Процедура - «установленный способ осуществления деятельности или процесса».
В документированной процедуре содержится ответ на шесть вопросов, это:
- что выполняется? - где?
- зачем? – каков результат на выходе? - когда?
- кто выполняет действие? - каким образом?
Процедура определяет сущность любого процесса, используемого в системе качества.
Типовое содержание документированной процедуры:
- Цель
- Назначение (область применения)
- Нормативные ссылки
- Термины и определения
- Ответственность и полномочия
- Описание процесса (деятельности)
- Записи
- Приложения
Какие процедуры необходимы?
a) документированные процедуры, необходимость в которых установлена настоящим международным стандартом;
b) документы, которые необходимы Организации для эффективного планирования процессов, их осуществления и управления этими процессами.
Рабочая инструкция
"Рабочая инструкция – подробное описание порядка выполнения и ведения записей"
Рабочие инструкции могут быть выполнены в любой форме, например, в виде схем, письменных инструкций, схем, чертежей, фотографий или иных иллюстраций, образцов, таблиц, графиков …, обычно они адресованы служащим низшего уровня организации. Поэтому следует всесторонне учесть фактор пользователя и подготовить инструкции в доступном и простом виде
Формы качества.
Документ, в который вносятся данные, требуемые системой менеджмента качества
Смысл применения форм качества состоит в приведении к единому стандарту зарегистрированных данных (записей). Они, по существу, являются стандартной формой для различных зарегистрированных данных (записей); содержат руководящие указания для пользователей по подготовке данных и инструкции о том, какая информация/ данные подлежат регистрации.
Формы по качеству могут быть в виде:
· контрольных листов;
· матриц;
· таблиц;
· анкет;
· в любом другом виде.
Планы качества.
ISO 9000:2000 определяет план качества как:
«документ, определяющий, какие процедуры и соответствующие ресурсы, кем и когда должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту».
1. Такие процедуры обычно включают те процедуры, которые имеют ссылки на процессы менеджмента качества и процессы производства продукции.
2. План качества часто содержит ссылки на разделы Руководства по качеству или документированные процедуры.
3. План качества следует отличать от планирования качества.