АА : ЭЭ ААА : ЭЭЭ

Следующий этап - отрывистое четкое произнесение гласных по два и три звука в разной последовательности. Помимо артикуляционной тренировки, это развивает удержание последовательности звуков и овладение слоговой структурой слова. Например: АО АОЭ АУ АУЭ АЭ

Затем от детей требуется произнесение гласных с небольшими паузами, во время которых должно сохранятся высокое положение мягкого нёба; Паузы постепенно увеличиваются от одной до трех секунд.

Например: а-; а- -; а - - - и т.д. Длительное слитное произнесение гласных звуков:а--э--а--у-- и та-..

Воспитание правильного звукопроизношения проводится обычными коррекционными методами. Специфичным является постоянный контроль за направлением воздушной струи, в трудных случаях можно применять временное зажимание носовых ходов для более внятного и звучного произнесения звука. Специфическим также является порядок постановки звуков. Из согласных первым вырабатывается звук Ф- глухой фрикативный звук к произнесению которого легко перейти от упражнений, связанных с продуванием воздушной струи через рот. От ребенка требуется осуществление длительного правильного выдоха, во время которого верхние зубы касаются нижней губы - получается звук ф. Учащиеся упражняются в произнесении звука изолированно (ф - -, ф - -),в обратных слогах (аф, эф, иф), затем в прямых слогах (фа, фу, афа, афу).

К артикуляции звука п учащиеся подготовлены упражнениями по надуванию щек,, требующими хорошего небно-глоточного затвора. Далее дети должны произвести взрыв взрыв смычки губ для звука п. Если у них не получается, тогда логопед размыкает плотно сжатые губы ребенка, отодвигает нижнюю губу вниз. Достаточный взрыв может получится только при отсутствии утечки воздуха через носовые ходы, поэтому в дальнейшем произнесение звука не может применятся для тренировочных упражнений по устранению назальности.

При постановке звука внимание учащихся главным образом фиксируется на правильности ротового выдоха, во время осуществления которого кончик языка прижимается к верхним зубам. Все элементы артикуляции звуков должны быть подготовлены и автоматизированы заранее в артикуляционных упражнениях и автоматически включаться при наличии достаточно сильной воздушной ротовой струи. Звук к представляет определенную трудность для детей и не всегда получается по подражанию, несмотря на упражнения в покашливании. Поэтому может использоваться механический способ постановки от звука т.

Логопедические занятия в дооперационный период предотвращают возникновение серьезных патологических изменений в функционировании органов речи. Одновременно подготавливается активность мягкого неба; нормализуется положение корпя языка; усиливается мышечная деятельность губ; вырабатывается направленный ротовой выдох. Тем самым создаются условия для более эффективных результатов операции и последующей коррекции. Рано начатое логопедическое воздействие уменьшает дегенеративные изменения мышц глотки. (И.И. Ермакова, 1984).

После операции (через 15-20 дней) многие специальные упражнения повторяются. Основная их цель в этом периоде - развитие эластичности и подвижности мягкого неба и выработка полноценного небно-глоточного смыкания. В значительном числе случаев возникает необходимость "растягивания" мягкого неба, так как оно может в послеоперационный период уменьшится в длину за счет рубцевания.

Для растяжения свежих рубцов применяется прием, имитирующий проглатывание. Одновременно проводится и массаж.

В послеоперационный период необходимо развить подвижность мягкого нёба, устранить неправильный уклад органов артикуляции и подготовить произношение всех звуков без назального оттенка.

Дети с ринолалией, посещающие специальный детский сад под руководством логопеда овладевают правильным произношением звуков. Занятия проводятся как в группе так и индивидуально. На индивидуальных занятиях применяются специальные упражнения, направленные на устранение специфических для этой аномалии дефектов.

При составлении индивидуального плана логопед доложен придерживаться следующих направлений: нормализация звуковой стороны речи и устранение лексико-грамматического недоразвития. Включается ряд специальных разделов:

1) Звуки, подлежащие постановке, коррекции, уточнению или дифференциации. Обращается внимание на нарушение собственно артикуляции звуков и на степень назализации при из произнесении.

2) Ритмико-слоговая структура. Вычленяются трудности произнесения звуков в сложных позициях (типа ССГ), а также в многосложных словах и в конце фразы.

3) Фонетическое восприятие и состояние слухового контроля за собственной речью.

В первом периоде обучения в детском саду на индивидуальных занятиях проводится уточнение произношения гласных звуков а,э, о у,ы и согласных п, п; ф,ф; в,в; т,т; постановка и первоначальное закрепление звуков к, к; х, х; с, с; г,г; л, л; б, б. Во втором периоде озвучиваются звуки :и, д, д; з, з; ш; р. В третьем периоде отрабатывается звук ж, аффрикаты и продолжается работа над уточнением артикуляции пройденных ранее звуков. Одновременно ведется интенсивная работа над устранением назального оттенка. Большое место отводится дифференциации рото-носовых звуков: м - п; м - п; н - д; н - т; м -б; м - б.

В специальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи специфические дефекты устраняются на индивидуальных логопедических занятиях.

В процессе коррекционной работы над нормализацией фонетической стороны речи необходимо контролировать эффективность логопедической работы.

Предложенные Л.И. Вансовской критерии дают возможность более четко расчленить комплексные нарушения речи при ринолалии и оценить коррекционное воздействие по двум аспектам (устранение назализации и дефектов артикуляции).

Установлены следующие оценки речи:

1. Нормальная и близкая к норме, т.е. сформировано звукопроизношение и устранена назализация.

2. Значительное улучшение речи - сформировано звукопроизношение, имеется умеренная назализация.

3. Улучшение речи - сформирована артикуляция не всех звуков, имеется умеренная назализация.

4. Без улучшения - не сформирована артикуляция звуков, сохраняется гиперназализация.

На результативность коррекционного воздействия большое влияние оказывает активное участие родителей в воспитании нормальной речи у детей с расщелиной.

Выделяют следующие факторы, оказывающие влияние на на результаты коррекции

• возраст, в котором сделана операция

• качество операции

• возраст, в котором началось логопедическое обучение

• продолжительность обучения

• сотрудничество семьей ребенка

Логопед инструктирует родителей об используемых приемах коррекции и значительную часть хорошо отработанных упражнений рекомендует для систематического применения в домашних условиях.

При устранении закрытой ринолалии, прежде всего, прибегают к медицинской помощи, при которой путем лечения, прижиганий или хирургии устраняются дефекты, нарушающие правильное резонирование голосовыдыхательной струи в носовой полости. После этого приступают к воспитанию правильного звукопроизношения. Упражнения главным образом ведутся по двум направлениям. Во-первых, нужно воспитать правильную работу мягкого неба. Оно в течение ряда лет или не имело надобности достаточно высоко подниматься, - так как и без этого, проход в нос был закрыт, а потому и после медицинского вмешательства остается полуопущенным, в результате чего получается уже открытая гнусавость, или же, наоборот, беспрерывно оставалось приподнятым (небная форма), - и его надо приучать опускаться при носовых звуках. Во-вторых, нужно позаботиться о правильном направлении голосовыдыхательной струи воздуха при звуках «м» и «н», то есть через носовую полость.

Обе эти задачи достигаются упражнениями, какие употребляются и при открытой ринолалии для указанных целей, - развития небной занавески и дифференцировки выхода через рот и нос. Когда эти две цели будут достигнуты, то останавливаются на выработке звуков «м» и «н». Далее включают их в речь. Результаты достигаются несравненно скорее, чем при открытой гнусавости.

Специальные упражнения:

1. Вдох и выдох через нос с закрытым ртом.

2. Протяжное произнесение «м» и «н». При этом резонирование (вибрация) носовой полости и прохождение через нос воздуха проверяются контрольным прикосновением к носу пальцами или пушинкой перед ноздрями, зеркальцем. Дети младшего возраста прикладывают свою ладонь ко всему лицу от нижнего края лба до верхней губы поочередно то на себе, то на руководителе; игра в мычание коров.

3. Произнесение «м» с гласными «ма», «мо» и т. п.; «м» произносится протяжно. Вначале гласные произносятся тоже в нос, гнусаво, а затем изолируются от носового звука, соединяются с другими гласными и согласными и произносятся «а, о, у... ао, ау, уа... ба, бо» и т. п. При этом надо начинать со звонких согласных, затем «м +а +ма», «м +о +мо» и т. п.

4. В случаях, когда уже при одном открытии рта мягкое небо

рефлекторно поднимается вверх и закрывает проход в нос, ротовая полость каким-либо способом механически закрывается. Например, в нее вставляется кусок резины, обернутый марлей. Тогда дыхание произойдет через нос, хотя челюсти и остаются открытыми (мягкое небо рефлекторно опускается).

5. Аналогично воспитывается звук «н», но обязательно после усвоения «м». На базе «м» овладение звуком «н» проходит легко. Когда усвоено правильное произнесение в слогах, то подбираются слова и фразы, где «м» и «н» встречаются чаще и в разных сочетаниях. Заключительным этапом является работа над звучностью гласных звуков и над противопоставлением звуков по признаку назальность - неназальность (п, б - м; т, д - н).

Устранение патологической назализации голоса при ринолалии, несмотря на многообразие применяемых приёмов, представляет большую трудность. Определяется она в первую очередь тяжестью дефекта и характером хирургического вмешательства, которое не всегда достигает хорошего анатомического и функционального эффекта. Коррекционная работа требует воздействия на всю систему голоса и речеобразования. Патофизиологические исследования, выявляющие особенности дыхания, фонации и артикуляции у данной категории детей, расширяют представление о структуре дефекта и позволяют выбирать обоснованные и целенаправленные методы логопедического воздействия. Важным и наиболее актуальным в наше время являются ранние профилактические и комплексные коррекционные мероприятия, которые могут ослабить развитие дефекта и способствовать эффективной социальной реабилитации лиц с закрытой ринолалией.

ТЕСТ

1. Речевое расстройство при смешанной ринолалии зависит от:

А. состояние носоглотки

Б. функции uvulа;

В. возраста;

Г. преимущественного нарушения.

2. Расставьте в правильном порядке звуки, вводимые в речь (мычанием):

А. м;

Б. л;

В. н;

Г. в;

Д. р.

3. Последовательность усвоения гласных:

А. и;

Б. у;

В. а;

Г. о;

Б. э.

4. Логопедическая программа направлена на коррекцию;

А. голоса;

Б.носового (назального) оттенка;

В. носового дыхания;

Г. речеобразования.

5. Работа над звукопроизношением в пооперационный период заключается в:

А. формировании умения беззвучно и точно произносить отдельные звуки;

Б. узнавать звук по артикуляции (зрительный образ);

В. формировании умения нараспев произносить гласные звуки;

Г. постановке легкодоступных для произношения согласных.

6.Для растяжения рубцов применяется:

А. приём, имитирующий проглатывание

Б. массаж рубцов

В. логопедическая гимнастика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: