Методические указания. Изучение темы целесообразно начать с усвоения понятий: модернизация и её видов: органическая и догоняющая; индустриальное общество и его характеристика

Изучение темы целесообразно начать с усвоения понятий: модернизация и её видов: органическая и догоняющая; индустриальное общество и его характеристика. Затем необходимо рассмотреть модернизационные процессы в Европе, обеспечивающие переход от традиционного к индустриальному обществу, выяснить его теоретические основы, определить социально- экономические, политические, духовные последствия европейской модернизации. В России первую попытку модернизации предпринял ПётрI в начале XYIII в. Ваша задача рассмотреть предпосылки, цели, основные направления, итоги модернизационных преобразований эпохи ПетраI, дать им самостоятельную оценку. После смерти ПетраI и правления его вдовы Екатерины Алексеевны в России наступила эпоха дворцовых переворотов, которая характеризовалась насильственным захватом власти, засильем иностранцев, изменением положения дворянства. Необходимо вскрыть причины переворотов, показать их последствия для страны, дать им объективную оценку. В 1762 г. в результате очередного переворота власть захватила Екатерина II, которая правила страной 34 года. Период её правления получил название «просвещённого абсолютизма». В этой связи важно уяснить природу, сущность такого правления. Затем надо изучить преобразования Екатерины II в основных сферах жизни российского общества: экономической, социально-политической, культурной. При этом их можно сравнить с преобразованиями Петра I, выявить преемственность и новизну, дать им оценку. Последний дворцовый переворот в России состоялся 12 марта 1801 г. и завершился убийством Павла I – сына Екатерины II. Власть захватил цесаревич Александр, который правил Россией до 1825 г., т. е. первую четверть XIX в. Прежде чем приступать к периоду правления Александра I необходимо определить место, которое занимала Россия в мире, сравнить состояние её экономики, политической жизни с Европой, с Северной Америкой. При этом надо видеть не только отставание России, но и вскрыть его причины, выделить и охарактеризовать главные среди них. Затем следует приступить к рассмотрению периода правления Александра I, который можно разделить на две части: до войны 18912 г. и после войны и выяснить какие преобразования проекты осуществлялись, разрабатывались до войны и какие после войны. Чем принципиально они отличались. Кто принимал участие в их разработке? Каковы результаты тех и других преобразований? Затем следует рассмотреть и охарактеризовать, с современных позиций (См.: Отечественная история: учебное пособие. Томск: изд-во ТПУ, 2009. с.830) период правления Николая II. Почему начавшиеся при нём и закончившаяся при АлександреII Крымская война 1853-1856 гг. Россией была проиграна. Почему после войны император начал реформы, получившие название в литературе «Великие». Как и реформы Петра I, так и Александра II jотличались комплексностью, масштабностью, модернизационной направленностью. Поэтому их необходимо изучать в хронологической последовательности, дифференцированно, обращая внимание на содержание и характер каждой реформы, выделяя сильные и слабые стороны, прослеживая практические результаты, давая оценку. Таким же образом, с помощью тех же методологических приёмов можно изучать и последующие российские реформы: С. Ю. Витте и П. А. Столыпина.

Пореформенная эпоха в России характеризовалась обострением социальной напряжённости, дальнейшим развитием общественно- политического движения по трём направлениям: консервативное, либеральное. Радикальное (революционно-демократическое). Каждое из трёх направлений можно изучать по следующей схеме: представители движения, идеология, цели движения, тактика действия.

Начало XX вв.ознаменовалось для России двумя трагическими событиями: русско-японской войной 1904-1905 гг. и первой российской революцией 1905- 1907 гг. Необходимо установить связь между этими событиями, выяснить почему царизм начал войну. Как она отразилась на политической обстановке в стране? Почему в России началась революция, что предпринимал император, чтобы не допустить её размаха? Какой был опубликован документ? Что он дал для России? В чём его сущность? Каковы последствия революции? Другими двумя эпохальными событиями начала XX в. явились Первая мировая война и вторая революция в России. Как то, так и другое событие требуют обстоятельного изучения. Необходимо рассмотреть экономическую, общественно-политическую обстановку в России накануне и в годы войны, выяснить истоки общенационального кризиса, причины и последствия свержения монархии в России, а затем и Временного правительства. Важно понять, что означал захват власти большевиками в октябре 1917 г. Насколько противоречивыми оказались их декларации, заявления и последующие практические действия. В тесной связи с революцией следует рассматривать гражданскую войну, поскольку они являлись звеньями одной цепи в борьбе за власть, за передел России, отличались лишь по времени, формам и методам борьбы. Ваша задача не только определить специфику этих форм, но и особенностей гражданской войны в России, расстановку и состав воющих сторон, причины большевиков, демографические и другие последствия войны.

.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие российские проблемы и противоречия породили реформы ПетраI?

2. В каких сферах жизни общества реформы ПетраI оказались наиболее результативными и почему?.

3. Каковы были причины и последствия «дворцовых переворотов» в России.

4. Раскройте смысл понятия «просвещённый абсолютизм» применительно к политике ЕкатериныII

5. Когда в России начался и когда завершился промышленный переворот? В чём его суть? Каковы его социально-экономические последствия?/

6. Почему некоторые историки называют правление НиколаяI временем «консервативной модернизации» страны, а другие- «периодом кризиса и реакции»? Кто из них, на Ваш взгляд и почему?

7. Объясните кратко суть уваровской «триады».

8. Почему реформы 60-70-х XIX в.называют либеральными? В чём проявилась непоследовательность и противоречивость реформ?

9. Когда и почему рухнула династия Романовых?

10. Каковы были причины и последствия «белого» и «красного» террора в России?

11. Какие основополагающие идеи большевиков отразились в политике «военного коммунизма». Была ли она неизбежна?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: