1. Территориальное верховенство.
2. Территориальная целостность.
3. Формальная независимость государства от каких-либо субъектов.
Как субъект МП государство обладает следующими правами:
• право на независимость;
• равноправие с другими государствами;
• право на коллективную и индивидуальную самооборону против вооруженного нападения.
К основным межд.-правовым обязанностям государства относятся:
• воздерживаться от вмешательства во внутренние и внешние дела других государств;
• воздерживаться от разжигания междоусобицы на территории другого государства;
• уважать права человека;
• устанавливать на своей территории такие условия, которые не угрожали бы межд. миру;
• решать все свои споры с другими субъектами МП только мирными средствами;
Форма государства как совокупность его внешних признаков показывает, какова организация государственной власти, каким образом, какими органами и какими методами она осуществляется в данном государстве. Форму государства характеризуют три элемента, из которых она складывается: форма правления, форма государственного устройства и политический режим.
|
|
8. Международная правосубъектность наций и народов.
Современное международное право содержит нормы, закрепляющие право народов и наций на самоопределение.
Право народов (наций) на самоопределение применительно к каждому народу раскрывается через его национальный суверенитет, означающий, что каждый народ имеет суверенное право, на самостоятельность в достижении государственности и независимое государственное существование, на свободный выбор путей развития.
Неотъемлемое от народа (нации) право на самоопределение, связанное с его национальным суверенитетом, является основанием его международной правосубъектности.
Значение принципа самоопределения подчеркивается правом каждого построившего свою государственность народа определять внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению политическое, экономическое, социальное и культурное развитие.
Если же речь идет о самоопределении отдельных народов в рамках самостоятельного государства, то вопрос должен решаться на основе конкретных обстоятельств в контексте взаимосвязанных друг с другом основных принципов международного права. Реализация самоопределения одним народом в рамках многонационального суверенного государства не должна вести к нарушению прав других его народов.
Самоопределение народа внутри многонационального государства вовсе не предполагает обязательности отделения и создания собственного самостоятельного государства. Такое самоопределение связано с повышением уровня самостоятельности, но без угрозы правам человека и территориальной целостности государства.
|
|
9. Правосубъектность международных организаций.
Международные организации являются субъектами международного права особого рода. Их право-субъектность не идентична правосубъектности государств, так как не проистекает из суверенитета. Международная организация, не обладая суверенитетом, источником своих прав и обязанностей, в сфере реализации своей компетенции имеет международный договор, заключенный между заинтересованными государствами.
Наиболее известными международными организациями являются Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО),Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет Европы и др. Члены организации подразделяются на две категории; первоначальные члены и другие члены (принимаются большинством в две трети голосов).
Права и обязанности государств-членов международных организаций объединяют в две категории:
1)индивидуальные - любой член организации может обладать индивидуальными правами и обязанностями как партнер такой организации или член организации;
2) коллективные - имеют общих адресатов, т. е. обращены ко всем членам или двум и более членам организации, предписывают предпринять совместные действия, затрагивающие интересы всех участников организации.
Выделяют также права и обязанности:
1) вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права;
2) непосредственно касающиеся участия государств во внутренней текущей деятельности организации;
3)связанные с соблюдением основных положений учредительного акта организации.
10. Международная правосубъектность самоуправляемых политико-территориальных образований.
Истории известны отдельные политико-территориальные образования, по своему содержанию не являющиеся гос-вами, т.к их правосубъектность производна от правосубъектности гос-в, их создавших. К числу таких образований относятся вольные города (Краков -1815 - 1846 гг., Данциг - 1920 - 1939 гг., Западный Берлин - 1971 - 1990 гг.). Указанные образования были созданы МН договорами, в которых определялся их правовой статус.
Поскольку данные образования отвечали практически всем признакам гос-ва, но правосубъектностью обладали производной, то их в международном праве стали называть гос-воподобными образованиями.
В настоящее время к таким образованиям принадлежат Ватикан и Мальтийский орден.
Правовое положение Ватикана определено соглашением между Итальянской республикой и святым престолом от 11 февраля 1929 г. В соответствии с указанным соглашением Ватикан наделен всеми атрибутами гос-ва: территорией, гражданством, законодательством, армией и т.д.
Мальтийский орден представляет собой религиозное формирование, активно участвующее в МН отношениях. Обменивается представительством с гос-вами, имеет миссии наблюдателей при ООН и специализированных учреждениях ООН
11. Международно-правовое признание: понятие, формы, виды.
Межд.-правовое признание - это акт государства, которым констатируется возникновение нового субъекта МП и с которым этот субъект считает целесообразным установить дипломатические и иные основанные на МП отношения.
Существует две основных теории межд.-правового признания - конститутивная и декларативная. Согласно первой акт признания дестинатора (адресата признания) со стороны уже существующих субъектов МП играет решающую роль в его межд.-правовом статусе. Декларативная теория исходит из того, что признание не означает придания ему соответствующего правового статуса, а лишь констатирует факт возникновения нового субъекта международного права.