Автоматизация звука

С физиологической точки зрения автоматизация представляет собой процесс закрепления условнорефлекторных речедвигательных связей на специально подобранном речевом материале в определённой последовательности, основанной на усложнении содержания речевого материала.

1. Автоматизация звука в звукоподражаниях.

При этом широко используются картинки-символы с изображением предметов, издающих подобный закрепляемому звук. Картинка-символ должна по двум – трём параметрам соответствовать звуку. Так, для автоматизации звука «ж» используется картинка-символ «жук», для автоматизации звука «з» - картинка-символ «звонок». В названии изображённых предметов, как и в названиях действий, производимых этими предметами, и в звучании, производимом данными предметами, содержится закрепляемый звук: «Звонок звенит: з-з»; «Жук жужжит: ж-ж». Хорошо, если картинка-символ соотнесена и с основными движениями органов артикуляционного аппарата и тем самым подсказывает ребёнку направление артикуляционных движений. Например, при произношении звука «ж» кончик языка направлен вверх, и жук на картинке изображён передвигающимся вверх; при произношении звук а»с» кончик языка направлен вниз, и струя воды из «насоса» («насос» - это картинка-символ звука «с») тоже направлена вниз.

Шаблон картинки-символа можно предложить ребёнку обвести в тетради индивидуальной работы и заштриховать карандашом того цвета, в названии которого содержится изучаемый звук. Так, жука можно закрасить или заштриховать жёлтым цветом, а тигра – красным или оранжевым.

2. Автоматизация звука в слогах.

Ø Обычно звук сначала автоматизируется в прямых слогах: «сы», «сэ», «са», «су».

Ø Затем в обратных слогах: «ас», «ыс», «эс».

Ø В положении между гласными: «ысы», «эсэ», «аса».

Ø В слогах со стечением согласных: «ста», «тса», «фсы».

Щелевые звуки (свистящие и шипящие) начинают автоматизировать с прямых слогов; смычные и аффрикаты сначала закрепляют в обратных слогах.

Одним из эффективных приёмов работы на данном этапе является упражнение на повторение слоговых рядов с переносом ударения или с одинаковым согласным и разными гласными звуками («сы»-«сэ»-«ас»). Подобные виды заданий развивают слуховое внимание, восприятие, память, формируют слуховой контроль, поэтому способствуют успешной автоматизации звука.

3. Автоматизация звука в словах.

Автоматизация звука в словах осуществляется с опорой на слоги: если ребёнок способен произнести слог «сы», ему на этом же занятии предлагают для повторения слова «сын», «сыт», «сыр».

Для автоматизации щелевых звуков сначала используют слова, в которых изучаемый звук находится в начале слова («сын»); в конце слова («лес», «нос»); затем – в середине слова («усы», «весы»). Последовательность закрепления смычных и аффрикат в словах соответствует порядку их автоматизации в слогах.

При подборе речевого материала необходимо учитывать и степень сложности структуры слова: начинают автоматизировать звук в словах простой структуры типа «сам», «сами»; затем – в структурно более сложных словах со стечением согласных («стакан», «скамейка»).

Для автоматизации звука используется картинный материал. Для закрепления звука в каждом положении в слове (начало, середина, конец) логопед подбирает по 20 – 30 картинок. В течение одного занятия ребёнку предлагают для проговаривания 10 – 15 картинок, которые произносятся по 4 - 5 раз. На изучаемом звуке логопед, и вслед за ним и ребёнок должны делать произносительный акцент, т.е. произносить звук надо несколько длительнее и громче, чем другие звуки. Такой способ выделения звука в слове позволяет фиксировать на нём внимание ребёнка, даёт временную возможность произвести звук в точной артикуляции и оценить его акустический эффект. Артикулировать же звук с излишним напряжением не следует: в данном случае из-за преувеличенной силы артикуляционных движений нервные импульсы распространяются и на группы мышц, не участвующих в артикуляции данного звука; возникают неестественные движения, которые ребёнок не принимает.

4. Автоматизация звука в словосочетаниях, чистоговорках, предложениях.

Примерным речевым материалом могут быть словосочетания типа «вкусный квас», «сладкий ананас»; чистоговорки «сы, сы, сы – у сома усы», «ас, ас, ас – мы пили вкусный квас»; фраза «Света и Соня пили вкусный квас» и др.

5. Автоматизация звука в связной речи.

Для заучивания детям предлагаются стихотворные тексты, используется приём пересказа несложных сказок, рассказов, приём составления рассказов по сюжетной картине, по серии картин.

К речевому материалу, используемому на этапе автоматизации, предъявляются определённые требования:

1. Речевой материал должен быть насыщен изучаемым звуком

2. Речевой материал не должен содержать звуки, неправильно произносимые ребёнком.

3. Речевой материал не должен включать слова со звуками, близкими артикуляционно и акустически к автоматизируемому звуку. Так, если ведётся работа по автоматизации звука «с», то из фраз, текстов необходимо исключить слова со звуками «с’», «з», «з’», «ц», «ш», «щ», «ж», «ч».

Степень сложности материала для проговаривания также постепенно увеличивается. Сначала предлагаются предложения и тексты с умеренным включением изучаемого звука, затем речевой материал максимально насыщают автоматизируемым звуком.

Одновременно с автоматизацией звука в предложении проводится работа над развитием структуры слов, фраз путём последовательного включения в процесс проговаривания сложноподчинённых, сложносочинённых предложений, структур косвенной речи и др. Помимо этого, на базе речевого материала для автоматизации осуществляется работа по уточнению, обогащению и активизации лексических средств речи.

Одним из эффективных приёмов автоматизации являются творческие задания, направляющие ребёнка на поиск слов с изучаемым звуком, на составление предложений, текстов, насыщенных словами с данным звуком. Значительно способствует успешности автоматизации работа по звуковому анализу и синтезу слов.

Если в процессе автоматизации ребёнок легко включает поставленный звук в речь и не смешивает его с другими звуками, то работа по закреплению звука прекращается.

При необходимости, когда ребёнок имеет проблемы в различении поставленного звука и его прежнего субститута, звуковая работа продолжается на этапе дифференциации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: