Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность.
Опыт комплексного лечения многих детей данной категории позволил определить условия формирования речи у этой категории больных. В этой связи разработана тактика и оценка результатов логопедического обучения детей с ринолалией. Доказана целесообразность и необходимость раннего (в возрасте до двух лет) комплексного (хирургического, логопедического, ортодонтического) лечения больных с данной патологией. В комплексном лечении детей необходимо участие различных специалистов. Именно своевременное и квалифицированное лечение каждого из специалистов определяет успех ранней социальной и медицинской реабилитации таких детей.
Одним из основных функциональных нарушений при ринолалии является расстройство звукопроизношения. Речь таких детей развивается позже, чем в норме. Она искажена, недоступна пониманию. Нарушение ее может вести к задержке умственного и психического развития, формированию социальной неполноценности, а так же к ряду психических заболеваний.
Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше - с 3 лет.
При устранении закрытой ринолалии, прежде всего, прибегают к медицинской помощи, при которой путем лечения, прижиганий или хирургии устраняются дефекты, нарушающие правильное резонирование голосовыдыхательной струи в носовой полости. После этого приступают к воспитанию правильного звукопроизношения. Упражнения главным образом ведутся по двум направлениям. Во-первых, нужно воспитать правильную работу мягкого неба. Оно в течение ряда лет или не имело надобности достаточно высоко подниматься, - так как и без этого, проход в нос был закрыт, а потому и после медицинского вмешательства остается полуопущенным, в результате чего получается уже открытая гнусавость, или же, наоборот, беспрерывно оставалось приподнятым (небная форма), - и его надо приучать опускаться при носовых звуках. Во-вторых, нужно позаботиться о правильном направлении голосовыдыхательной струи воздуха при звуках «м» и «н», то есть через носовую полость.
Обе эти задачи достигаются упражнениями, какие употребляются и при открытой ринолалии для указанных целей, - развития небной занавески и дифференцировки выхода через рот и нос. Когда эти две цели будут достигнуты, то останавливаются на выработке звуков «м» и «н». Далее включают их в речь. Результаты достигаются несравненно скорее, чем при открытой гнусавости.
Специальные упражнения:
1. Вдох и выдох через нос с закрытым ртом.
2. Протяжное произнесение «м» и «н». При этом резонирование (вибрация) носовой полости и прохождение через нос воздуха проверяются контрольным прикосновением к носу пальцами или пушинкой перед ноздрями, зеркальцем. Дети младшего возраста прикладывают свою ладонь ко всему лицу от нижнего края лба до верхней губы поочередно то на себе, то на руководителе; игра в мычание коров.
3. Произнесение «м» с гласными «ма», «мо» и т. п.; «м» произносится протяжно. Вначале гласные произносятся тоже в нос, гнусаво, а затем изолируются от носового звука, соединяются с другими гласными и согласными и произносятся «а, о, у... ао, ау, уа... ба, бо» и т. п. При этом надо начинать со звонких согласных, затем «м +а +ма», «м +о +мо» и т. п.
4. В случаях, когда уже при одном открытии рта мягкое небо
рефлекторно поднимается вверх и закрывает проход в нос, ротовая полость каким-либо способом механически закрывается. Например, в нее вставляется кусок резины, обернутый марлей. Тогда дыхание произойдет через нос, хотя челюсти и остаются открытыми (мягкое небо рефлекторно опускается).
5. Аналогично воспитывается звук «н», но обязательно после усвоения
«м». На базе «м» овладение звуком «н» проходит легко. Когда усвоено правильное произнесение в слогах, то подбираются слова и фразы, где «м» и «н» встречаются чаще и в разных сочетаниях. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность - неназальность (п, б - м; т, д - н).
Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приёмов, представляет большую трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данной категории детей, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать обоснованные и целенаправленные методы логопедического воздействия. Важным и наиболее актуальным в наше время являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать эффективной социальной реабилитации лиц с закрытой ринолалией.
ТЕСТ
1. Закрытая ринолалия образуется при:
А. пониженном физиологическом носовом резонансе;
Б. расщелинах заднего отдела твердого неба;
В. расщелинах мягкого неба;
Г. органических изменениях в носовом пространстве.
2. При закрытой ринолалии затруднено:
А. ротовое дыхание;
Б. носовое дыхание;
В. диафрагмальное дыхание;
Г. брюшное дыхание.
3. Если наблюдается уменьшение носоглоточной полости, то говорят о
А. смешанной ринолалии;
Б. открытой ринолалии;
В. передней закрытой;
Г. задней закрытой ринолалии.
4. На начальном этапе занятий при закрытой ринолалии рекомендуется:
А. дыхательные упражнения;
Б. активизация мышц языка;
В. массаж мягкого неба;
Г. работа над звучностью гласных звуков.
5. Если у ребенка наблюдается нарушение тембра назальных и гласных звуков в сочетании с невротическим расстройством (при хорошей проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании), то о какой форме ринолалии идет речь:
А. передняя закрытая;
Б. задняя закрытая;
В. органическая закрытая
Г. функциональная закрытая;
Д. функциональная смешанная.
6. При какой форме ринолалии требуется только устранение непроходимости:
А. органическая закрытая;
Б. функциональная закрытая;
В. функциональная смешанная;
Г. органическая смешанная;
Д. дефект не исчезает
7. Какая сторона речи у ребёнка с ринолалией нарушена в первую очередь:
А. Фонематическая сторона
Б. Смысловая сторона
В. Звукопроизношение
Ответы: 1-Г, 2-Б, 3-Г, 4-А, 5-Г, 6-А, 7-В.
3. СМЕШАННАЯ РИНОЛАЛИЯ
Некоторые авторы (М. Зееман, А. Митринович-Моджеевска) выделяют смешанную ринолалию - состояние речи, характеризующееся пониженным носовым резонансом при произнесении носовых звуков и наличием назального тембра (назализованного голоса). Причиной является сочетание непроходимости неба и недостаточность нёбно-глоточного контакта функционального и органического происхождения.
Наиболее типичными являются сочетания укороченного мягкого нёба, подслизистого его расщепления и аденоидных разрастании, которые в таких случаях служат препятствием для утечки воздуха через носовые ходы во время произнесения оральных звуков.
Состояние речи может ухудшиться после аденотомии, т. к. возникает нёбно-глоточная недостаточность и проявляются признаки открытой ринолалии. В связи с этим логопеду следует тщательно обследовать строение и функцию мягкого нёба, установить, какая форма ринолалии (открытая или закрытая) сильнее нарушает тембр речи, совместно с врачом обсудить необходимость устранения носовой непроходимости и предупредить родителей о возможности ухудшения тембра голоса. После операции используются приемы коррекции, разработанные применительно к открытой ринолалии.
КОРРЕКЦИЯ
Коррекционно-педагогическая и логопедическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность. Первым шагом будет определение преобладающего вида ринолалии(открытая и закрытая). Это позволяет разработать наиболее эффективную коррекционную программу. При преобладании открытой ринолалии рекомендуется проводить соответствующие для данного вида заболевания логопедические воздействия. При закрытой ринолалии применятся логопедические воздействия характерные при закрытой гнусавости.