и катакомбников.

Северокавказцы и вновь условное название. Северокавказская преемница майкопской, ей свойственен обряд захоронений в каменных ящиках (курганы у г. Усть-Джегута, У х. Дружба, аула Адыге-Хабль). Сменяя друг друга эти носители этих культур и являются прямыми потомками современных карачаево-балкарцев. Северокавказская культура представлена подкурганными погребениями от р. Терек до р. Лабы. Северокавказская культура является преемницей «Майкопской», в типах 1 - погребальных сооружений (структура насыпи укрепления в виде каменных колей – кромлехов). 2 – в деталях погребального обряда южная ориентировка, сильная скорченность (утробное положение), окрашенность костей краской охра. Весь инвентарь практически майкопский.

Существенное влияние на северокавказскую культуру оказали «катакомбники» (грунт склеп с ведущим к нему дромосом – коридор). Памятники катакомбников XVI-XIV вв. до. н.э. исследованы у г. Усть-Джегута, у с. Холоднородниковское, у ст. Суворовской, у по Былым (балкария). Часть предков карачаево-балкарцев смешалась с ними, часть вынуждена отступить в горы.

Кобанская эпоха. Преемницей северокавказской культуры, является «кобанская» – блестящая и богатая культура. Существовавшая на Северном Кавказе в XII-IV вв до н.э. стала известна в результате раскопок. Она распространена на огромной территории высокогорий, предгорий, и равнин Центральном и западном Кавказе. Свое название культура получила по месту находки ярких памятников культуры кобанской эпохи бронзового - начала железного века, в с. Верхний Кобан в Осетии. Ее носители занимали пространство от Северного Дагестана на востоке до верховий Урупа на западе.

Кобанцы относятся к коренному субстрату в этногенезе карачаево-балкарцев, ингушей, чеченцев и осетин. Исследователи выделяют три варианта Кобанской культуры: западный (КЧР), Центральный (восточная часть КБР, Северная и Южная Осетия, Ингушетия) и Восточный (Чечня и прилегающая к ней часть Дагестана). Кобанская культура является преемницей северокавказской, что подтверждается в традиционности форм отдельных предметов – кинжалов и булавок, в элементах гончарных изделий, в приемах сооружения погребальных камер. У населения западного варианта культуры отмечается разнообразие погребальных сооружений в т.ч.- типичные каменные ящики из больших плит с каменными выкладками над ним; - бескурганные каменные ящики с комбинированной кладкой стенок из больших и мелких плит, уложенных плашмя; - грунтовые могилы, перекрытые плитами; - гробницы из булыжника; - редко подкурганные каменные ящики. Традиции подобных погребальных ооружений (в каменных ящиках, сложенных и перекрываемых из обработанных или естественных каменных плит) имеют древнюю историю и связаны с предыдущими культурами, начиная с эпохи ранней бронзы. Трупоположение встречается боковое скорченное, на спине, вытянутое, иногда с подогнутыми ногами, ориентировка головой на север, северо-запад. В качестве сопроводительного инвентаря типично размещение больших сосудов в ногах покойника и миски, сосуда для питья перед лицом. Погребения карасукцев также производились в каменных ящиках, сложенных из плит. Ареал распространения погребений в каменных ящиках, аналогичный кавказским довольно широк: Южная Сибирь, Центральная Азия, Алтай, Северный Китай, Якутия.

«Кобанцы» изготавливали изделия из бронзы и железа, развивалось скотоводство и земледелие, именно в «кобанский» период сформировался самый древний пласт нартского эпоса, а также завершается процесс сложения субстрата карачаево-балкарского народа. С этого периодов материальной культуре карасаево-балкарского народа сохранились могилы с прямоугольными и овальными выкладками из крупных камней. Предметы кобанской эпохи исследованы у с. К-Джюрт, Учкулан, Теберда, Сары-Тюз, Индыш, оружие, орудия труда, украшения.

В материальной и духовной культуре карачаево-балкарского народа прослеживаются связи с далекой Кобанской эпохой. Сходство в форме погребальных сооружений, когда над могилами делали прямоугольные или овальные выкладки из крупных камней. Такие могильники XVII в. имеются у аулов Карт-Джурт, В. Чегем. Промежуточным звеном в переходе к погребению по канонам мусульманства являются могильники V-VII вв. у с. Кызыл – Кала и Донгатское погребение у с. В. Чегем.

И сегодня орнаментальные мотивы характерные для кобанцев: бегущая спираль, заштрихованные треугольники, изображение стилизованной бараньей головы – встречаются на войлоках, на поясах.

С начала I тысячелетия до н.э. начинается активное проникновение кочевых племен в Центральное Предкавказье и смешение их с автохтонным населением.

На рубеже VIII-VII в. до н.э. на Северный Кавказ начинают вторгаться скифские племена. Впервые на смену многим населявшим Северный Кавказ прежде народам, безвозвратно исчезнувшие имена которых заменяют ныне условные наименования археологических культур, на историческую арену выходят могущественные кочевые племена, само название которых, отложившись в десятках письменных источников, дошло до наших дней. Скифы были не только варварами (как их называли греки), разрушителями многих городов и цивилизацией – они оказались создателями весьма высокой для того времени культуры. Благодаря внутренним связям и сношениям с миром древнейших цивилизаций скифы выделились среди кочевых народов Евразии, заняв при этом одно из первых мест по уровню развития экономики, глубине социальной дифференциации, политической сплоченности, военной мощи и культурному развитию. Кроме того, они оказались посредниками в распространении греческой цивилизации на территории нашей страны.

Начальное проникновение скифов на Северный Кавказ фиксируется, прежде всего, по находкам наиболее архаических удлиненно-ромбических, бронзовых двухлопастных наконечников стрел скифского типа и погребальных комплексов. Эти комплексы археологически отражают факт встречи местного доскифского населения и пришельцев с востока. К числу этих комплексов относятся, прежде всего, погребения у хут. Кубанского, погребения у Лермонтовского могильника в Пятигорье, а также, вероятно комплекс из ст. Махошевской в Прикубанье. Суммарно они датируются первой половиной - серединой VII в до н.э.

Таким образом, именно начало VII в. до н.э. – время появления скифов на территории Северного Кавказа. Тем более скифы впервые упоминаются в анналах Асархаддона, датируемых 70-ми годами VII в. до н.э. Отсюда следует, что севернее Главного Кавказского хребта они должны были появиться на несколько десятилетий раньше.

Именно с этого времени мы можем употреблять термин «скифы» в отношении кочевого населения, обитавшего на просторах Северного Кавказа и Причерноморских степей, а также обладавшего вполне определенной скифской культурой. Изучение археологических памятников Северного Кавказа дает основание предположить, что центр скифского политического объединения в эпоху переднеазиатских походов и сразу после их окончания находился в степях Прикубанья и Северного Кавказа.

Памятники скифов известны возле х. Дружба (погребение мужчины с конем), у а. Жако, у с. Кызыл-Кала, в Домбае, Малокарачаевском районе.

В Библии имя скифов звучит как Ашкузы, что является небольшим семитским искажением имени тюркского племени Ас-киши. Недаром арабские авторы IX века, например Хварезми, называли Скифию страной тюрков, страной Ас-киши или тогузогузов. Таким образом, Библия зафиксировала древнетюркское племя скифов, как Ашкузы. Выступающее в этом этнониме слово аc также является тюркским и означает сбиваться с пути, бродить, т. е. кочевать. Важно учитывать, что от этого имени древние греки первоначально выводили и географический термин Азия и поначалу локализовали ее именно в Прикубанских степях Предкавказья. Вероятно, это происходило от того, что древнегреческие авторы были осведомлены о распространении древних кочевых племен (асов) в эти регионы.

Многие русские и советские исследователи выявляют уникальные скифо - тюркские параллели в языке, фольклоре, идеологических воззрениях. Прекрасной иллюстрацией этого факта являются слова Ф. Брауна: «Характеристика их внешнего вида и образа жизни не оставляют никаких сомнений в том, что в лице аргипеев мы имеем дело с тюркской народностью, даже если бы Геродот не сохранил нам древнейшее дошедшее до нас тюркское слово «АСХИ». Очень важно, что при этом он ссылается на мнение таких ученых, как К. Мюлленгоф, В. Томашек, и др., которые связывали это слово с тюркским термином – «ачи» (горький).

Участвуя в дискуссии по основным проблемам современной скифологии, антрополог и историк В.П. Алексеев также отметил несомненное сходство скифов по своим антропологическим признакам с местным населением эпохи бронзы.

Скифское наследие в Карачае прослеживается и по сей день – это популярнейшие среди карачаево-балкарцев игры и состязания. В народной астрономии сохраняется сюжет скифского мифа о том, что с неба на землю упали четыре золотых предмета – плуг, ярмо, секира и чаша, имеющие свои аналоги на звездном небе. У карачаевцев и балкарцев созвездие Малой Медведицы называется Мырытла. Мырыт – лемех, сошник. Созвездие Ориона именуется Гидала. Гида – обоюдоострый топор, секира. Группа из семи звезд в созвездии Северной Короны называется Чемючле, а чемюч – это чаша. Созвездие Весов карачаевцы именуют Боюнсхала. Боюнсха – ярмо.

К скифо-сарматской эпохе восходит и «культ зеркала».

Между верованиями скифов и тюркских народов можно провести определенные параллели. У тюрков-кочевников начала I тыс. н.э. сохранилась «скифская триада» - определенная форма вооружения – акинак, небольшой лук и стрелы с бронзовыми литыми наконечниками, шлем кубанского типа. Триада дополняется традицией курганного захоронения, типами орудий труда, зеркал, атрибутов культа.

Ко II в. до н. э., когда началась «сарматская эпоха» уже существовало новое этническое образование – результат смешения кочевников – скифов с потомками кобанцев.

Начиная с II в. до н.э., степи Северного Кавказа прочно освоены сарматами, возвысившимися над скифскими племенами и опустошившими значительную часть Скифии.

В I в н. э. на страницах исторических хроник впервые появилось имя народа «аланы». Близ северо-восточных границ Римской империи, на равнинах между Аралом, Дунаем и Кавказским хребтом и там, где испо­кон веков кочевали скифские и сарматские племена, возникло новое мощное военно-политическое объединение. Имя алан, которых уже римский писатель I в Лукиан называет «суровыми и вечно воинственными», быстро стало известно на Западе и на Востоке и полторы тысячи лет привлекало внимание древних писателей и историков.

После войны между сарматскими племенами сираков и аорсов, в 49 г. аланы возвысились над племенами сарматского круга в Центральном Предкавказье, стали доминировать в равнинной, а затем и в предгорной части Северного Кавказа. Они пришли не в пустыню, а к предкам современных карачаево-балкарцев. Аланы и асы на исторической арене появляются одновременно и примерно в одних и тех же районах, где ранее обитали скифы и сарматы. У Аннея Лукана и Сенеки повествуется, как в 65 году до н.э. Помпей при своих походах в Закавказье сталкивается с аланами. На рубеже двух эр Дионисий соединяет алан с даками в устье Дуная. Страбон в 18 году н.э. писал, что «самые северные племена, занимающие равнины между Танаисом и Борисфеном, называются роксоланами». В 72 году н.э. Плиний также размещал аланов «подле роксоланов к северу от устья Дуная» Кроме того, он говорил, что «к северу от Истра вообще все племена считаются скифскими», и среди них перечислял аланов и роксоланов.

Поэт I века н.э. Валерий Флакк помещает аланов на Кавказе, рядом с гениохами (т.е. кучерами). Он же называет их правителя по имени Анавси (очень близкое к карачаево – балкарскому Оноучи – руководитель, советник, распорядитель). Современник Флакка и коллега по перу Лукан писал, что боспорский царь Левканор был женат на аланке по имени Мастира, братья которой жили в Алании.

Письменные источники – античный автор I в. Лукиан, Сенека, Валерий Флакк, Плиний Секунд, Иосиф Флавий впервые упоминают алан. Во II в. Китайские источники – упоминают приаральских алан. Римский писатель Аммиан Марцеллин (IV в.), Менандр Византиец (VI в.), Прокопий Кессарийский (VI в.), сирийский автор VI в. Захарий Ритор или как его еще именовали – Метиленский пишут об аланах, обитающих на Северном Кавказе, и перечисляют их: авгар, сабир, бургар, алан, куртаргар, авар, хазар, эфталит. Т.е. аланы термин собирательный – это союз племен, объединенных под одним названием.

«Армянская география» VII в. упоминает об аланах, которые в этот период вошли в состав Великого Хазарского Каганата – крупнейшей империи Юго-Восточной Европы. В IV в. империя гуннов во главе с Атиллой занимала пространства от Байкала до Дуная, от Предгорий Кавказа до Скандинавии. Значительная часть алан составляла основу гуннского войска. По сообщению Аммиана Марцеллина гунны и аланы были кочевниками, находившимися в IV в. примерно на одном уровне социально-экономического и культурного развития, которое может быть оценено как заключительный этап военной демократии. Сказанное существенно потому, что объясняет ту легкость, с которой часть алан вступила в союз с гуннами и вместе с ними двинулась дальше на запад. Движущие стимулы и цели были одни.

Часть алан ушла с гуннами на запад и дошла до Франции, Испании, и Африки. На территории современного Алжира, Марокко и Туниса ими было создано Алано-Вандальское государство. Оставшиеся после нашествия гуннов аланы приходят в себя, обустраиваются большей частью в горах от Лабы на западе до Аргуна и Сунжи на востоке.

Во второй половине VI в. Северный Кавказ попадает под контроль империи Тюркитов – Великий Тюркский Каганат, простиравшийся от Черного моря до Тихого океана. С VII по X в. Алания входила в Хазарский каганат, занимавший весь юго-восток Европы. Хазар заинтересовал Северный Кавказ выгодностью своего положения – здесь проходили ответвления Великого Шелкового пути.

В VIII в происходит массовая миграция из предгорий Центрального Предкавказья в район бассейна Среднего и Нижнего Дона, аланы уходят и из Кисловодской котловины. Вторая часть алан переселена (вероятно, при содействии хазар) в низовья Кубани, они обязаны были защищать низовье Кубани и западные границы каганата со стороны Черного и Азовского морей. Третья часть переселена на юг от Предкавказья, т.е. призвана контролировать перевалы в Закавказье.

Алано-болгаро-хазарская культура получившая название Салтаво-маяцкой была распространена на обширной территории от верховий Дона и Донца на севере., до предгорий Северного Кавказа на юге., от Восточного Крыма на западе до степей Поволжья на востоке. XI-XIII вв. – расцвет Аланского царства.

Несмотря на то, что это царство в разные периоды своей истории входило в состав великих империи, оно продолжало в некоторой степени сохранять независимую государственность. Генетически сложившаяся привычка мыслить масштабно, имперскими категориями, определили особенности менталитета народов, в чей этногенез вошла толика крови алан.

Поражает внимание, уделявшееся аланам двором Константинополя в X в. Об этом повествует сочинение Константина Багрянородного «Церемонии византийского двора». Отсюда мы можем видеть, с кем Ви­зантия X в. находилась в сношениях и как высоко она ставила правителей соседних стран. Согласно Константину, аланскому властителю по­сылались грамоты с золотой печатью достоинством два солида, и он имено­вался «духовным сыном» императора. Наряду с Аланией таких грамот удостаивались Армения и Болгария, а в списке государств Алания зани­мает почетное место выше Абхазии, Хазарии и Руси. Согласно «церемониям», авазги. иверийцы, албанцы и другие властители кавказских народов получают от императора приказы, и «только властитель Алании трактуется как самостоятельный государь».

К началу Х в. аланы принимают христианство. Миссионерская деятельность греков началась в первое патриарше­ство Николая Мистика (901-907 гг.) и продолжалась во второе его патриаршество до 925 г. Дать процессу христианизации алан однозначную оценку невозможно: с одной стороны, правящие верхи страны и их ближайшее окружение были крещены, учреждена Аланская митрополия, началось церковное строительство, с другой стороны, совершенно очевидно, что внедрение христианства в народных массах встретило сопротивление и не пустило в них глубоких корней. Планы обращения алан в христианство созрели в Константинополе только между 912-914 гг., а интенсивная переписка Николая Мистика с миссионерами относится к 914-918 гг. Первая миссия в Аланию была послана между 901-902 и 906-907 годами и находились проповедники на Северном Кавказе не менее 6 лет, так как письмо 79 Николая Мистика, отправленное в Аланию, датируется учеными примерно 912 годом. По описывавшейся переписке между Константинополем и Аланией можно уточнить время принятия христианства в качестве государственной религии. В письме 51 Николая Мистика есть указание на то, что крещен сам правитель Алании. С. Н. Малахов и Л. Вестеринк датируют письмо 914-916 г.

При завоевании Алании монголами речь об истреблении не шла, речь – о присоединении алан и их территории к державе Чингизидов. Аланское купечество занимало видное место в ордынском торговом сословии, аланские кварталы, аланские полководцы и воины одна из боеспособных сил Золотой Орды. После разгрома в 1396 г. войсками Тамерлана царство прекратило существование, часть населения истреблена, часть угнана в рабство на Восток, оставшиеся в живых объединились в малое государственное объединение Карачай. При князе верховном правителе содержалась дружина, действовал совет Тере, который состоял из уважаемых людей. Орган был выборный, управлял всеми житейскими и военными делами, закреплял и узаконивал народные традиции и обычаи, меры наказания и поощрения.

О существовании гуннов стало известно из китайских источников под названием сюнну. В центрально-азиатских степях нет никаких источников формирования этнокультурного облика гуннов ни во II, ни в III тыс. до н. э., а гунны появляются неожиданно в III веке до н. э., уже в виде вполне сформировавшегося государственного объединения во главе с царем, военачальниками, административно-военными структурами.

Скорее всего, гунны сформировались на базе тех самых древних ямно-афанасьевских племен, проникавших в глубины Центральной Азии с Волго-Уральского междуречья. Именно поэтому они позднее так часто направляли свои военные походы именно в эти районы, т. е. на древнюю прародину.

Иначе трудно научно оправдать тот молниеносный скачок гуннов III века до н. э. через всю пестро населенную евразийскую зону, который уже в I веке до н. э. позволил им властвовать над всем Прикаспием, как повествует Дионисий Периегет, а тем более образовать государство в Приморском Дагестане, распространиться вплоть до Дуная, организовать и там державу Аттилы, громить Римскую империю. Все эти вопросы порождают множество сомнений. История ранних гуннов и их происхождение нуждается в дальнейших исследованиях.

Имя этого народа оказалось долговечнее чем сам народ, оно широко известно, несмотря на то, что носители его исчезли полторы тысячи лет назад. «...Гуннов никто не уничтожал, - писал Л.Н.Гумилев.- Был не геноцид, а рассеяние (дисперсия) с последующим преображением поведенческих стереотипов. Иными словами, потомки разбитых гуннов вошли в состав болгар и антов (славян), поволжских угров, что породило этнос чувашей и прикавказских аланов; не менее вероятно, что отдельные гуннские удальцы могли найти приют у тюрингов и даже франков. Таким образом, потомки гуннов уцелели в достаточном числе, но этническая система распалась, так как оборвались связи и традиции. Это и есть конец этноса».

Как же происходило это рассеяние, на которое добровольно не согласится ни один этнос, и к чему оно привело. В период правления династии Хань Китай стремился к гегемонии над всей Азией, но для этого нужно уничтожить соседа, который маневрен, техничен, и знаком с китайским боевым искусством на практике.

Держава Хунну сопротивлялась Китаю до 155 года. Хунны боролись за свою свободу в соотношении один хунн против 20 китайцев. К тому же шла война экономическая, дипломатическая. Применялись методы культурного обольщения (зерно, шелк, выпечка, благовония, ювелирные изделия), все то, что так привлекало их жен, дочерей. При ханьском дворе была разработана специальная стратегия искушения хуннов:

1. Дать хуннам дорогие ткани и колесницы, чтобы испортить их глаза.

2. Дать вкусную пищу, чтобы закрыть рты.

3. Усладить номадов (кочевников) музыкой, чтобы закрыть уши.

4. Построить величественные здания, хранилища для зерна и подарить рабов, чтобы успокоить их желудки.

5. Поднести богатые дары и оказать особое внимание тем племенам хунну, которые примут китайский протекторат. И еще одно – алкоголь, который сделает свое дело.

В I веке все эти процессы раскололи державу хунну, одна часть смирившись, подчинилась сладкоречивому соседу, другая – с боями отступала на запад. Вот как описывают источники их отступление: «Теряя обозы и женщин, кучка разбитых хуннов оторвалась от преследователей и добралась до Волго-Уральского междуречья». На адаптацию потребовалось 200 лет, после чего гунны были уже не кучкой, а стали грозной силой, сохранив воинственный и свободолюбивый дух. Переход из Азии до Волги произошел за 2-3 года, т.е. хунны ежедневно в продолжение трех лет, ведя бои с преследующим противником, должны были одолевать 26 км. Гунны не имели уже обозов, у них не было запаса провианта, не все женщины гуннки смогли перенести такой темп. У них не было ничего, они бедны, но они профессиональные воины, их быт упростился, утеряны былые формы общественной организации и институты наследственной власти. Т.е. пришедшая в Европу часть представителей державы гуннов – это группа, сложившаяся в результате естественного отбора, принесшая с собой только военные навыки, потеряв все другие стороны культуры азиатских хунну. Оставшиеся в живых гунны добрались до степей Урала, где постепенно стали смешиваться с уграми и сарматами, превращаясь в так называемых белых гуннов.

А теперь начинается совсем другая история – история белых гуннов, принявших участие в этногенезе современных карачаевцев и балкарцев.

Историю европейских гуннов делят на четыре этапа:

1. Нашествие гуннов в южнорусские степи (370-378 г.г.).

2. Образование и господство гуннского племенного союза в Северном Причерноморье (378-445 г.г.).

3. Организация державы Атиллы в Паннонии (445-454 г.г.).

4. Распад гуннского племенного союза (454 г. – вторая половина V века)

В степях Юго-Восточной Европы гунны появились внезапно в 70-х годах IV в. Овладев Прикубаньем, гунны зимой, по льду, переправились через Керченский пролив и разгромили богатые города Боспорского царства. Вся причерноморская периферия античного мира вплоть до Днестра, сармато-аланские и готские племена были сокрушены в течение нескольких лет; частью они были включены гуннами в состав их орд, частью бежали за Днестр. К 376 г. гунны продвинулись непосредственно к границе Римской империи. «Невиданный дотоле род людей, - пишет автор IV в. Аммиан Марцеллин, - поднявшийся как снег из укромного угла, потрясает и уничтожает все, что покажется навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор». Для римского эрудита, изучавшего труды ранних авторов, гунны были новым племенем, «о котором мало знают древние памятники». В середине II в. автор стихотворного «Описания населения земли» Дионисий упоминает гуннов где-то в Прикаспии. Во второй половине II в. их отмечает там и знаменитый александрийский географ Клавдий Птолемей. Но даже для образованного человека IV в. эти краткие упоминания мало о чем говорили. Поэтому столкновение с невиданным дотоле народом казалось ужасным.

Союзные отношения с мощным партнером, позволили аланам обустроиться на новых местах в Предкавказье. По данным археологов, уже в конце IV в.н.э. горы и предгорья Северного Кавказа от Урупа и Зеленчуков до р. Аргун были заселены аланскими племенами.

По сведениям ранних средневековых авторов, на Северном Кавказе, особенно в Приморском Дагестане, сложилось мощное государственное объединение тюркских племен, возглавляемых гуннами. Царство гуннов оказывало огромное влияние на весь ход исторического и военно-политического развития на Кавказе, в Закавказье и на Ближнем Востоке.

Таким образом, еще до эпохи, предшествовавшей появлению гуннов в Европе, в качестве наемных солдат или враждебных отрядов они уже оседают и создают на Северном Кавказе свое государство. Столицей этого государства арабские и персидские авторы называют город Варачан, или Беленджер в долине реки Сулак у сел. Верхний Чир-юрт в Дагестане. Некоторые авторы позднее этот город или страну Баланджар называют родиной хазар. И действительно, среди гуннских племен были предки хазар, именовавшиеся басилами (Бас - голова, ил - эль - народ, т. е. Главный народ).

Эти сведения подтверждаются тем обстоятельством, что уже в III в., как отмечалось выше, гунны представляли собой сильное политическое государственное образование на Северном Кавказе, а в V веке, по свидетельству Прокопия Кессарийского, гунны под предводительством Базука (Базык – с тюрк. толстый, мощный) и Амбазука (Эмбазык – с тюрк. самый толстый, самый мощный) владели Дарьяльским проходом в Закавказье. А по свидетельству сирийского автора VI в. Захария Ритора, на месте бывшей гуннской государственности, севернее Дербента, обитали те же потомки гуннов – болгары.

Источники сообщают о существовании в Прикаспии севернее Дербента в этот период нескольких политических образований: «страна гуннов» - «владение Семендер», «страна Баланджар», «территория Вабандар», «земля Хайдак», «страна хазар».

Страна гуннов» в VIII в. упоминается двумя армянскими историками – Гевондом и Степаносом Таронским.

Вардапет Гевонд, писавший в конце III в.,указывает, что военные походы арабов в период с 713 по 737 г.г. проходили, в основном, на территории «страны гуннов». В некоторых случаях он именует ее также «землей гуннов». Гевонд специально не описывает местона­хождение «страны гуннов», но из содержания текста явствует, что южные ее границы от­крывались Дербентским проходом или, как его именует автор, «Каспийскими воротами», «проходом Чора» и «проходом Джорским». Других географиче­ских ориентиров Гевонд не приводит, хотя из одного сюжета «Истории» Гевонда можно заключить, что «гуннский город Тарту», на­пример, находился, у передовых отрогов Кав­казских гор, густо покрытых лесом.

Своего рассвета империя гуннов достигла в правление знаменитого Атиллы, один из его сыновей управлял восточной окраиной державы, в которую входил и Северный Кавказ. Империя Атиллы занимала пространство от Байкала до Дуная, от Предгорий Кавказа до Скандинавии. Смерть Атиллы (453 г.) и распад гуннской державы не изменило ситуацию на Северном Кавказе. Здесь по-прежнему господствуют гуннские племена. Гунны оставили след в памяти кавказских народов, карачаевский топоним Гун-къала – Крепость гуннов (Прикумск), карачаевское выражение «Гун пайа – гунн» - могущественные, неукротимые гунны, балкарский топоним «Гун тала» - Поляна гуннов, дагестанский топоним «Гуннал»- народ гуннов.

Именно гуннам принадлежит заслуга привнесения в культуру местных народов Северного Кавказа традиций письменности. Ведущий тюрколог-рунолог С.Г.Кляшторный прямо указывает на то, что восточноевропейский рунический алфавит тюрков древнее азиатского, и возник не позднее IV-V вв. Из гуннского круга болгаро-хазарские племена появились на Кавказе ранее всех. В 350 г. о хазарах в Закавказье упоминает «История агван», а в 354 г. о болгарах на Северном Rавказе сообщает Греческий Хронограф. Еще более удревляет появление племен гуннского круга сирийский автор Мар Абас Катина, который пишет, что еще при жизни армянского царя Аршака (131-118 г.г. до н.э.) возникли большие смуты в цепи Кавказских гор, в земле булгаров.

В 567-571 г.г. в состав Великого Тюркского каганата был включен Северный Кавказ. Великая империя распалась в 604 году, на Восточно-Тюркский и Западно-Тюркский каганаты, в которых правили ветви прежней династии Ашина. Северокавказские территории входили в состав Западно-Тюркского каганата. Тюрки являлись союзниками Византии, как и прежде гунны. Итогом этого союза явилось важнейшее событие средневековой истории Кавказа – открытие во второй половине IV в. северокавказской ветви Великого Шелкового пути (ВШП), который в обход извечного врага тюрков Ирана соединял Восток евразийского материка с Западом. Два основных маршрута ВШП – Мисимианский и Даринский проходили по территории Алании. Миссимианский путь – по маршруту Сухум - ущелье Кодора – Клухорский перевал - долина Теберды- Маринское ущелье - перевал Гумбаши – Кисловодская котловина – долина р. Калаус – оз. Маныч – Калмыцкие степи – низовье Волги. Даринский проходил через Санчарский перевал, включая район Нижнего Архыза.

Подавляющее большинство племен, входивших сначала в Гуннскую империю, а затем в Аварский каганат, после гибели последнего так и не смогли организоваться и возглавить ни одного достаточно крупного государственного союза. Исключение составляют только два племени: болгары и хазары. Оба народа примерно столетие (с середины VI по 30-е годы VII в.) входили в состав Западно-Тюркского каганата, занимая его крайние западные владения – Приазовье и Прикаспийские степи. Западно-Тюркский каганат прекратил свое существование после 630 г., а его наследниками на Северном Кавказе стали Хазария (с каганами из тюркютского дома Ашина) и Великая Булгария (болгарский род Дуло, хан Кубрат).

После гибели последнего в ходе борьбы двух знатных родов Ашина и Дуло на обширных пространствах, бывших под властью Тюркского каганата, образовалось несколько подобных ему государственных объединений. Правящий род Ашина и его противник – род Дуло приняли самое деятельное участие в формировании болгарского и хазарского политических объединений.

Куб­рат ус­пеш­но про­дол­жал на­ча­тое Ор­га­ной (основателем династии Дуло) объ­е­ди­не­ние бул­гар­ских пле­мен и ос­во­бо­ж­де­ние их из-под вла­сти За­пад­но-Тюрк­ско­го ка­га­на­та. Ни­ки­фор (IX в.), опи­сы­вая со­бы­тия под 635 г., от­ме­чал: «В те же са­мые вре­ме­на вос­стал вновь Кув­рат, племянник Ор­га­ны, го­су­дарь оногун­ду­ров, про­тив авар­ско­го ка­га­на и, подвергнув ос­корблениям, изгнал из своих земель быв­ший при нем от хагана народ. (Кув­рат) при­слал по­слов к Ирак­лию и за­клю­чил с ним мир, ко­то­рый они со­хра­ня­ли до кон­ца сво­ей жиз­ни. И Ирак­лий по­слал ему по­дар­ки и удо­стоил са­на пат­ри­кия». Н.Я.Мер­перт убе­ди­тель­но до­ка­зал, что Ни­ки­фор сло­ва сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка епи­ско­па Ио­ан­на Никиусского, что «си­лой и све­том жи­во­тво­ря­ще­го кре­ще­ния он (Куб­рат) по­бе­дил всех вар­ва­ров и языч­ни­ков», вос­при­нял как его по­бе­ду над ава­ра­ми, в то вре­мя как это бы­ло из­гна­ни­ем тю­рок. Ос­во­бо­див­шись из под вла­сти За­пад­но-Тюрк­ского ка­га­на­та, Куб­рат рас­ши­рил и ук­ре­пил свою дер­жа­ву, ко­то­рую гре­ки на­зы­ва­ли Ве­ли­кой Бул­га­ри­ей.

Хану кутригуров, Кубрату (годы правления: 632 – 665 (660?), удалось объединить свою орду с другим болгарским племенем утигуров (находившихся ранее в зависимости от тюрков), а также с угрским племенем оногуров. Так возникла Великая Булгария. Среди болгарских племен усилился род Дуло. Свой престол Органа оставил сыну своей сестры Кубрату.В него входили не только тюркоязычные болгарские, но и угро-язычные орды, однако ведущим языком здесь стал язык правящего рода Дуло – тюркский.

Наибольшего своего могущества государственное образование Великая Болгария со столицей в Фанагории (Краснодарский край) достигло при хане Кубрате из рода Дуло. Великая Булгария во внешней политике ориентировалась на Византию. Дальновидный политик, Кубрат-хан стремился к укреплению связей Булгарии с другими соседними странами и народами и, в первую очередь, с Хазарией. Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от аваров, так и от хазар. Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата, то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве праболгарские племена и противостоять опасности.

После смерти хана Кубрата оно распалось. Ха­зар­ский ка­га­нат как на­след­ник Тюрк­ско­го го­су­дар­ст­ва не мог не пре­тен­до­вать на бул­гар­ские зем­ли, ко­то­ры­ми ко­гда-то вла­де­ли тюр­ки. Нель­зя сбра­сы­вать со сче­тов и то об­стоя­тель­ст­во, что ха­за­ры и бул­га­ры бы­ли род­ст­вен­ны­ми наро­дами, и борь­ба ме­ж­ду ни­ми как бы шла за пер­вен­ст­во в еди­ном нацио­нальном го­су­дар­ст­ве. Ви­ди­мо, по­сле смер­ти Куб­ра­та, борь­ба ме­ж­ду ха­зарами и бул­га­ра­ми шла с пе­ре­мен­ным ус­пе­хом, ибо она за­кон­чи­лась лишь к 80-м го­дам VII в. пол­ной по­бе­дой ха­зар. Пять сыновей Кубрата не пришли к единому мнению разделились. Один Котраг ушел со своими людьми на север и создал позднее государство Волжская Болгария (чуваши и казанские татары – потомки волжских булгар). Другой Аспарух увел орду на Балканы, покорив славян, создал Дунайскую Болгарию (современная Болгария) Третий сын Кувер ушел в Паннонию (Венгрия), где основал город Пешт. Четвертый сын Алцек со своим родом пришел в Баварию, в земли короля Дагоберта, и решил перезимовать там. Но король после дружеского пира предательски напал на спящих. Алцек с 700 воинами с оружием в руках вырвался из Баварии и ушел в Италию, где король лангобардов Гримуальд выделил ему у города Равенны земли для поселения.

Разногласия между родственными болгарами и хазарами были с давних пор, еще со времен Тюркского каганата роды Дуло (болгары) и Ашина (хазары) враждовали. Ослабевшие северокавказские болгары в Приазовье возглавил старший сын Кубрата – Батбай- Баян, Батбаян. Его орда двинулась вверх по Кубани дошла до современного Невинномыска, где разделилась. Одна часть продолжила движение по правому берегу Кубани и проникла на территорию КЧР, а другая направилась в сторону Пятигорья, позднее они, как и аланы вошли в состав Хазарии. С болгарами связывают на территории КЧР тюркские рунические надписи IX-X вв., а также хазаро-болгарский город Хумара.

К этнониму болгар восходит наименование балкарцев – жителей Черекского ущелья, которые в русских документах известны как «болхары».

Хазария 300 лет, с середины VII до середины X в. –гегемон Северного Кавказа, в состав каганата входили в разное время все без исключения народы Северного Кавказа. К началу VIII века территория Карачая уже входила в состав Хазарского каганата. С хазаро-болгарским наследием связывается появление на Северном Кавказе 12-летнего животного календарного цикла. Хазары сыграли роль в этногенезе карачаево-балкарского народа, чувашей, некоторых финских народов Поволжья, татар, и на хазарской основе сформировался уникальный тюркский народ иудейского вероисповедания – караимы. Первоначально хазары представляли собой одно из многочисленных кочевых племен, перемещавшихся из Азии в ходе Великого переселения народов. Они говорили на одном из ранних тюркских языков и, как можно судить по косвенным данным, принадлежали к племенам булгарской группы, первые из которых появились в Европе в 463 году.

Первое достоверное упоминание о хазарах появляется в списке племен, перечисленных Псевдо-Захарием в 555 году. В качестве их европейской родины в источниках фигурирует область Берсилия, локализуемая в равнинной части современного Дагестана. В 1-й пол. VI в. хазары находились под влиянием объединения савиров, в составе их войск совершали успешные набеги на Закавказье. Владевший регионом Сасанидский Иран с трудом отражал этот натиск. При шахе Хосрове Ануширване (531—579) персы построили знаменитые Дербентские укрепления, которые перекрыли узкий проход между Каспийским морем и Кавказскими горами, но все же не стали панацеей от нашествий кочевников. Традиция приписывает Хосрову строительство будущих хазарских городов в Дагестане — Беленджера и Семендера. В 562 году савиры были разгромлены и вместе с частью хазар переселены в Закавказье. Осколок савирского союза продолжал существовать в Дагестане, где позже был известен под именем «гуннов».

Возвышение хазар связано с историей Тюркского каганата, с владыками которого хазарские правители, вероятно, состояли в родственных отношениях. Алтайские тюрки, возглавляемые каганами из рода Ашина, создали в 551 году огромную империю, которая вскоре разделилась на восточную и западную части. Во 2-й пол. VI в. орбита Западно-тюркского каганата достигла каспийско-причерноморских степей, и все местные объединения признали его главенство. Как значительная военная сила хазары впервые упоминаются в связи с ирано-византийской войной 602—628 гг., в которой хазарский правитель Джебу-каган стал главным проводником тюркско-византийского союза, направленного против Ирана. В 627 году хазарское войско разграбило Кавказскую Албанию и, соединившись с византийцами, взяло штурмом Тбилиси. Начиная с 630, многочисленные междоусобные столкновения привели к развалу Западно-Тюркского каганата. Результатом этого стало появление на его периферии в степях Восточной Европы двух новых политических образований. В Причерноморье возникла Великая Болгария, основанная ханом Кубратом в 632 году, а в Прикаспийском регионе — Хазария.

Хазары первоначально себя никак не проявляли, в то время как Болгарское объединение стало мощной политической силой, но этот расцвет оказался кратковременным. После смерти Кубрата, болгарская орда раздробилась между его сыновьями. Хазары воспользовались этим, и в результате столкновения в 660-х гг. часть булгар откочевала за Дунай, положив начало современной Болгарии, а оставшаяся часть признала власть хазар. По-видимому, после этого события правитель Хазарии принял высший в кочевой иерархии титул кагана. В конце VII века хазары прочно контролировали большую часть степного Крыма, Приазовья и Северного Кавказа. Бесспорно, что историческим последствием хазарской гегемонии стала остановка непрерывного потока кочевников, следовавших из Азии в Европу, что имело позитивные последствия для восточнославянских племен и народов Центральной Европы.

В этот период внимание Хазарии было обращено на Восточное Закавказье, чьи земледельческие государства сулили кочевникам богатые источники добычи. Вторжения туда осуществлялись двумя путями: через Дербент — в Армению, Албанию, и далее в Иран или, реже, через Дарьяльское ущелье, расположенное на территории алан и ведущее в Грузию. Влияние хазар в регионе было столь значительным, что в ряде восточных языков Каспийское море получило название Хазарского.

Однако экспансия хазар натолкнулась здесь на встречный натиск, когда на месте Сасанидского Ирана возник Арабский халифат. В 653 году его войска оккупировали Армению, Грузию и Албанию, после чего вышли за Дербент и атаковали хазарское владение Беленджер. Столкновение закончилось разгромом арабского войска и гибелью его предводителя Салмана ибн Раби.

Из-за внутренних смут в последующие десятилетия Халифат на время утратил контроль над регионом. Хазары в это время взимали дань с Албании и совершили ряд набегов, из которых самый крупный состоялся в 684 году.

Хазария за 250 лет собственной истории из крошечного удела западно - тюркских царевичей превратилась в сильную, могучую, но в тоже время толерантную, очень гостеприимную державу, туда-то и устремились евреи из Ирана и Византии. Так как в 786-809 гг. византийские владетели изгнали из своих владений евреев, и они пошли искать лучшей доли в Хазарию, где нашли людей разумных, но погруженных в заблуждение (язычников) посему евреи и предложили свою религию.

Тюркютские каганы из рода Ашина религиозно терпимы и посчитали, что их держава приобретет работящих и интеллигентных подданных. Богатые евреи действовали по прежней схеме, только еще более жестче и продуманнее они подносили хазарским ханам и бекам роскошные подарки, а красавицы еврейки пополняли ханские гаремы. Между Тереком и Волгой появляется множество детей от смешанных браков, и судьба у них различна. У евреев быть членом общины, а следовательно евреем определяется происхождением от матери еврейки.

Сын хазарина и еврейки имел все права тюрка отца и все возможности матери-еврейки. Т.е. его обучали грамоте раввины, община помогала делать карьеру или участвовать в торговле, а род отца защищал от всех возможных врагов и страховал в случае неудач в торговых операциях. Сын же еврея и хазарки везде чужой. Он не имел права наследования доли отца в родовом имуществе, не мог обучаться Талмуду в духовной школе, он получал поддержку только у родителей, которые ютились по окраинам Хазарии, в Крыму и исповедовали караизм не требующий изучения Талмуда, а читать Пятикнижие их учили любящие отцы. Их потомки в дальнейшем составили крошечный этнос – караимов, антропологические черты коих совмещают тюркский и ближневосточный типы. Их симпатии были обращены к аборигенному населению Хазарии хазарам, готам, аланам, болгарам, а не к своим двоюродным братьям, делавшим карьеру в Итиле. Так сложилась еврейско-хазарская химера. Так как у тюрков сохранился обычай многоженства, они женились на еврейках, а их дети, оставаясь царевичами, становились членами иудейской общины, изучали Тору и Талмуд, женились на еврейках. Если истинные тюрки – каганы из рода Ашина руководствовались во внешней и внутренней политике интересами своих подданных, краеугольным камнем еврейских царей, первейшей задачей было уничтожение физическое и моральное внутренних врагов иудаизма, а не Хазарии. Была ликвидирована церковная организация хазарских христиан, вынуждены эмигрировать в Закавказье хазарские мусульмане. Вот так и начался раскол или разделение знати и народа.

В дальнейшем уже вся власть находится в руках иудейской знати. Знатный иудей Обадия берет власть в свои руки, превратив кагана, принадлежавшего по отцу к династии Ашина, в марионетку, провозглашает иудаизм государственной религией Хазарского каганата. Но обращать в иудаизм население Хазарии он не собирался, так как иудейские мудрецы хранили «Завет Иеговы» для избранного, как они себя считали, народа. Иудейская община Итиля накопила огромные богатства, но не вкладывалась в инфраструктуру государства, тюркское население не принимало участие в делах государства, которое перестало касаться населения, но еще оставалась старая прослойка, тюркская аристократия с ней было сложнее.

Переворот в государстве с каганом, не имеющим никаких прав, вызвал гражданскую войну, где на стороне повстанцев – мадьяры (венгры этнически близки карачаево-балкарскрму народу), а на стороне иудеев – нанятые за золото печенеги Часть восставших перебиты, другие ушли с мадьярами в низовья Днепра, получив название кабары. После войны Хазария превратилась в сочетание аморфной массы подданных с господствующим классом, чуждым народу по крови и религии. Хазария теряет Крымскую Готию, которая присоединяется к Византии. Во второй половине IX века западной границей Хазарии становится Днепр, увеличивается количество данников – северяне, поляне, вятичи, радимичи, тиверцы, уличи. Инертность хазарского населения долин Терека, Дона, Волжской дельты обрекли на гибель их беков, тарханов, эльтеберов и на поражение своих союзников мадьяр. Пассивность спасла от смерти, но больно отозвалась на судьбах детей и внуков. Тюрки – хазары отказались даже от своего имени и называются бродниками.

Хазарию Лев Николаевич Гумилев назвал «этнической химерой», «социально-политической химерой» Смысл жизни для еврейской общины Хазарии была транзитная торговля, столица поражала размерами, но, тем не менее, бесстрастный и незаинтересованный Ибн-Хаукаль сообщает: «Хазары не производят ничего и не вывозят ничего, кроме рыбьего клея». Вся их веротерпимость – вынужденная, она обеспечивала транзитную торговлю. Население бесправно и бедно, вожди погибли, пассионарное население, оставшееся в живых, бежало. Князь Святослав в союзе с печенегами и торками, придя в государство, развалившееся до его прихода в силу вышеназванных причин, встретил сопротивление тех хазар, у которых мать хазарка, тюркская кровь не позволила бежать с поля брани, царь Иосиф задолго до их прибытия бежал со своими приближенными, золотом, мехами, скакунами, простые же хазары разбрелись по лесам и долам, русы разграбили виноградники и роскошные сады. Уцелевшие евреи рассеялись по окраинам своей бывшей державы, осели в Дагестане, в Крыму, потеряв связь с ведущей общиной, они превратились в реликты, уживающиеся с различными соседними этносами.

А что же волжские хазары? Если для евреев низовья Волги и Терека не Родина, им о неудавшемся эксперименте нужно забыть, то хазары получили и моральный и экономический урон. Они рассыпались, лишились общей этнической традиции, у них нет ничего, нет исторических источников, письменных, вещественных и этнографических, зафиксированных в обрядах и верованиях.

Имя хазар сохранилось в Балкарии в названии средневекового городища, исследованного в 30-х годах ХХ в. у сел. Быллым. Поселение или городище это называлось Хазар-кала (автор раскопок передает его как Гацар-кала). Хазарский царь Иосиф в IX веке писал, что на самом юге Хазарии в смежности с Грузией в высоких горах живут хазарские племена под названием Баси или Бас. От имени этого племени происходит имя другого легендарного героя балкарцев - Басият, что в свою очередь, дало название социальной, княжеской верхушке Балкарии - басият. Вероятно, от имени тех же басов происходит и грузинское название балкарцев - басиани. Имя самих болгар является до сих пор одним из самоназваний современных балкарцев. Это название балкар известно и всем соседним народам, а через них вошло и в русские документы начала XVII века. Термин малкар (что равнозначно термину балкар) жители других ущелий относят к жителям Черекского ущелья исключительно. Кроме того, некоторые языковеды утверждают, что языку болгар, как и диалекту балкарцев Черекского ущелья, было присуще цоканье. Имена отдельных подразделений и родовых групп болгар сохранены в названиях карачаево-балкарских селений: Чылмас, Булунгу, Хурзук, Учкулан, Биттургу, Быллым и мн. др.

Имя болгарского царя Аспаруха на карачаево-балкарском языке означает Гордый, Величавый (происходит от слова оспар). У современных болгар существует фамилия Аспаруховы. В Дунайской Болгарии также имеются, например, такие гидронимы, как: Кам-чай (Камчия), что означает река Кам. Подобная же речка имеется в Верхнем Чегеме. В Болгарии имеется селение, называющееся Карноват, что идентично названию старинного балкарского селения в верховьях Черека - Курнаят. Название карачаевского селения Мара сохраняется в названии местности в Болгарии - Мара. А существующее в Болгарии название местности Карачала обасы означает Карачаевские могилы. Подобных фактов можно насчитать большое количество.

Крупнейшим археологическим памятником Хазарского каганата на Северном Кавказе является известный болгарский город Хумара на правом берегу Кубани у селения Хумара. Этот город-крепость был обнесен мощной каменной стеной, толщина которой достигает от 3.5 м до 6 м. Активная жизнь на этом городище протекала на протяжении VIII-Х веков, хотя следы поселения на месте этого памятника прослеживаются с глубокой древности.

В Хумаре археологи раскопали многие разновидности жилищ, от каменных и до кочевнических юрт и полуземлянок. Здесь же изучены различные виды погребальных памятников - захоронений: в каменных склепах, скальные захоронения, грунтовые могилы и др. Важно отметить, что во многих могилах дно было застлано войлоком, что напоминает такую же традицию погребений кочевников III тыс. до н. э. на Северном Кавказе.

В окрестностях Хумары обнаружено множество древних рунических тюркских надписей, весьма близких по своей фонетике к цокающему диалекту карачаево - балкарского языка.

Все известные находки и сведения письменных источников говорят о том, что Хумара являлась крупнейшим военно-политическим и культурно-экономическим центром кавказских болгар и всего Хазарского каганата.

Большое количество болгарских археологических памятников известно в ближайших окрестностях Хумары. Здесь следует отметить более 10 болгарских поселений у г. Кисловодска, памятники в местности Тамгацик, в верховьях реки Индыш (в местности Индыш-баши, Джашырын-кала и др.), у реки Уллу-кам (истоки Кубани) в Карачае.

Такое же разнообразие болгарских памятников известно и в Балкарии, например, поселение у сел. Нижний Чегем, сел. Лашкута, захоронения у сел. Кашха-тау, поселения и могилы у сел. Верхний Чегем и др. Такие же памятники известны у так называемых Эльхотовских ворот на территории нынешней Северной Осетии, у сел. Аргудан, у города Майский на территории современной Кабардино-Балкарии.

Судя по сооружениям на городище Хумара и другими археологических объектах, древние болгары были великолепными мастерами каменного зодчества. Они умело обтесывали камень, изготавливали огромные каменные блоки и плотно подгоняли их один к другому в основании своих зданий. Это мастерство древних болгар, отраженное в памятниках Балкарии и прилегающих районов, в достаточно полной мере сохранилось у современных балкарцев Черекского ущелья в особенности. Возможно, именно поэтому карачаевцы и балкарцы других ущелий называют их хуначы малкъарлыла, т. е. балкарцы-каменщики. Другой специфической чертой материальной культуры болгар являлось строительство срубных жилищ из цельных деревянных бревен. Эта специфика целиком сохранена в Карачае и является в современной этнографии Кавказа особенностью исключительно карачаевцев. Срубные дома встречаются в соседнем с Карачаем Баксанском и в меньшей мере в Чегемском ущельях. Восточнее на Кавказе подобные жилища неизвестны. Очень важной болгаро-карачаевской параллелью является тот факт, что Аспаруховские болгары место своего первого поселения на Дунае назвали Эски-Джурт - т. е. Старая Родина. Именно так же именовали карачаевцы поселение легендарного своего родоначальника Карчи в верховьях реки Архыз (Эски-Джурт). Традиционная культура карачаевцев и балкарцев насыщена и множеством других болгарских параллелей. Это относится и к войлочным изделиям, элементам одежды: меховая оторочка кафтанов, широкие платья типа кимоно, рубашки, платки-пледы (джаулукь), именующиеся так же, как и у карачаево-балкарцев, - а также женские украшения - серьги в виде знака вопроса и мн. др. Много общего и в традиционной пище, например, кислое молоко - айран и пр.

Блистательный метеор погас. Его отблески сохраняет карачаево-балкарский этнос, сохранивший в этнической памяти компоненты этногенеза скифо-сармато-аланский, гунно-хазаро-булгарский.

Печенеги и куманы занимали юг современной России и Украины.

Источники свидетельствуют об изначальной европеоидности тюркского массива, но в результате многовековых контактов с китайским массивом и другими монголоидными этносами значительная часть восточных тюрков приобрела монголоидные черты. Западная часть сохранила европеоидные черты, что зафиксировано на тюркских раннесредневековых изваяниях верховий Кубани, о чем писала Е.Алексеева: «лицо удлиненное, европеоидного типа». Плетнева С.А, Расовский Д.А.: «народ рослый, стройный, красивый и светловолосый». Этимология наименования половцы – полова, т. е солома, светлый.

