Аграрный рынок, являющийся составной частью единого рынка страны, имеет сложную внутреннюю структуру и включает следующие специализированные рынки: сельскохозяйственной продукции, земли, средств производства (материальных ресурсов), труда.
Рынок сельскохозяйственной продукции - это сфера обмена товарами сельского хозяйства между производителями и потребителями, сложившаяся на основе разделения труда. В зависимости от видов сельскохозяйственной продукции, представленных на рынке, различают: рынок зерна, рынок картофеля и овощей, рынок мяса и мясопродуктов, рынок молока и молокопродуктов и т. д.
Рынок земли. Во многих развитых странах такой рынок существует. В нашей стране вопрос о создании полномасштабного рынка земли остается открытым. У нас существует рынок, на котором основным товаром являются дачные участки и земельные участки личных подсобных хозяйств, в то время как основные земельные массивы сельскохозяйственных предприятий товаром не являются.
|
|
Рынок средств производства. Свободный рынок средств производства - это неотъемлемая часть рыночной экономики в агропромышленном комплексе, поскольку старые методы централизованного распределения материально-технических ресурсов не могут обеспечить постоянно изменяющуюся потребность сельских товаропроизводителей в этих ресурсах при производстве и реализации сельхозпродукции в новых условиях. Свободная реализация средств производства предполагает насыщение рынка этой продукцией, конкуренцию поставщиков, возможность выбора потребителем наиболее выгодных, качественных и дешевых вариантов.
Рынок труда - это общественно-экономическая форма движения рабочей силы, занятой в аграрной сфере. Он представляет собой систему отношений по поводу обмена индивидуальных способностей к труду на фонд жизненных благ, необходимых для воспроизводства рабочей силы.
Стабилизации рынка труда в аграрной сфере будет способствовать создание дополнительных рабочих мест за счет развития различных видов индивидуальной трудовой деятельности, мелкого бизнеса, организации новых форм хозяйствования. Для этого необходимы поддерживающие меры со стороны государства.
Характеристика рынка индивидуальных потребителей и рынка