Правила
1. История должна быть в чём-то идентичной проблеме пациента, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства, лишь соприкасаться с ней.
2. Метафора должна предлагать замещающий опыт, услышав который и проведя его сквозь фильтры своих проблем, пациент смог бы «увидеть» возможность нового выбора.
3. Если пациент не в состоянии сделать выбор самостоятельно, предложите ему сами варианты решения сходных проблем. Только не делайте это, как говорится, в лоб.
Определите проблему.
Определите структурные составляющие проблемы (разбейте её на части, наметьте основные действующие лица).
Найдите параллельные ситуации.
4. Определите логическое разрешение этой ситуации («Мораль сей басни такова…»).
Облеките эту структуру в историю, которая должна быть занимательной и скрывать истинные намерения психотерапевта. Иначе неизбежно сопротивление.
Метафора представляет собой новеллистический способ репрезентации чего-либо; это многоуровневый источник нового света, бросаемого на старые темы. Целью терапевтических метафор является инициация сознательного либо подсознательного трансдеривационного поиска - процесса возвращения в недра своей модели мира с целью прочувствования опыта, - который может помочь человеку в использовании личных ресурсов для такого обогащения картины мироописания, в котором он нуждается, чтобы суметь справиться с занимающей его проблемой. Волшебные сказки потому и являются терапевтическими, что человек находит в них свое собственное решение, ассоциируя то, что в них кажется относящимся к нему, с конфликтами своей внутренней жизни, переживаемым им в настоящее время. Содержание сказочной истории обычно не имеет отношения к нынешней жизни индивида, но оно вполне может отражать то, что состовляет его внутренние проблемы, кажущиеся ему непонятными, а потому неразрешимыми. Сказки, вообщем-то, не имеют отношения к внешнему миру, хотя они могут быть достаточно реалистичными и обладать атрибутами, присущими обычной жизни человека. Ирреальная природа чудесных историй является тем важным качеством, которое делает очевидным тот факт, что предметом волшебных сказок является не изложение полезной информации о внешнем мире, а те процессы внутренней жизни, которые протекают в человеческом уме и сердце.