В баварской «Хронике» Оттон Фрейзигенский именовал куман термином фалонес от немецкого фалб – светлый - желтый.

Выдающийся историк, географ и этнолог Л.Н.Гумилев пишет «кипчаки – динлинская народность на западном Алтае и в прилегающих степях; потомки их половцы, или куманы».

В X-XI вв. из-за Волги племена огузского круга (печенеги, торки, гузы, черные клобуки) и кипчакского (половцы (рус.), куманы (з.евр.), сменяя друг друга стали хозяевами Юго-Восточной Европы, включая и степи Северного Кавказа. Вот эти племена и приняли участие в завершающей стадии этногенеза карачаево-балкарцев. Источники указывают на европеоидный антропологический тип печенегов. Арабская летопись X в. сообщает: «люди длиннобородые и усатые», а две маски железные изображают горбоносого усатого воина. У монголоидов растительность на лице проявляется слабо, а горбоносость вообще не присуща этому типу.

Куманы или половцы во второй половине XI в. сменили печенегов в качестве хозяев южных степей и делились на два государственно-племенных объединения – Белую (Западную) Куманию и Черную (Восточная).

Значительная часть степей Северного Кавказа входила в состав Черной Кумании. Ханы были связаны династическими браками с правящими домами своего времени. Дочь Шарукана Старого 1107 г. была в браке с царем Грузии Давидом Строителем. Правнук Шарукана Юрий Кончакович – принял христианство и геройски погиб в битве русско-кипчакского войска с монголами при Калке (1223 г.). Сестра Юрия была женой черниговского князя Игоря – главного героя «Слова о полку Игореве». Дочь Юрия стала первой женой (1206 г.) великого князя Владимирского Ярослава Всеволодовича – отца знаменитого Александра Невского.

По археологическим данным в XII в. куманы – кипчаки проникли в аланские предгорья по линии Коба-Баши-Исправная-Кубина, поэтому отмечается наличие кипчакских древностей в горной зоне в Нижнем Архызе. Следы куманского компонента в этногенезе карачаево-балкарского народа распределено неравномерно. Наиболее ярко проявляется в Черекском ущелье Балкарии, Дигории. Кипчакский компонент не был существенным, ни тем более решающим в этногенезе, ни в фольклоре, где не сохранилось о них упоминаний, в отличие от имен хазаро-булгар, гуннов, алан.

Своеобразие карачаево-балкарского этногенеза заключается в том, что в нем равноправную роль сыграли сугубо кавказский субстрат, местные кавказские племена являющиеся этническим ядром, на которое наслоились последующие составляющие процесса. Как известно, это носители майкопской, северокавказской и кобанской (западный ее вариант) археологических культур.

Майкопская культура двуприродна, она создана автохтонами Северного Кавказа при воздействии переднеазиатских культур. Происходит процесс контактов и смешений с майкопцами, вторгшимися в предгорно-плоскостные районы Прикубанья и Центрального Кавказа дольменников (надземные монументальные мега склеповые погребальные сооружения).

Закату майкопской культуры способствовало влияние более отсталой культуры степных племен, носителей катакомбной культуры (обряд захоронения, с тюркского – оба – могила, земляная насыпь). Т.е. катакомба – это грунтовый склеп, к которому идет коридор – дромос, посредница между миром живых и мертвых.

Сама северокавказская культура является преемницей майкопской, под влиянием катакомбников часть протокарачаево-балкарского населения смешалась с ними, другая часть ушла в горы.

Кобанская культура преемница северокавказской, представляла собой культуру позднего бронзового века и начала железного. Первый этап формирования кобанской культуры – период формирования и становления – относится к XII - середине IX вв. до н.э. Второй этап – период расцвета культуры – относится ко второй половине IX –VII вв. до н.э. Третий период, когда происходит постепенное переоформление культуры под влиянием кочевников скифо-сарматского круга относится ко второй половине VII –V вв. до н.э.

С начала I тысячилетия до н.э начинается процесс интеграции скифов и позднекобанского населения. В I веке аланы возвысились над прочими племенами сарматского круга и начинают контактировать с автохтонами Северного Кавказа.

Во второй половине VII в. Алания входит в состав «блистательного метеора», «химеры» - Хазарского каганата.

На рубеже IV –V вв. по сведениям грузинской летописи «Житие Петра Ивера» гунны уже проживали совместно с предками карачаево-балкарского народа. С VII в. на территорию КЧР продвигаются болгары под предводительством хана Батбая, позже, как и аланы, они оказываются в составе Хазарского каганата. С середины VII до X века гегемоном Северного Кавказа являлась блистательная Хазария, куда без исключения входили все северокавказские народы.

Следующий компонент, весьма несущественный, в этногенезе – это печенеги и куманы-половцы. В X – XI веках они продвигаются на территорию Юго-Восточной Европы, включая степи Северного Кавказа, и вступают в контакт с местным населением.

Имеющиеся данные позволяют выделить три значительных по времени периода формирования карачаевцев.

1 период – III тыс. до н.э. – VII в. до н.э. – древние кавказцы;

2 период – VII в. до н.э. – IV в. н.э. – расселение скифо-сармато-аланских племен.

3 период – IV в. н.э. – X в. н.э. – гунно-хазаро-болгарский этап формирования карачаево-балкарского народа.

Древние кавказцы – майкопцы, северокавказцы, кобанцы являются далекими предками не только карачаево-балкарского народа, но и многих других народов. Скифы и сармато-аланы считаются предками не только карачаево-балкарцев, но и осетин, чеченцев, ингушей, кумыков. Гунно-болгарские племена участвовали в формировании кумыков, а кипчаки – кумыков и ногайцев.

Итак, карачаево-балкарский протоэтнос сложился в основном к X веку на основе многовекового (полторы тысячи лет) и перманентного смешения автохтонного горно-кавказского субстрата и степного пришлого суперстрата.

В итоге татаро-монгольских завоеваний и особенно походов Тимура единый протоэтнос, некогда носивший единое самоназвание алан – оказался расчленен на этнические группы (субэтносы), заселившие горную зону Центрального Кавказ. Эти самоназвания закрепились, как правило, от наименований мест жительства – баксанцы, безенгиевцы, чегемцы, холамцы, карачаевцы. Но для внутреннего пользования, как форму обращения к соплеменникам, все жители использовали прежнее самоназвание алан. Общее происхождение, один язык, уклад жизни, национальная ментальность – обусловило то, что к началу XXI века все эти субэтносы по прежнему составляют и осознают себя как единый карачаево-балкарский народ.

Рекомендуемая литература:

1. Абаев В.И. Дохристианская религия алан. – М., 1960.

2. Алексеева Е.Н. Карачаевцы-балкарцы древний народ Кавказа. - Черкесок, 1963.

3. Алексеева Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. – М.: Наука, 1992.

4. Артамонов М.И. История хазар. – М., 1962.

5. Гад­ло А.В. Эт­ни­че­ская ис­то­рия Се­вер­но­го Кав­ка­за IV-X вв. – Л., 1979.

6. Гмыря Л.Б. Страна гуннов у Каспийских ворот – Махачкала, 1995.

7. Гумилев Л.Н. История народа хунну. М. 2002.

8. Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. М., 2004.

9. Гумилев Л.Н. Хунны в Китае. М. 2002.

10. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М. 2002.

11. Гумилев Л.Н.Древние тюрки. М. 2009.

12. Карачай с древнейших времен до 1917 г.// И


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: