Работа с сопротивлением в психодинамичной психотерапии

Сопротивление – это защитный механизм клиентов психотерапевтической сессии, противодействия которым у них может быть недостаточно ресурсов. Как правило, речь идет о защите от боли, страдания, сильной агрессии, отвержения, распада системы и т.п.

Сопротивление поддерживается определенными паттернами внутрисемейных отношений, часто относящимися к структурным характеристикам функционирования семьи:

· размыванием или усилением непроницаемости семейных границ;

· нарушенной иерархией;

· высокой ригидностью семейной структуры в целом.

Возникновение сопротивления в терапии маркируется ростом напряжения, вызванного неразрешенной ситуацией. Терапия как бы «замирает», не движется вперёд или же обсуждение проблемы идёт по кругу.

· Клиент молчит, говорит односложно, отказывается отвечать либо говорит, что «у него всё хорошо».

видимость быстрых изменений.

· Клиент соглашается абсолютно со всеми словами психотерапевта, заискивает, постоянно нахваливает психотерапевта.

· Клиент сопротивляется при помощи психосоматики, например головной боли, астматического приступа.

Психодинамический подход реализуется, преимущественно, средствами вербализации – словесного формулирования, включающей свободные ассоциации пациента и анализ психотерапевтом реакций переноса и сопротивления. Анализ, как задача психотерапевта, облегчается четырьмя специфическими процедурами: конфронтацией, прояснением (кларификацией), интерпретацией и прорабатыванием. Методика свободных ассоциаций с самого начала является основным способом взаимодействия психотерапевта с «бесцензурным» содержанием психики пациента. Она служит главной процедурой для выявления «скрытого» материала, на котором базируется анализ. Сопротивление в психотерапии – нормальное явление (результат инерции внутрипсихических процессов). Сопротивляются все, но если это сопротивление во время обнаруживается и анализируется, процесс психотерапии продолжается дальше. Если сопротивление нераспознано или клиент не говорит о нём во время контакта с пихотерапевтом, скорее всего, это приведёт к прекращению посещения им психотерапии.Интерпретация является наиболее важной процедурой, а прорабатывание – самой длительной частью психотерапии. Прорабатывание обязательно включает самостоятельную работу пациента вне психотерапевтических часов. Тем не менее, возможны и краткосрочные психодинамические методы терапии.Вся сказанная во время сеанса информация столь же важна,как и динамика взаимодействия на сессии и в терапии в целом и используется для углубления понимания. Важное значение имеют, например, опоздания, пропуски сеансов и так далее. Относительно скоро у психотерапевта складывается представление о страхах, разочарованиях и скрытых желаниях, с которыми сталкивается пациент. Цель психотерапевта – выслушать, понять и дать обратную связь пациенту. При этом важно не «фиксировать» пациента, подавляя его волю и подчиняя его авторитету психотерапевта, а поддерживать у пациента оптимальный уровень сознания и понимания происходящего с ним.

№ 17 Техника формирования коммуникативных навыков

Многие проблемы человека определяются не какими-то глубинными, скрытыми причинами, а отсутствием навыков коммуникации. В технике научающей структурной психотерапии А. П. Гольдштейна предполагается, что освоение конкретных навыков коммуникации в той или иной сфере (семейной, профессиональной и т. п.) позволяет решить многие проблемы. Техника состоит из нескольких этапов. На первом этапе собирается группа лиц, заинтересованных в решении какой-либо коммуникативной проблемы (например, люди, у которых возникли проблемы в супружеских отношениях). Члены группы заполняют специальный вопросник, на основании которого выявляются конкретные коммуникативные дефициты. Эти дефициты рассматриваются как отсутствие определенных коммуникативных навыков. Каждый навык разбивается на компоненты, образуя, таким образом, некоторую структуру.

На втором этапе члены группы побуждаются к тому, чтобы выявить те преимущества, которые они получат, если освоят соответствующие навыки. Это этап мотивирования. Когда участники группы начинают осознавать преимущества, которые они получат, их обучение становится более целенаправленным. На третьем этапе участникам группы демонстрируется модель успешного навыка с помощью видеозаписи или специально подготовленного лица (например, актера), в полной мере обладающего этим навыком. На четвертом этапе один из тренирующихся пытается повторить демонстрируемый навык с кем-либо из членов группы. Каждый подход должен занимать не более 1 минуты, так как в противном случае остальные члены группы начинают скучать, а для работы необходим позитивный настрой. Дальнейший этап — этап обратной связи. Обратная связь должна обладать следующими качествами:

1) носить конкретный характер: нельзя сказать «это было хорошо, мне понравилось», а следует говорить, например, «у тебя была хорошая улыбка», «у тебя был великолепный тон голоса», «когда ты говорил "нет", ты не уходил, а, напротив, прикасался к партнеру и показывал свое расположение» и т. п.;

2) быть позитивной. Следует отмечать позитивное, а не делать акцент на том, что было плохо или неправильно.

Обратная связь дается в следующем порядке: члены группы — со-актеры — тренер. На шестом этапе тренирующиеся получают домашние задания. Они должны в реальных условиях проявить соответствующий навык и написать об этом отчет. Если тренирующиеся прошли все этапы и закрепили навык в реальном поведении, то навык считается освоенным. В группе осваивается не более 4-5 навыков. Техника хороша тем, что она не ориентирует на неясные и непонятные изменения, а направлена на усвоение конкретных навыков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: