Методики логопедической работы

Преодолений тахилалиипредполагает воспитание: а) медленного, спокойного, плавного, строго ритмичного дыхания и голосообразования; б) медленного, ритмического чтения; в) спокойной, ритмически упорядоченной речи; г) здоровой установки на коллектив в процессе речевого и общего поведения; д) общего и слухового внимания к речи. Логопедическую работу с людьми, страдающими тахилалией, рекомендуется проводить поэтапно.

П е р в ы й э т а п – режим молчания. Рекомендуется максимум молчания вне занятий и дома, ограничиваться лишь самыми необходимыми фразами. Режим молчания снимает тревожную возбудимость. На занятиях с логопедом начинается усвоение медленного темпа на простейшем речевом материале (сопряженная, отраженная речь, ответы на вопросы).

В т о р о й э т а п – работа по усвоению медленного темпа на материале громкого чтения. Стержневым моментом во всех речевых упражнениях является слитная речь, отрабатываемая в замедленном темпе. Медленный темп приобретает основное значение как со стороны технической работы над речью, так и со стороны психотерапевтического воздействия на личность ученика. Дается установка на замедление не только внешней речи, но и всех других психомоторных процессов.

Т р е т и й э т а п – работа над редактированием высказываемых мыслей, над адекватностью фразы намеченному содержанию. Материалы занятий: точные пересказы прочитанного по плану и без него; упражнения в произношении различных редакций одной и той же фразы.

Ч е т в е р т ы й э т а п – работа над коллективным рассказом. Внимательно слушая своего товарища, каждый включается в рассказ неожиданно, по сигналу логопеда или дежурного. На этом этапе проводятся функциональные тренировки вне стен логопедического кабинета, как индивидуально, так и коллективно. Такие тренировки носят характер диалогов с прохожими на улице, в магазине. На почте и т.д. Тренировки вне логопедического учреждения воспитывают внимание к собственной речи и ответам собеседника, умение управлять своим поведением и речью в момент эмоционального напряжения.

П я т ы й, з а к л ю ч и т е л ь н ы й э т а п – подготовка к публичному выступлению. Материал для него подбирается с учетом индивидуальных особенностей учеников. Манера поведения, темп речи отрабатывается в процессе самостоятельных индивидуальных и фронтальных занятий.

Продолжительность курса - 2,5-3 месяца. Если этого времени недостаточно, то рекомендуется после перерыва продолжить занятия в течение 4-6 месяцев. В логопедической работе по преодолению баттаризма и полтерна на первом месте стоит формирование понятий на конкретной основе и их словесное грамматически правильное выражение. Необходим подход к речи как к системе в единстве с другими психическими процессами. Рекомендуется работа над целостными речевыми продукциями высшего порядка. Основной прием – фиксация внимания пациента на речи, правильное распределение его во фразе на каждое слово, чтобы процесс переключения внимания соответствовал процессу последовательного логического развертывания мысли. Воспитание логического мышления в речевых и неречевых заданиях. Например, разложить серию картинок в нужной последовательности. Преодоление дефектов внутренней речи. С этой целью содержание высказывания (замысла) реализуется с помощью сюжетной картинки, текста, который прорабатывается по вопросам сначала вместе с логопедом, затем самостоятельно. Развитие слухового внимания, умения слушать речь на материале фраз, текстов. Полезна работа над интонацией. Работа над упорядочением темпа речи: счетные упражнения с движениями, речь по слогам или в сопровождении ритмического отстукивания и т.д. Работа вне логопедических занятий, чтобы закрепить замедленное и четкое произношение, спокойное поведение и внимание к собственной речи. Преодоление баттаризма и полтерн требует раннего начала занятий, систематического длительного логопедического воздействия и последующего периодического контроля из-за частых рецидивов. Работа по преодолению этих расстройств во многих случаях является профилактикой заикания.

При устранении тахилалии у детей дошкольного и млад­шего школьного возраста рекомендуется использовать ме­тодики по коррекции заикания с соответствующими изме­нениями, с учетом механизма и симптоматики тахилалии. В целом принципы и содержание логопедической работы с детьми при заикании и тахилалии сходны.

Логопедическая ритмика включается в логопедическую коррекцию последовательно на каждом этапе с возрастани­ем трудности ритмических занятий и речевых нагрузок. Основой занятий является медленный темп. Обычно прово­дятся вводные упражнения; затем дыхательные, голосовые; упражнения, регулирующие мышечный тонус, улучшаю­щие двигательную координацию и моторную память; акти­визирующие внимание; воспитывающие чувство ритма; счетные упражнения в замедленном темпе; речевые зада­ния на координацию слова с движением и музыкой; специ­альные распевания, мелодекламацию и пение с целью улуч­шения ритмичности дыхания, выработки плавного речевого выдоха и речи в целом; слушание музыки; сюжетные дра­матизации с характерными, бальными танцами, хоровода­ми; музыкальную самостоятельную деятельность; игровую деятельность; заключительные упражнения.

Курс логопедической коррекции у дошкольников и млад­ших школьников — от 6 месяцев до 1 года. В случаях реци­дивов необходимы повторные курсы занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беккер К., Совак М. Логопедия. – М.: 1981.

2. Волкова Л.С. Логопедия. – М.: ВЛАДОС, 2006.

3.. Хватцев М.Ф. Логопедия. – М.: 1959

4. Хватцев М.Ф. Логопедия: работа с дошкольниками.- М.: Аквариум, 1996.

5. Филичева Т.Б. Основы логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

ТЕСТ

1. Тахилалия — это:

А. патологически ускоренный темп речи

Б. патологически замедленный темп речи

В. нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата

2. Тахилалия чаще всего возникает у:

А. вялых, заторможенных, медлительных

Б. нервных, возбудимых, порывистых, неуравно­вешенных

В. у всех в возрасте от 2до 3-х лет

3. При тахилалии в коре головного мозга наблюдается:

А. преобладание процесса возбуждения

Б. преобладание процесса торможения

В. постоянная смена процесса возбуждения на процесс торможения

4. Патологически ускоренная речь с наличием прерывистости темпа речи несудорожного характера (запинками, спотыканием, необоснованными паузами) это:

А. полтерн;

Б. баттаризм;

В. заикание;

5. Методика логопедической работы при тахилалии предполагает воспитание следу­ющих навыков:

А. боле быстрых и четких речевых движений; убыстренных речевых реаккий; темпов письма и чтения;

Б. медленного, спокойного, плавного, строго ритмично­го дыхания и голосообразования; медленного ритмического чтения; спокойной, ритмически упорядоченной речи;

В. удержание правильной артикуляторной позиции

6. Обследование детей при тахилалии осуществляется:

А. только логопедом

Б. только с медицинской точки зрения

В. комплексно: медицинское и психолого-педагогическое

Ответы: 1-А, 2-Б, 3-А, 4-А, 5-Б, 6-В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: