Коррекция. Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность

Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность.

Опыт комплексного лечения многих детей данной категории позволил определить условия формирования речи у этой категории больных. В этой связи разработана тактика и оценка результатов логопедического обучения детей с ринолалией. Доказана целесообразность и необходимость раннего (в возрасте до двух лет) комплексного (хирургического, логопедического, ортодонтического) лечения больных с данной патологией. В комплексном лечении детей необходимо участие различных специалистов. Именно своевременное и квалифицированное лечение каждого из специалистов определяет успех ранней социальной и медицинской реабилитации таких детей.

Одним из основных функциональных нарушений при ринолалии является расстройство звукопроизношения. Речь таких детей развивается позже, чем в норме. Она искажена, недоступна пониманию. Нарушение ее может вести к задержке умственного и психического развития, формированию социальной неполноценности, а так же к ряду психических заболеваний.

Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше - с 3 лет.

При устранении закрытой ринолалии, прежде всего, прибегают к медицинской помощи, при которой путем лечения, прижиганий или хирургии устраняются дефекты, нарушающие правильное резонирование голосовыдыхательной струи в носовой полости. После этого приступают к воспитанию правильного звукопроизношения. Упражнения главным образом ведутся по двум направлениям. Во-первых, нужно воспитать правильную работу мягкого неба. Оно в течение ряда лет или не имело надобности достаточно высоко подниматься, - так как и без этого, проход в нос был закрыт, а потому и после медицинского вмешательства остается полуопущенным, в результате чего получается уже открытая гнусавость, или же, наоборот, беспрерывно оставалось приподнятым (небная форма), - и его надо приучать опускаться при носовых звуках. Во-вторых, нужно позаботиться о правильном направлении голосовыдыхательной струи воздуха при звуках «м» и «н», то есть через носовую полость.

Обе эти задачи достигаются упражнениями, какие употребляются и при открытой ринолалии для указанных целей, - развития небной занавески и дифференцировки выхода через рот и нос. Когда эти две цели будут достигнуты, то останавливаются на выработке звуков «м» и «н». Далее включают их в речь. Результаты достигаются несравненно скорее, чем при открытой гнусавости.

Специальные упражнения:

1. Вдох и выдох через нос с закрытым ртом.

2. Протяжное произнесение «м» и «н». При этом резонирование (вибрация) носовой полости и прохождение через нос воздуха проверяются контрольным прикосновением к носу пальцами или пушинкой перед ноздрями, зеркальцем. Дети младшего возраста прикладывают свою ладонь ко всему лицу от нижнего края лба до верхней губы поочередно то на себе, то на руководителе; игра в мычание коров.

3. Произнесение «м» с гласными «ма», «мо» и т. п.; «м» произносится протяжно. Вначале гласные произносятся тоже в нос, гнусаво, а затем изолируются от носового звука, соединяются с другими гласными и согласными и произносятся «а, о, у... ао, ау, уа... ба, бо» и т. п. При этом надо начинать со звонких согласных, затем «м +а +ма», «м +о +мо» и т. п.

4. В случаях, когда уже при одном открытии рта мягкое небо

рефлекторно поднимается вверх и закрывает проход в нос, ротовая полость каким-либо способом механически закрывается. Например, в нее вставляется кусок резины, обернутый марлей. Тогда дыхание произойдет через нос, хотя челюсти и остаются открытыми (мягкое небо рефлекторно опускается).

5. Аналогично воспитывается звук «н», но обязательно после усвоения

«м». На базе «м» овладение звуком «н» проходит легко. Когда усвоено правильное произнесение в слогах, то подбираются слова и фразы, где «м» и «н» встречаются чаще и в разных сочетаниях. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность - неназальность (п, б - м; т, д - н).

Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приёмов, представляет большую трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данной категории детей, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать обоснованные и целенаправленные методы логопедического воздействия. Важным и наиболее актуальным в наше время являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать эффективной социальной реабилитации лиц с закрытой ринолалией.

ТЕСТ

1. Закрытая ринолалия образуется при:

А. пониженном физиологическом носовом резонансе;

Б. расщелинах заднего отдела твердого неба;

В. расщелинах мягкого неба;

Г. органических изменениях в носовом пространстве.

2. При закрытой ринолалии затруднено:

А. ротовое дыхание;

Б. носовое дыхание;

В. диафрагмальное дыхание;

Г. брюшное дыхание.

3. Если наблюдается уменьшение носоглоточной полости, то говорят о

А. смешанной ринолалии;

Б. открытой ринолалии;

В. передней закрытой;

Г. задней закрытой ринолалии.

4. На начальном этапе занятий при закрытой ринолалии рекомендуется:

А. дыхательные упражнения;

Б. активизация мышц языка;

В. массаж мягкого неба;

Г. работа над звучностью гласных звуков.

5. Если у ребенка наблюдается нарушение тембра назальных и гласных звуков в сочетании с невротическим расстройством (при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании), то о какой форме ринолалии идет речь:

А. передняя закрытая;

Б. задняя закрытая;

В. органическая закрытая

Г. функциональная закрытая;

Д. функциональная смешанная.

6. При какой форме ринолалии требуется только устранение непроходимости:

А. органическая закрытая;

Б. функциональная закрытая;

В. функциональная смешанная;

Г. органическая смешанная;

Д. дефект не исчезает

7. Какая сторона речи у ребёнка с ринолалией нарушена в первую очередь:

А. Фонематическая сторона

Б. Смысловая сторона

В. Звукопроизношение

Ответы: 1-Г, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-Г, 6-А, 7-В.

3. СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ

Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости неба и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.

Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастании, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.

Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, т. к. возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.

КОРРЕКЦИЯ

Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность. Первым шагом будет определение преобладающего вида ринолалии(открытая и закрытая). Это позволяет разработать наиболее эффективную коррекционную программу. При преобладании открытой ринолалии рекомендуется проводить соответствующие для данного вида заболевания логопедические воздействия. При закрытой ринолалии применятся логопедические воздействия характерные при закрытой гнусавости.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: