Подготовительный этап. Основная его цель - включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс и выработать необходимый для верного произношения звуков [к] и [к¢] уклад

Основная его цель - включить ребенка в целенаправленный логопедический процесс и выработать необходимый для верного произношения звуков [к] и [к¢] уклад органов артикуляции. С этой целью применяют ряд артикуляционных упражнений, позволяющих добиться подъема задней части спинки языка к небу и дать ребенку возможность почувствовать эти движения.

«Кто сильнее?». У ребенка губы в улыбке, рот открыт. Логопед кладет чисто вымытый и обернутый марлей палец на кончик языка, находящийся за нижними резцами, и отодвигает весь язык назад. Ребенок старается языком вытолкнуть палец воспитателя, при этом у него высоко поднимается задняя часть языка. Повторяя упражнение, логопед кладет палец на переднюю часть спинки языка и постепенно все дальше отодвигает по дну рта язык назад (при этом надо стараться не доставлять ребенку неприятных ощущений). Когда ребенок привыкнет к новому ощущению подъема задней части спинки языка, он сможет сам чистым указательным пальцем нажимать на язык и отодвигать его назад, тем самым поднимая заднюю часть спинки языка.

«Горка». Губы в улыбке, рот открыт, кончик языка оттянут от нижних резцов, а задняя часть языка высоко поднята вверх и касается мягкого неба. Логопед, показывая перед зеркалом образец выполнения этого упражнения, говорит ребенку: «Смотри, как высоко поднялся у меня сзади язык, какая крутая горка получилась. Сделай ты так». Потом он просит ребенка при широко открытом рте высоко поднять заднюю часть языка, прижать ее к небу, подержать так и опустить. Путем неоднократного повторения этих движений у ребенка воспитывают умения чувствовать, как «хвостик» языка – его задняя часть – сильно выгибается вверх глубоко во рту.

Эффективными также являются упражнения «Прятки», «Кошка сердится», «Катушка».

При исправлении бокового произношения [к’] на подготовительном этапе логопед дает упражнения для укрепления мышц языка, равномерной работы обеих его половинок.

В случае паракаппацизма кроме упражнений, помогающих выработать подъем задней части языка к небу, следует проводить работу по дифференциации на слух [к], [к¢] и их заменителей. Для этого используются картинки – символы. На звук [к] можно подобрать картинку с изображением тучи из которой идет дождь, на звук [т] – картинку с изображением железнодорожного вагона. Логопед говорит: «Капли капают: к-к-к …, колеса стучат т-т-т. Сейчас я буду называть эти звуки, а ты показывать соответствующие картинки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: